Сегодня образовательная система характеризуется умножением поликультурных процессов и актуализацией межкультурного диалога. Образовательная модель, отвечающая новым социально-экономическим запросам, только начинает складываться. Становление профессионала сферы туризма начинается с момента выбора данной профессии. Важен симбиоз, непосредственная динамическая взаимосвязь профессиональной социализации и системы профессиональных знаний и навыков. Мотивация выбора профессии студентами туристского вуза изучена в ходе социологического исследования, проведенного методом анкетного опроса на базе Российской международной академии туризма и ее московского филиала. Объем выборочной совокупности составил 564 респондента: в сравнительном исследовании участвовали студенты 1-го курса (250 чел.) и 4-го курса (314 чел.). Выборка сплошная. Выводы: мотивация профессионального самоопределения личности имеет разновекторную структуру. Значительная детерминация внутренними мотивами дополняется у студентов влиянием внешней мотивации как положительного, так и отрицательного значения. При существующих высоких показателях влияния отдельных видов мотивации у студентов 4-го курса по отношению к 1-му курсу несколько снижаются показатели мотивов «Престижность», «Возможность приносить пользу людям», «Возможность использования профессиональных умений вне работы». Результаты способствуют пониманию сущности профессиональной мотивации менеджера туризма как совокупности устойчивых мотивов, включающей профессиональные мотивы, мотивы профессионального развития, прагматические мотивы, познавательные мотивы, мотивы самореализации личности, социальные мотивы.
мотивация менеджера туризма, выбор профессии, профессиональные мотивы.
Введение
В туристском образовательном пространстве наблюдается рассогласованность целей конкретных субъектов образовательного процесса и ожиданий общества от качества будущих профессионалов сферы туризма. Это сигнализирует о проблемах сферы туристского образования выполнять конкретные запросы общества. Сегодня образовательная система характеризуется умножением поликультурных процессов и актуализацией межкультурного диалога. Образовательная модель, отвечающая новым социально-экономическим запросам, только начинает складываться [2].
Приступая к исследованию, мы исходили из того, что профессиональная мотивация менеджера туризма представляет собой совокупность устойчивых мотивов (собственно профессиональных мотивов, мотивов профессионального развития и карьерного роста, прагматических мотивов, познавательных мотивов, мотивов самореализации личности, социальных мотивов), проявление которых зависит от профессиональных взглядов, отношений, позиций, а также эмоций, чувств, профессиональных качеств личности.
Основной целью системы профессионального туристского образования служит подготовка субъекта социальных интеракций (взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга). Именно социализация индивида является важнейшим вопросом системы образования. Первичный опыт социальной коммуникации возможен только в системе образования, начиная с дошкольных образовательных организаций. Профессиональное образование должно стать завершающим системным интеграционным фактором социализации в современном мире, обеспечивать упорядоченным процессом становления личности, направленного на формирование и развитие полноценного члена общества [3].
1. Кальней В.А., Матвеева Т.М., Мищенко Е.А., Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С. 21–26.
2. Кальней В.А., Шишов С.Е. Социальное развитие вуза как фактор повышения качества образования // В сборнике: «Проблемы современной организации и содержания профессионального образования: мониторинг качества. Материалы международной научно-практической конференции». Науч. ред. — д-р пед. наук, профессор С.Е. Шишов. 2013. С. 78–83.
3. Шишов С.Г., Агапов И.В. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 2. С. 58.
4. Шишов С.Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе // Образование и наука. 2008. № 5. С. 33–44.