, Россия
Цель: Провести аналитическое сравнение энергоэффективности (удельной энергоемкости) перевозок на железнодорожном транспорте, проанализировать динамику пассажиро- и грузооборота по годам, рассчитать относительную погрешность потребления топливно-энергетических ресурсов железнодорожным транспортом (ТЭР), а также изучить статистику потребления ТЭР для осуществления этой работы по странам: Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки. Провести аналитическое исследование расхождения и статистической погрешности между данными мировой и национальной статистики Росстата. Показать взаимосвязь энергоэффективности железнодорожных перевозок с уровнем выбросов СО2. Изучить тренд изменения удельной энергоемкости по годам и предложить возможные причины наличия динамики. Методы: Аналитическая работа со статистическими данными международных и национальных сборников в динамике по годам по выбранным странам; сравнение и выводы на основании рассматриваемых данных. Результаты: Проведен сравнительный анализ динамики изменения пассажирского и грузооборота в динамике по ряду лет, рассчитана динамика статистических отклонений данных потребления ТЭР, рассмотрено потребление основных видов топлива железнодорожным транспортом, рассчитана эффективность энергопотребления данным видом транспорта, и проанализирована энергоемкость железнодорожного транспорта ведущих стран мира. Практическая значимость: Проблема экологического загрязнения окружающей среды играет существенную роль в мире на сегодняшний день. Железнодорожный транспорт, играющий важную экономическую роль в каждой стране, является крупным энергопотребителем. Наравне с другими энергопотребителями, на железнодорожном транспорте также проводится постоянный анализ эффективности использования топлива и объемов выбросов СО2. Сравнительный анализ изменения удельной энергоемкости по годам с предположительными выводами о причинах, повлекших за собой данную динамику, позволит спрогнозировать и обеспечить своевременную реакцию на основании первых предпосылок экономических и общеполитических изменений. Анализ энергоэффективности железнодорожного транспорта продемонстрирует положение российских железных дорог в динамичном сравнении с западными странами и позволит проанализировать положительный опыт развития отрасли в других странах с возможностью прикладного применения в нашей стране.
Железнодорожные перевозки, приведенный грузооборот, пассажирооборот, энергоэффективность, окружающая среда, выбросы СО2, энергоемкость
1. Railway handbook Energy consumption and CO2 emissions OECD // IEA, 2013 International Energy Agency 9 rue de la Fédération 75739 Paris Cedex 15. — France. — URL: https://uic.org/IMG/pdf/2013_uic-iea_railway_handbook_web_low.pdf.
2. Enwrgy Balances of non-OECD Countries 10 Aug 2015. 580 pages / English // International Energy Agency. — URL: https://www.oecd-ilibrary.org/energy/energy-balances-of-non-oecd-countries_19962843-en.
3. Транспорт в России. 2020: Статистический сборник // Росстат. — М., 2020. — Т. 65. — 108 с. — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/UbzIvBZj/Transport_2020.pdf.
4. Railroad Facts. 2022: Статистический сборник // США, ежегодный. — URL: https://www.american-rails.com/today.html.
5. Отчет о деятельности ОАО «РЖД» в области устойчивого развития акционерное // Открытое общество «Российские железные дороги». — М., 2020. — URL: file:///C:/Users/Adm/Downloads/Отчет%20об%20устойчивом%20развитии%20за%202020%20г..pdf.
6. Титова Т. С. Оценки энергоэффективности работы железнодорожного транспорта применением специализированных удельных единиц измерения / Т. С. Титова, А. М. Евстафьев, М. Ю. Изварин, М. В. Евстафьева // Известия Петербургского университета путей сообщения. — 2017. — Т. 14. — № 1. — С. 119–126.