Диагностика состояния организма студентов является неотъемлемой частью учебного процесса. Отклонения в состоянии здоровья снижают резервные возможности организма. Разработаны тесты для определения физической и функциональной подготовленности студентов. Определено состояние функциональных систем организма с целью разработки эффективной стратегии физической подготовки студентов в вузе.
физическая работоспособность, функциональная подготовленность, комплексный контроль, резервные возможности организма, комплексная диагностика.
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, привела к значительному ухудшению физических показателей всех групп населения, в том числе и студентов. В нашем обществе сегодня ни у кого не вызывает сомнения истина, что именно занятия физической культурой и спортом создают прочный фундамент здоровья, от которого зависит эффективность во всех сферах профессиональной деятельности. Однако для повышения эффективности программы по физическому воспитанию студентов в вузах необходимо ввести в практику занятий комплексную оценку состояния основных систем организма, позволяющую выявить несоответствие показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности нормативным показателям [1; 4; 6; 8]. Именно повышение слабых сторон подготовленности улучшит уровень основных физических качеств и здоровья организма в целом.
Цели исследования: разработать батарею тестов для определения физической и функциональной подготовленности студентов, определить состояние функциональных систем организма с целью разработки эффективной стратегии физической подготовки студентов.
Результаты исследования. Развитие физических качеств, интенсивность физических нагрузок, состояние отдельных функциональных систем и организма в целом представляет собой такое многокомпонентное понятие, как физическая работоспособность. По определению Всемирной организации здравоохранения, «физическая работоспособность рассматривается как способность к физической деятельности, включающей максимальную аэробную и анаэробную производительность, максимальную мышечную силу и выносливость, высокой уровень развития нервно-мышечной координации и субъективную переносимость предложенных физических нагрузок» [17]. Для определения физической работоспособности в лабораторных условиях применяются тесты со ступенчато возрастающей нагрузкой вплоть до «отказа от работы» на велоэргометре или тредбане [9; 10]. Для определения адаптации к физической нагрузке функциональных систем организма используются методы газообмена, биохимии и электрокардиографии.
1. Авсарагов Г.Р. Физическое воспитание студентов вузов в различные периоды учебно-тренировочного процесса: Автореф. … канд. пед. наук. Набережные Челны, 2010.
2. Воробьев А.А., Корженевский А.Н., Васильев С.А. Принципиальные подходы к воспитанию специальной работоспособности в циклических видах спорта: Учебно-метод. пособие: М.: Государственная школа высшего спортивного мастерства – центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России, 2011.
3. Виленский М.Я., Русанов В.П. Оптимизация умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле // Теория и практика физической культуры. 1979. № 6. С. 48–51.
4. Волков Н.И. Энергетический обмен и работоспособность человека в условиях напряженной мышечной деятельности: Автореф. дис. … канд. биолог. наук. М., 1969.
5. Колокатова Л.Ф., Чубаров М.М. Управление психофизической подготовленностью в учебном процессе на основе использования технических средств оптимизации психофизических состояний // Теория и практика физической культуры. 2011. № 12. С. 37–39.
6. Колокатова Л.Ф., Петухова Т.А. Психофизиологические аспекты здорового образа жизни: Учебное пособие для студентов вузов. Пенза: Изд-во ПГУАиС, 2006.
7. Колокатова Л.Ф., Чубаров М.М., Петухова Т.А. Физическая культура студента: Учеб. пособие для студентов вузов. Пенза: Изд-во ПГУАиС, 2012.
8. Корженевский А.Н. Методы диагностики функциональной подготовленности и современные аспекты подготовки спортсменов: Монография. М.: Государственная школа высшего спортивного мастерства – центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России, 2011.
9. Корженевский А.Н., Тарасова Л.В., Воробьев А.А., Колокатова Л.Ф. Комплексная диагностика подготовленности высококвалифицированных тяжелоатлетов // Теория и практика физической культуры. 2012. № 12. С. 26–32.
10. Корженевский А.Н., Васильев С.А., Романов Е.А., Подливаев Б.А. Особенности адаптации высококвалифицированных борцов, характеризующихся различным уровнем спортивных результатов, к неспецифической нагрузке // Теория и практика физической культуры. 2013. № 12. С. 68–71.
11. Корженевская Е.И. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие для студентов всех экономических специальностей. Королев: Королевский институт управления, экономики и социологии, 2008.
12. Чечельницкая С.М., Колокатова Л.Ф, Калинин Е.М., Пилиповский А.З. Методико-практические рекомендации по оценке функционального состояния школьников. М.: Изд-во МГИУ, 2005.
13. Программа по физической культуре для высших учебных заведений (Государственный комитет РФ по высшему образованию). М., 1994.
14. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений, утвержденная Министерством образования Российской Федерации 26.07.2000.
15. Спортивная медицина: Учебник для институтов физ. Культуры / Под ред. В.Л. Карпмана. М: Физкультура и спорт, 1987.
16. Фарфель В.С. Физиологические особенности работ различной мощности // Исследования по физиологии выносливости. М.; Л., 1949. С. 237–258.
17. Seliger V. Physiol. Fetness, Praha, 1933, p. 21.