Самара, Самарская область, Россия
Самара, Самарская область, Россия
Статья посвящается методам формирования кадрового потенциала таможенных органов. Анализируются условия формирования профессиональных и общекультурных (универсальных) компетенций в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (направление подготовки по специальности «Таможенное дело»). Авторами разработаны организационные и методические рекомендации по формированию эмоциональной компетентности студентов вузов, а также должностных лиц таможенных органов, предполагающих совершенствование методики индивидуализации обучения в университете. Сформировано учебно-методическое обеспечение процесса подготовки студентов ( специальность «Таможенное дело») в Самарском государственном техническом университете, включающего в себя вариативные задания, разработанные на основе контекстного подхода и методики индивидуализации обучения в вузе.
таможенные органы, интеллектуальная таможня, кадровый потенциал, компетентностный подход, цифровые технологии, эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект
Введение
В современных условиях трансформации технология формирования кадрового потенциала таможенных органов требует совершенствования профессиональных и общекультурных (универсальных) компетенций должностных лиц, а также проведения комплексного мониторинга эффективности реализации всех направлений кадровой политики таможенной службы. В 2020 году в Российской Федерации утверждены приоритетные направления и стратегические задачи развития таможенной службы («Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»), предполагающие реализацию различных производственных и кадровых мероприятий, учитывающих процессы цифровизации и постепенный переход к «интеллектуальной» таможне [1]. Данную задачу невозможно выполнить без высококвалифицированного, мобильного и стрессоустойчивого коллектива таможенного органа.
Одним из векторов Стратегии является повышение эффективности управления человеческими ресурсами таможенных органов, формирование высококвалифицированного кадрового потенциала. В условиях перехода к «интеллектуальной таможне» в соответствии с основными задачами Стратегии приоритетным направлением таможенного менеджмента является развитие технологий социального управления кадровым потенциалом таможенных органов: кадровое планирование, профессиональное развитие и обучение персонала, повышение уровня профессиональных и общекультурных компетенций сотрудников и др. [1]. Формирование организационных и образовательных условий для трансформации трудового потенциала в интеллектуальный капитал таможенного органа актуализирует совершенствование образовательных технологий переподготовки (повышения квалификации) должностных лиц и образовательного процесса подготовки студентов специальности «Таможенное дело».
Следует отметить, что многофункциональный характер трудовой деятельности должностных лиц обусловлен компетенциями в различных областях профессиональной деятельности, среди которых:
- современные экономические концепции в решении задач профессиональной деятельности;
- деловое администрирование;
- методы ведения PR-кампании таможенными органами;
- научная организация труда в профессиональной деятельности;
- организация труда исполнителей в таможенных органах;
- социально-психологические аспекты профессиональной деятельности;
- управление конфликтами и стрессами в таможенных органах;
- актуализация нормативно-правовой базы законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела и др.
С одной стороны, как отмечает А.Ю. Рожкова, переход к «интеллектуальной таможне» инициирует модернизацию образовательных технологий обучения специалистов в области таможенного дела по всем направлениям профессиональной деятельности, но особенно в сфере деловых и социальных коммуникаций в таможенных органах [1]. С другой стороны, организационные нововведения (инновации и новшества) могут вызывать сопротивление со стороны определенных групп сотрудников, что скажется на эффективности деятельности таможни.
Очевидно, что стратегическим направлением формирования кадрового потенциала таможенных органов является совершенствование системы профессионального обучения персонала и процесса подготовки студентов по специальности «Таможенное дело» [2]. Как отмечает С.М. Чижиков, существует спектр образовательных и управленческих задач и необходимость их решения в практической деятельности руководства и кадровой службы, а также вузов, осуществляющих подготовку студентов (специальность «Таможенное дело») [3].
В настоящее время изменяются требования работодателей (руководителей таможенных органов и организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность) к структуре и содержанию портфеля профессиональных и общекультурных (универсальных) компетенций студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело» в российских вузах. Актуальность приобретают такие компетенции должностных лиц таможенных органов, как:
- осуществление руководства в кризисных ситуациях, идентификация и оценка потенциальных кадровых рисков, возникающих в процессе таможенной службы;
- развитие инфраструктуры таможенных органов;
- управление производственной ситуацией, работа с базами данных;
- формирование системы ценностей и ритуалов, поддерживающих конструктивную организационную культуру таможенной службы в условиях внешних и внутренних изменений;
- системное (стратегическое) мышление, профессиональные знания;
- формирование благоприятной социально-психологической атмосферы в трудовом коллективе в условиях стресс-факторов внешней среды;
- управление организационными конфликтами;
- реализация кадровых мероприятий по повышению уровня лояльности и уровня настроя персонала по отношению к организации;
- организация эффективной работы в команде по решению производственных задач таможенной службы;
- повышение уровня культуры трудового поведения персонала таможенного органа;
- проявление стрессоустойчивости и эмоциональной компетентности в сложных кризисных и нестандартных ситуациях и др.
Вопросы исследования
В рамках многофункциональных аспектов профессиональной деятельности таможенной службы Российской Федерации модернизация потребует осуществления изменений и в процессе формирования новых компетенций у должностных лиц таможенных органов и студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело» [3]. Для организационной среды таможенных органов в сочетании с комплексным процессом контроля результатов принимаемых решений характерен высокий уровень стрессогенности и напряженности служебной деятельности должностных лиц. Кроме того, следует отметить, что основой профессиональной деятельности должностных лиц таможенных органов являются не только нормативно-правовые, но и социально-организационные и социально-психологические отношения. В период изменений поведенческие аспекты профессиональной деятельности инициируют социальную направленность в таможенном менеджменте и в управлении персоналом таможенных органов.
Таким образом, актуальной является образовательная задача формирования эмоциональной компетентности руководителей и должностных лиц, так как высокий уровень эмоционального интеллекта позволит гармонизировать систему социально-трудовых отношений, уменьшить уровень деструктивной конфликтности и организационного стресса в период проведения организационных изменений в системе таможенных органов.
Результаты экспертных опросов показывают, что в настоящее время должностным лицам таможенного органа необходимо проведение обучающих (организационных, корпоративных, социально-психологических) тренингов по таким темам, как:
- управление конфликтами и профессиональными стрессами в коллективе таможенного органа;
- совершенствование стиля работы руководящего состава таможенных органов;
- профилактика профессионального стресса должностных лиц;
- эффективные коммуникации в трудовом коллективе таможенного органа;
- повышение уровня эмоциональной компетентности должностных лиц;
- управление командой и лидерство;
- эмоциональный интеллект команды в трудовом коллективе таможенных органов;
- управление кадровыми рисками: повышение уровня лояльности должностных лиц таможенных органов и др. [4, 5].
Таким образом, при переходе к «интеллектуальной таможне» в соответствии с основными задачами Стратегии необходимо совершенствовать методику обучения студентов по специальности «Таможенное дело» в вузах и программы повышения квалификации (переподготовки), направленные на формирование не только профессиональных компетенций, но и повышение уровня общекультурных (универсальных) компетенций.
Процесс перехода к «интеллектуальной таможне» определяет стратегические задачи данных процессов:
- повышение уровня профессиональной компетентности должностных лиц;
- повышение качества подготовки в сфере деловых и социальных коммуникаций таможенного органа;
- повышение уровня подготовки в сфере эмоциональной компетентности руководителей и должностных лиц таможенных органов.
Авторы статьи проанализировали различные научные исследования, результаты которых имеют практическое значение для совершенствования методики формирования профессиональных и общекультурных (универсальных) компетенций студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело» (табл. 1).
Таблица 1. Анализ публикаций российских ученых в области методики формирования профессиональных компетенций специалистов таможенного дела
Авторы |
Содержание работы |
Практическое значение решения проблемы |
Белоусова Т.И. |
Осуществлен анализ организационных условий формирования профессиональной компетентности в образовательном процессе подготовки студентов (специальность «Таможенное дело»). Проведена сравнительная характеристика организационных форм и методов обучения, направленных на формирование профессиональной компетентности студентов. Определена «Модель компетентности» студента специальности «Таможенное дело». |
1. Мониторинг существующих в образовательном процессе подготовки специалистов активных и интерактивных методов обучения. 2. Диагностика организационных форм образовательного процесса по специальности «Таможенное дело». 3. Реализация компетентностного подхода в процессе подготовки обучающихся по специальности «Таможенное дело». |
Женжеруха Р.И. |
Автором сформированы структура и содержание социально-психологического тренинга, направленного на формирование социокультурной компетентности должностных лиц. |
1. Формирование модели социокультурной компетентности, а также конфликтологических компетенций должностных лиц таможенных органов. 2. Разработка моделей обучающих тренингов. |
Алдохина А.А. |
Автор статьи проанализировала психолого-педагогические принципы и методы, использование которых позволяет повысить качество и эффективность образовательного процесса студентов (специальность «Таможенное дело»). |
1. Сформировано учебно-методическое обеспечение методики обучения студентов по специальности «Таможенное дело», позволяющее повысить уровень компетенций студентов в области иноязычного дискурса в рамках профессиональной деятельности с деловой документацией. 2. Обоснованы психолого-педагогические условия образовательного процесса, направленные на формирование коммуникативной компетенции специалистов таможенного дела. |
Алексеева Л.Н., Хапилин А.Ф. |
Рассмотрены принципы организационно-дидактического обеспечения профессионального обучения должностных лиц таможенных органов. Проанализированы методы совершенствования образовательной технологии, учитывающей социально-педагогические и психологические принципы обучения должностных лиц. |
1. Исследована организационная структура и принципы системы профессионального образования должностных лиц. 2. Разработаны модели системы профессионального обучения должностных лиц таможенных органов. |
Сергеев И.В. |
Автором разработаны методические положения по совершенствованию процесса подготовки кадрового потенциала для таможенных органов Российской Федерации. Обоснованы научно-методические положения по распределению кадров для таможенных органов РФ. |
1. Сформированы практические рекомендации таможенного менеджмента в области подготовки кадрового потенциала для таможенных органов РФ. 2. Сформированы методы оценки качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях ФТС России на основе компетентностного подхода. |
Байкина Н.В., Лившиц М.Ю., Михелькевич В.Н. |
Проанализирована образовательная система повышения уровня профессиональных компетенций у студентов (специальность «Таможенное дело»). Исследован принцип модульности по каждому циклу обучения. |
1. Сформирована модульная структура основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы специалитета «Таможенное дело». 2. Разработаны практические рекомендации по совершенствованию технологии формирования профессиональных компетенций в учебном процессе подготовки специалистов таможенного дела. |
Составлено авторами на основе источников [6–12]
Следует отметить, что при совершенствовании процесса подготовки студентов и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов следует учитывать квалификационные требования для замещения должностей в структуре таможенных органов, а, также, должностные обязанности в условиях новой структуры, включая электронные таможни и центры электронного декларирования [3]. Будущие специалисты должны быть способны эффективно решать производственные задачи в условиях внедрения цифровых и кадровых инноваций в деятельность таможенной службы. У студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», необходимо формировать профессиональные компетенции, позволяющие владеть современными социальными технологиями по управлению конфликтами и профессиональными стрессами, возникающими в профессиональной деятельности сотрудников, государственных гражданских служащих и работников таможенной службы.
В данном исследовании решаются следующие задачи:
- совершенствование методики индивидуализации обучения в процессе формирования эмоциональной компетентности у студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело»;
- проведение экспертных опросов, направленных на определение актуальности процесса формирования эмоциональной компетентности у будущих специалистов таможенного дела;
- разработка учебно-методического обеспечения процесса подготовки студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело» в Самарском государственном техническом университете, включающего в себя вариативные задания, разработанные на основе контекстного подхода и методики индивидуализации обучения в вузе;
- формирование программы обучающего (внутриорганизационного) тренинга по формированию эмоциональной компетентности должностных лиц таможенных органов.
Методы исследования
В современных социально-экономических условиях перед преподавателями вузов стоит задача исследования проблемы формирования эмоциональной компетентности руководителей и должностных лиц таможенных органов, так как эмоциональный интеллект может стать одним из основных ресурсов стратегического развития. Высокий уровень эмоциональной компетентности позволит повысить эффективность управленческих решений, снизить уровень организационного стресса и синдрома профессионального выгорания должностных лиц таможенных органов.
Необходимо совершенствовать методику формирования эмоциональной компетентности руководителей и должностных лиц таможенных органов. Ключевой задачей данной методики станет формирование индивидуально-личностного потенциала студентов, высокий уровень сформированности которого позволит в дальнейшем реализовывать траекторию профессионального развития кадрового потенциала таможенного органа. Методика подготовки студентов по специальности «Таможенное дело» предусматривает реализацию современных образовательных технологий, цифровых технологий, активных и интерактивных методов обучения. Преподавателю вуза следует разрабатывать образовательный контент, методически и содержательно обеспечивающий образовательный процесс по специальности «Таможенное дело».
Для определения значимости эмоциональной компетентности у студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», авторами проведены экспертные опросы (2020–2021). Результаты экспертных опросов позволили модернизировать структуру и содержание учебно-методических материалов нескольких дисциплин, обеспечивающих процесс подготовки по специалистов таможенного дела в Самарском государственном техническом университете. Среди таких дисциплин:
- Профессиональная этика должностных лиц таможенных органов;
- Таможенный менеджмент;
- Управление персоналом в таможенных органах;
- Управление конфликтами и стрессами в таможенных органах.
Результаты
Для определения актуальности процесса формирования эмоциональной компетентности у будущих специалистов таможенного дела следует изучить результаты опросов следующих групп респондентов:
- преподаватели, участвующие в образовательном процессе;
- должностные лица, закончившие СамГТУ в течение последних пяти лет;
- обучающиеся четвертого и пятого курсов СамГТУ.
В первую группу входило 20 респондентов. Вторая группа включала 35 респондентов. Третья группа составила 136 респондентов. Всем респондентам была поставлена задача: оценить актуальность процесса формирования эмоциональной компетентности студентов для будущей профессиональной деятельности в таможенных органах (табл. 2).
Таблица 2. Значимость эмоциональной компетентности для профессиональной деятельности должностных лиц таможенных органов
Характеристика компетенции [13] |
Должностные лица |
Обучающиеся |
Преподаватели |
|||
Средний балл |
Поставили выше 3 баллов, % |
Средний балл |
Поставили выше 3 баллов, % |
Средний балл |
Поставили выше 3 баллов, % |
|
Способность проявлять эмоциональную стабильность в нестандартных ситуациях |
9,9 |
91,8 |
9,8 |
88,6 |
9,8 |
88 |
Идентификация и анализ своих эмоций и эмоций подчиненных |
9,6 |
90,5 |
9,5 |
88,6 |
9,6 |
89,4 |
Использование эмоций в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности и деятельности коллектива таможенного органа |
9,8 |
89,9 |
9,8 |
86,8 |
9,8 |
90,5 |
Владение эффективными копинг-стратегиями в сложных ситуациях профессиональной деятельности |
10,0 |
95,3 |
9,8 |
87,7 |
9,8 |
89,5 |
Умение регулировать эмоциональное поведение соответственно социально-приемлемому реагированию на сложные производственные ситуации в таможенном органе |
9,8 |
91,7 |
9,7 |
86,6 |
9,8 |
87,5 |
Владение приемами саморегуляции и навыками самоконтроля в профессиональной деятельности |
10,0 |
96,5 |
10,9 |
90,5 |
10,0 |
89,4 |
Коррекция способов мышления, поддерживающих эффективное эмоциональное поведение на рабочем месте |
9,7 |
89,8 |
9,6 |
87,9 |
9,8 |
85,8 |
Умение применять эмоциональную и когнитивную регуляцию для оптимизации собственной деятельности и деятельности коллектива таможенного органа |
10,0 |
96,5 |
10,9 |
89,9 |
10,9 |
94,5 |
Способность эффективно и мобильно работать в команде |
10,9 |
90,9 |
10,8 |
89,7 |
10,9 |
89,6 |
Составлено авторами
Результаты опроса демонстрируют, что высокие баллы практически у всех групп респондентов получили компетенции в области:
- владения эффективными копинг-стратегиями в сложных ситуациях профессиональной деятельности должностных лиц таможенных органов;
- владения приемами саморегуляции и навыками самоконтроля в профессиональной деятельности;
- способности применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и деятельности коллектива таможенного органа.
В исследовании проведены опросы респондентов (обучающиеся и преподаватели СамГТУ, 2021) с целью определения наиболее актуальных технологий и методов формирования эмоциональной компетентности у студентов в вузе. Студенты и преподаватели выделяют активные, интерактивные методы и цифровые технологии обучения. Среди цифровых технологий (мультимедиа-проект, виртуальная экскурсия, онлайн-лаборатория, технология дистанционного обучения, веб-занятия, телеконференция, онлайн-семинар, веб-конференция, синхронное электронное обучение, асинхронное электронное обучение, геймификация и др.) студенты выделяют следующие: асинхронное электронное обучение, мультимедиа-проект, виртуальная экскурсия. Среди активных и интерактивных методов респонденты выбирают проблемные лекции, дидактические игры, кейс-метод, тренинги, имитационные игры, метод проектов, мозговой штурм.
С целью совершенствования учебно-методического обеспечения процесса формирования эмоциональной компетентности, авторами осуществлен анализ выбранных респондентами методов и технологий обучения на основе метода анализа иерархий. Создана матрица попарного сравнения критериев: познавательная активность студентов; вовлеченность студента в самостоятельную проектную деятельность; лидерские навыки и умение самостоятельно принимать решения; способность эффективно работать в команде.
В качестве примера приводим расчет критерия «Познавательная активность студентов», результаты которого представлены в табл. 3.
Таблица 3. Расчет критерия «Познавательная активность студентов»
Познавательная активность студентов |
Использование активных методов обучения (проблемная лекция, дидактические игры, кейс-метод, тренинг) |
Использование интерактивных методов обучения (имитационные игры, метод проектов, мозговой штурм) |
Использование цифровых технологий (асинхронное электронное обучение, мультимедиа-проект, виртуальная экскурсия) |
Мастер-классы, проводимые должностными лицами таможенных органов или представителями организаций – участников ВЭД |
Компоненты собственного вектора |
Нормированные оценки |
Расчет λmax |
Использование активных методов обучения (проблемная лекция, дидактические игры, кейс-метод, тренинг) |
1,00 |
2,00 |
3,00 |
3,00 |
2,06 |
0,44 |
0,95 |
Использование интерактивных методов обучения (имитационные игры, метод проектов, мозговой штурм) |
0,50 |
1,00 |
3,00 |
3,00 |
1,46 |
0,31 |
1,14 |
Использование цифровых технологий (асинхронное электронное обучение, мультимедиа-проект, виртуальная экскурсия) |
0,33 |
0,33 |
1,00 |
2,00 |
0,69 |
0,15 |
1,10 |
Мастер-классы, проводимые должностными лицами таможенных органов или представителями организаций – участников ВЭД |
0,33 |
0,33 |
0,50 |
1,00 |
0,49 |
0,10 |
0,93 |
∑ |
2,17 |
3,67 |
7,50 |
9,00 |
4,69 |
1,00 |
4,12 |
Составлено авторами
Пример расчета критерия «Лидерские навыки и умение самостоятельно принимать решения» представлен в табл. 4.
Таблица 4. Расчет критерия «Лидерские навыки и умение самостоятельно принимать решения»
Лидерские навыки и умение самостоятельно принимать решения |
Использование активных методов обучения (проблемная лекция, дидактические игры, кейс-метод, тренинг) |
Использование интерактивных методов обучения (имитационные игры, метод проектов, мозговой штурм) |
Использование цифровых технологий (асинхронное электронное обучение, мультимедиа-проект, виртуальная экскурсия) |
Мастер-классы, проводимые должностными лицами таможенных органов или представителями организаций – участников ВЭД |
Компоненты собственного вектора |
Нормированные оценки |
Расчет λmax |
Использование активных методов обучения (проблемная лекция, дидактические игры, кейс-метод, тренинг) |
1,00 |
2,00 |
2,00 |
0,50 |
1,19 |
0,27 |
1,07 |
Использование интерактивных методов обучения (имитационные игры, метод проектов, мозговой штурм) |
0,50 |
1,00 |
2,00 |
0,50 |
0,84 |
0,19 |
1,04 |
Использование цифровых технологий (асинхронное электронное обучение, мультимедиа-проект, виртуальная экскурсия) |
0,50 |
0,50 |
1,00 |
0,33 |
0,54 |
0,12 |
0,97 |
Мастер-классы, проводимые должностными лицами таможенных органов или представителями организаций – участников ВЭД |
2,00 |
2,00 |
3,00 |
1,00 |
1,86 |
0,42 |
0,98 |
∑ |
4,00 |
5,50 |
8,00 |
2,33 |
4,43 |
1,00 |
4,07 |
Составлено авторами
Заключение
Анализ результатов данного опроса респондентов позволяет сделать вывод, что согласно методу анализа иерархий ранжирование методов, используемых в процессе обучения студентов (специальность «Таможенное дело»), демонстрирует лидерство интерактивных и активных методы обучения. Методика индивидуализации обучения в процессе формирования эмоциональной компетентности учащихся, предусматривает гармоничное сочетание активных и интерактивных методов обучения с репродуктивными методами. Данная методика предполагает организацию самостоятельной (аудиторной) работы студентов в малых группах. Авторами статьи разработано учебно-методическое обеспечение процесса подготовки студентов, (специальность «Таможенное дело») в Самарском государственном техническом университете, включающее в себя вариативные задания, разработанные на основе контекстного подхода и методики индивидуализации обучения в техническом вузе [14, 15, 16]. Также в учебно-методическое обеспечение входит программа обучающего тренинга по формированию эмоциональной компетентности должностных лиц таможенных органов.
1. Рожкова А.Ю. О приоритете социального управления кадровым потенциалом таможенных органов в условиях формирования интеллектуальной таможни // Академический Вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2020. – № 3 (40). – С. 44–50.
2. Холостякова Е.А. Вопросы формирования кадрового потенциала таможенных органов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2014. – № 1 (66). – С. 83–90.
3. Чижиков С.М. О новых компетенциях должностных лиц таможенных органов в контексте профессиональных стандартов Всемирной таможенной организации и Стратегии развития таможенной службы России до 2030 года // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2020. – № 4 (76). – С. 118–121.
4. Трубицын К.В., Калмыкова О.Ю. Активная кадровая политика как инструмент профилактики профессионального стресса должностных лиц таможенных органов // Инновационные стратегии управления человеческими ресурсами: Сборник научных трудов III Всероссийской научной конференции (Самара, 20 апреля 2021 года) / отв. ред. Н.В. Соловова. – Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2021. – С. 58–63.
5. Трубицын К.В., Калмыкова О.Ю. Интервенции стресс-менеджмента на организационном уровне в таможенных органах // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2021. – № 1 (52). – С. 80–88.
6. Белоусова Т.И. Аспекты формирования профессиональных компетенций при подготовке специалистов для таможенных органов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2015. – № 3 (72). – С. 62–78.
7. Белоусова Т.И., Антонова Е.И. Значение интерактивных образовательных технологий в подготовке специалистов таможенного вуза // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2014. – № 2 (67). – С. 79–87.
8. Женжеруха Р.И. Опытно-экспериментальная проверка эффективности социально-психологического тренинга как средства формирования социо-культурной компетентности специалистов таможенных служб // Вестник Калининградского юридического института МВД России: Научно-теоретический журнал. – Калининград: Калининградский ЮИ МВД России. – 2011. – № 2 (24). – С. 176–180.
9. Алдохина А.А. Основные теоретические аспекты формирования коммуникативной компетенции специалистов сферы «Таможенное дело» // Преподаватель XXI век. – 2015. – № 4. – С. 69–74.
10. Алексеева Л.Н., Хапилин А.Ф. Факторы эффективности профессионального обучения должностных лиц таможенных органов // Таможенная поли-тика в условиях трансформации российской экономики: реалии, проблемы, противоречия: Межвузовский сборник научных трудов слушателей, молодых ученых. – Ростов н/Д: РТЭУ (РИНХ), 2004. – С. 34–45.
11. Сергеев И.В. Профессиональные компетенции обучающихся по специальности «Таможенное дело» и инновационные подходы к оценке уровня их сформированности // Профессиональные компетенции обучаемых Российской таможенной академии и роль инновационных образовательных техно-логий в их формировании: сборник материалов учебно-методического сбора руководителей и научно-педагогического персонала 17–18 октября 2012 г. – Москва : Изд-во Российской таможенной академии, 2013.
12. Байкина Н.В., Лившиц М.Ю., Михелькевич В.Н. Синергетика междисциплинарных знаний в технологической подготовке специалистов таможенного дела в техническом вузе // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем: Сб. трудов 22-й Междунар. конф. – 2014. – С. 152–157.
13. Хлевная Е.А., Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект руководителя в бизнес-процессах организации: монография. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 259 с.
14. Калмыкова О.Ю., Трубицын К.В., Горбунова Ю.Н., Коновалова В.Г., Маслобойникова Н.В. Профессиональная этика должностных лиц таможен-ных органов: учеб. пособие. – Самара: ФГБОУ ВО СамГТУ, 2019. – 146 с.
15. Калмыкова О.Ю. Фонд оценочных средств по дисциплине «Управление конфликтами и стрессами в таможенных органах»: учебное пособие. – Сама-ра: ФГБОУ ВО СамГТУ, 2016. – 162 с.
16. Коновалова В.Г., Калмыкова О.Ю., Трубицын К.В., Митрофанова А.Е. Управление конфликтами и стрессами в таможенных органах: учеб. пособие. – Москва : Проспект, 2020. – 224 с.