В научной статье проведен анализ проблемы становления и функционирования студенческого самоуправления в вузе. Представлены: актуальность проблемы, исторический обзор возникновения и перспективы развития студенческого самоуправления в современной высшей школе. В статье авторы раскрывают признаки, цели, задачи, принципы, функции и субъекты студенческого самоуправления в вузе.
студенчество, самоуправление, государственная молодежная политика, субъекты студенческого самоуправления, органы студенческого самоуправления.
Сегодня в условиях социальной модернизации, форсированного инновационного развития всех сфер жизни общества особое внимание уделяется проблемам образования и профессиональной подготовки молодежи — компетентной, конкурентоспособной, социально активной, амбициозной, мотивированной на проявление своего личностного потенциала в деле повышения качества своей жизни и жизни своих сограждан, готовой к непосредственному личному участию в общественно-политической, экономической и культурной жизни страны. В значительной степени развитию личностных качеств студентов, их лидерского потенциала, организационных и управленческих навыков способствует институт студенческого самоуправления.
Следует отметить, что самоуправление — это не новое явление университетской жизни. Стремление студентов к проявлению своего «я», желание деятельно участвовать в жизни университета, поддержка научных, культурных, общественных инициатив студентов со стороны профессорско-преподавательского состава, руководства — это одна из характерных черт университета классического типа [8].
Студенческое самоуправление зародилось вместе с появлением высшей школы, а именно в первых университетах средневековой Европы (в ХII в. в Италии: медицинская школа в Салерно, Высшая юридическая школа в Болонье, преобразованная в университет в 1158 г. в Париже, затем 1168 г. – университет в Оксфорде, чуть позже в Кембридже, в ХII в. в Испании, в 1348 г. в Праге и вскоре в Кракове и т.д.). Согласно работам отечественных и зарубежных исследователей-медиевистов, первые университеты представляли собой автономные с развитой демократией и студенческим самоуправлением (сам термин «студенческое самоуправление» был введен гораздо позднее), созданные с академическими целями объединения профессоров-лекторов и студентов. Содержание самого слова «университет» не соответствовало современному термину. Понятие означало «все из группы» и относилось только к популяции студентов, не включая в себя учителей или докторов (магистров) наук, как их стали называть позднее. Учителя образовали позднее свою корпоративную структуру – коллегию, в большой мере с целью защиты от власти студентов. Фактически современные взаимоотношения студентов с факультетскими и университетскими властями в процессе выработки академической политики представляют собой полную противоположность подобным отношениям в Средние века.
1. Антропология педагогической мысли Древней Руси и Российского государства XIV–XVII вв. М.: Педагогика, 1985.
2. Волоткевич Т.Н. Самоуправление студентов как фактор организации воспитательной работы в вузе: Автореф. дис.... канд. пед. наук. Красноярск, 2005.
3. Жук О.Л. Студенческое самоуправление как фактор подготовки будущего учителя к воспитательной работе: Автореф. дис.... канд. пед. наук. Минск, 1990.
4. Загайтова Л.Я. Студенческое самоуправление как основа расширения демократии в высшей школе: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М, 1990.
5. Исследовательская деятельность студентов: Учеб. пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальников. М.: Сфера, 2005.
6. Королева В.О. Становление готовности студентов педколледжа к самоуправлению в образовательном процессе: Автореф. дис.... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000.
7. Кружилина Т.В. Педагогизация сознания субъектов образовательного пространства как основа преодоления отчуждения между поколениями: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2002.
8. Методические рекомендации по организации студенческого самоуправления в Карагандинском государственном университете имени академика Е.А.Букетова / Под общ. ред. Е.К. Кубеева; сост.: С.К. Кентбек, К.Г. Гаркуша, А.С. Артакшинова. Караганда: Изд-во КарГУ, 2013.
9. Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами. М.: Народное образование, 2009.
10. Программа воспитательной работы в Карагандинском государственном университете имени Е.А. Букетова на 2012–2015 годы / Сост. Е.К. Кубеев, Р.М. Жумашев, С.К. Кентбек, К.Г. Гаркуша, А.С. Артакшинова. Караганда: Изд-во КарГУ, 2012.