ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются основные направления организации исследовательской деятельности бакалавров в процессе использования проектных технологий; предлагается структура организации различных видов проектов, определяются критерии сформированности исследовательской деятельности бакалавров, описываются результаты исследования.

Ключевые слова:
исследовательская деятельность, направления ее организации, виды проектов, критерии и уровни
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Современная социально-экономическая ситуация в обществе предъявляет новые требования к системе высшего образования, направленные на активизацию исследовательской деятельности бакалавров. Актуальность данной проблемы отражена в Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в котором подчеркивается необходимость самоопределения личности, развития ее критического мышления и готовности проявлять творческую самостоятельную активность.

Исследовательская деятельность бакалавров связана с выполнением определенных задач, решение которых направлено на создание на основе наблюдения представлений об объекте или явлении окружающего мира, доказательства гипотезы, формирования навыка работы с разными версиями на основе анализа, обобщения и реферирования литературных источников по проблеме исследования.

Организация исследовательской деятельности в высшей школе, по мнению А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева, должна быть направлена на реализацию мотивационно-ценностной, содержательно-практической, практико-ориентированной технологий подготовки будущего учителя [1, с. 18]. Поэтому особое место в формировании исследовательской деятельности бакалавров занимает проектная деятельность, которая позволяет выбрать определенную траекторию профессионального и творческого роста личности. Ее основа была заложена Дж. Дьюи, У. Килпатриком, Э. Коллингсом, С.Т. Шацким. Результатом данной технологии является создание проекта, который определяется как замысел переустройства действительности согласно определенным правилам. В образовательном процессе высшей школы он представляет собой, прежде всего, самостоятельно разработанный продукт, в котором осуществляются все этапы от выделения идеи до ее воплощения и направленный на организацию самостоятельной исследовательской и творческой деятельности субъектов, их самореализацию.

Наполненная новым содержанием проблема организации исследовательской деятельности бакалавров с использованием проектной технологии обусловливается, прежде всего, изменением целей образования, вызванной направленностью на компетентностный подход; необходимостью изменения содержания, направленного на рефлексивно-исследовательскую и творческую деятельность обучающихся.

В образовательном процессе высшей школы исследовательская деятельность осуществляется в следующих взаимосвязанных блоках: 1) дисциплины научно-исследовательского цикла; 2) расширенные практики в общеобразовательной школе; 3) сетевое взаимодействие в процессе формирования исследовательских навыков в совместной проектной деятельности российских и зарубежных вузов.

Научно-исследовательский блок включает следующие дисциплины: «Методология психолого-педагогических исследований в начальном образовании», «Аргументация», «Научно-исследовательская работа студентов», «Современные образовательные технологии в начальном образовании» и др. Организация проектной деятельности опирается на общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть бакалавр в различных видах деятельности.

Практическая реализация теоретических положений в исследовательской деятельности предусматривает следующие задания: разработать диагностический инструментарий проекта, провести опрос, разработать исследовательский, информационный, творческий проекты с использованием информационных технологий виды проектов. Реализация данных проектов осуществлялась в соответствие с видами проекта в исследовательской, информационной, творческой деятельности бакалавров. Работа по реализации проектов велась в различных направлениях.

Первое направление характеризуется выполнением проектов, посвященных выдающимся ученым, в частности: «Гносеологические аспекты начального образования», «Жизнь замечательных людей», направленные на изучение концептуальных идей профессора С.П. Баранова, изучения актуальности использования концептуальных идей ученого в общеобразовательной школе; исследования основополагающих идей ученых Липецкой области К.А. Москаленко, «Грани личности: нержавеющий Сталь» С.А. Шмаков.

Данные проекты ставят следующие цели: формирование мотивации студентов к проектной деятельности в образовательном процессе; повышение образовательного уровня, интереса к изучаемым дисциплинам; активизация самостоятельной исследовательской деятельности студентов, индивидуальной или парной, развитие творческих способностей; вовлечение студентов в социально-значимую деятельность.

Структура исследовательского проекта, подготовленного бакалаврами, включает в себя следующие компоненты: тема проекта; проблемный вопрос; цель и задачи проекта, связанные с проблематизацией проекта; гипотеза; разработка проектирования действий по разрешению проблемного вопроса, определение вида проекта; планирование, т.е. разработка проекта; пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных, т.е. его технология; оформление результатов исследования предоставления результатов исследования (презентация, буклет, устный, журнал, «Жизнь замечательных людей», ток-шоу, веб-квест; аннотация проекта; создание мультфильма, виртуальная экскурсия); защита полученных результатов, выводы, рефлексия.

Приведем пример реализации исследовательского проекта «Жизнь занимательных людей» (по творчеству С.П. Баранова).

Цель проекта: определить значимость концептуальных идей  С.П. Баранова в современной школе.

Задачи проекта:1) определить концептуальные идеи С.П. Баранова и раскрыть их содержание; раскрыть  концептуальные идеи и дидактические положения С.П. Баранова, которые являются наиболее актуальными на современном этапе; показать возможности использования практических заданий в образовательном процессе младших школьников.

Гипотеза проекта: идеи С.П. Баранова оказывают огромное влияние  на бакалавров; на качество образовательного процесса в начальной школе.

Реализация проекта осуществляется по направлениям в соответствие с работой библиографов, ученых, социологов, методистов, творцов. Студенты изучали библиографию С.П. Баранова, знакомились с научными трудами ученого, выделяли и характеризовали концептуальные идеи ученого, готовили вопросы для социологического опроса, создавали методологическую копилку, творчество студентов, представленных в виде, видеофильма, устного журнала «С.П. Баранов», буклета, подкастинга, изобразительной деятельности, эссе «Глазки смотрят, а слезки льются», в котором явления действительности осмысливаются через эстетические категории «прекрасного», «безобразного», «комического», «трагического», «драматического» и др.

Оценка сформированности исследовательских и творческих компетенций у бакалавров в процессе использования проектных технологий в соответствие с профессиональным стандартом высшего образования осуществлялась на основе оценочных средств текущей, промежуточной и итоговой аттестацией, разработанных авторами программ.

Второе направление связано с расширением содержания практики бакалавров в общеобразовательной школе. Площадкой для проведения эксперимента является МБОУ СОШ №24 им. М.Б. Раковского г. Липецка, которая продолжает традиции Липецкой педагогической научной школы и, в частности, профессора С.А. Шмакова, который организовал в данной школе педагогические классы. Осуществлять исследовательскую деятельность студентов с младшими школьниками помогают учителя (супервизоры), тьюторы и руководители практик, которые анализируют возникшие в процессе проведения проектов трудности, помогают сформулировать темы проектов, консультируют бакалавров при подготовке проектов, помогают осуществлять сетевое взаимодействие с учащимися. Студенты помогают детям в создании проекта на всех этапах, активизируют мотивацию учащихся, помогают сформулировать цели проекта, реализуют методы самостоятельности и самообучения в проектной технологии.

Организация исследовательской проектной деятельности студентов во время практики направлена на создание детьми исследовательских, творческих, информационных, социальных, телекоммуникационных проектов. Каждый из проектов решает определенные задачи. Исследовательские проекты формируют навыки научного исследования, умения ставить проблему, определять задачи исследования, доказывать гипотезу. Они имеют четкую структуру: определение темы исследования; формулировка проблемы исследования; гипотезы, его организация исследования, результат исследования, презентация, составление визитной карточки проекта. Творческие проекты направлены на создание нового оригинального продукта (видеофильма, буклета, мультфильма, праздника). Они не имеют четкой структуры и разрабатываются в соответствие со структурой выбранного детьми жанра. Информационные проекты связаны с поиском, осмыслением и обобщением информации. Социально-значимые проекты направлены на решение определенных экологических, социальных, патриотических, региональных культурных проблем. Они часто носят групповой характер и имеют следующую структуру: цель, распределение ролей, например: «Неверующий Фома», «Знатоки», «Ученые» и т.д.; составление плана действий, разработка мероприятий по проекту, результат, внешняя экспертиза, создание продукта проектной деятельности на основе компьютерной коммуникации. Телекоммуникационные проекты решают задачу организации совместной познавательной, творческой, игровой деятельности и интеграции знаний предмета исследуемой проблемы. Они наиболее приближаются к научному исследованию. В образовательном процессе начального обучения используются такие минипроекты, как составление лукбуков на героев рассказа, картины, музыкального произведения, включающих в себя альбомы фотографий, описания героев; использование лэпбуков героев, региона, города, которые представляют собой книжки-раскладушки с кармашками, дверями, окошками, вкладками, подвижными деталями для размещения деталей,  видео, создание мультфильмов и др.

В процессе организации работы над технологией проектной деятельности использовались методические материалы пособия, разработанные Е. Н. Землянской, в которых учитывались содержание и структура проекта, образовательные результаты, риски использования проектной технологии в начальных классах [2].

С целью проверки эффективности использования проектных технологий в исследовательской деятельности бакалавров была проведена опытно экспериментальная работа, включающая следующие критерии и оценки в баллах в соответствие с тремя уровнями (высокий, средний , низкий): 1) мотивация к исследовательской деятельности (0-5 баллов); 2) актуальность и новизна исследования современных проблем (0-3 балла); 3) полнота раскрытия проблемы исследования, умение использовать и обобщать источники по проблеме исследования (0-5 баллов); 4) практическая значимость исследования, наличие конкретных и значимых результатов (0-5 баллов); 5) адресность проекта (ориентация на какую-либо аудиторию и решение ее проблем ( 0-3 балла); 6) умение сотрудничать с различными группами (0-3 балла); 7) логико-теоретическая обоснованность выводов (0-5 баллов); 8) компетентность докладчика, включая умение вести диалог и дискуссию в рамках направления проекта (0-5 б.); 9) умение работать с младшим школьникам; 10) рефлексия.

Результаты исследования бакалавров Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского (количество респондентов составило 136 респондентов) по высокому уровню представлены на рис.

 

 

Рис. Сформированность исследовательских умений у бакалавров в проектной деятельности

 

Анализ результатов исследования после реализации основных направлений показывает высокий уровень сформированности исследовательских умений в проектной деятельности у бакалавров. Так, по критерию мотивации к исследовательской деятельности, на высоком уровне находятся 91,9% респондентов; актуальность и новизну исследования современных проблем раскрывают 82,3% респондентов; полнота раскрытия проблемы исследования, умение использовать и обобщать источники по проблеме исследования наблюдается у 77,2% респондентов; практическую значимость исследования, наличие конкретных и значимых результатов определяют 95,6%; адресность проекта (ориентация на какую-либо аудиторию и решение ее проблем сформирована у 82,3%; умение сотрудничать с различными группами сформировано у 91,9%; логико-теоретическая обоснованность выводов развита у 67,6%; компетентность докладчика, включая умение вести диалог и дискуссию в рамках направления проекта  77,2%; умение работать с младшим школьником у 82,3%, рефлексия  наблюдается у 58,1% респондентов. Следовательно, при реализации проектных технологий в исследовательской деятельности бакалавров при реализации данных направлений реализуются все исследовательские умения.

Таким образом, исследовательская деятельность бакалавров в процессе использования проектных технологий приобретает осмысленную и самостоятельную обработку информации, обеспечивает целостный подход к изучению педагогических процессов и явлений, и формирует навыки экспериментальной работы в практической деятельности.

Список литературы

1. Дмитриев А.Е., Дмитриев Ю.А. Дидактика начальной школы: 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов. − М. Юрайт, 2019. 228 с.

2. Землянская, Е.Н. Учебные проекты в развивающем образовании: методическое пособие. – М.: МПГУ, 2017. 75 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?