Хабаровск, Хабаровский край, Россия
студент
Цель: Систематизировать существующие методы оценки качества и проектирования веб-сайтов образовательных организаций. Провести обзор существующих критериев оценки качества веб-сайтов образовательных организаций, их рейтинги. Рассмотреть существующие ограничения при проектировании веб-сайтов образовательных организаций, средства их создания, методы организации их структуры. Методы: Анализ существующих рейтингов качества веб-сайтов образовательных организаций, требований к их проектированию со стороны законодательства, а также современных тенденций веб-разработки. Анализ методик организации структуры веб-сайтов. Результаты: Сделан вывод о важности качества сайта вуза со стороны содержания, структуры и качества работы в формировании имиджа образовательного учреждения. Предложено комбинирование фолксономического и таксономического подхода при проектировании структуры веб-сайта. Указывается важность использования современных средств разработки для получения возможности расширения функционала сайта. Практическая значимость: Предложенные шаги могут позволить на базе сайта создать целостную экосистему, предоставляющую большое число функций для удовлетворения потребностей участников образовательного процесса, а также более качественной доставки информации целевой аудитории.
Веб-разработка, образовательные организации, таксономия, фолксономия, рейтинг вуза, рейтинг веб-сайта
1. Kuznetsova I. V. Web-technologies in knowledge integration as a means of mathematical literacy forming of school students (2021) / I. V. Kuznetsova, E. A. Blagoveshchenskaya, S. V. Napalkov et al. // Journal of the Balkan Tribological Association. — № 27(5). — Pp. 881–897.
2. Зверева Е. В. Профессиональные образовательные стандарты третьего поколения 3++ как инструмент в совершенствовании компетентностного подхода обучения / Е. В. Зверева // Общество, педагогика, психология: актуальные исследования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участием (Чебоксары, 1 окт. 2021 г.). — Чебоксары: ИД «Среда», 2021. — С. 187–190.
3. Колосова В. В. Социально-психологические аспекты восприятия имиджа вуза в современном информационном обществе / В. В. Колосова, М. В. Прохорова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2014. — № 2(34). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-vospriyatiya-imidzha-vuza-v-sovremennom-informatsionnom-obschestve (дата обращения: 27.03.2022).
4. Сапрыкина И. Э. Влияние сайта университета на его положение в мировых рейтингах / И. Э. Сапрыкина // Общество: социология, психология, педагогика. — 2018. — № 8. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sayta-universiteta-na-ego-polozhenie-v-mirovyh-reytingah (дата обращения: 27.03.2022).
5. Айтмагамбетова М. Б. Роль сайта в формировании имиджа вуза (на примере сайта Инновационного Евразийского университета Павлодара) / М. Б. Айтмагамбетова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2015. — № 1(5). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sayta-v-formirovanii-imidzha-vuza-na-primere-sayta-innovatsionnogo-evraziyskogo-universiteta-pavlodara (дата обращения: 27.03.2022).
6. Привалов А. Н. К вопросу анализа внешних ссылок и встраиваемых элементов на веб-сайтах / А. Н. Привалов, В. А. Смирнов, Ю. И. Богатырева // Известия ТулГУ. Технические науки. — 2021. — № 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-analiza-vneshnih-ssylok-i-vstraivaemyh-elementov-na-veb-saytah (дата обращения: 27.03.2022).
7. Pozdeeva E. Assessment of online environment and digital footprint functions in higher education analytics / E. Pozdeeva, O. Shipunova, N. Popova // Education Sciences. — 2021. — Vol. 11(6). — № 256.
8. Фещенко А. В. Веб-сайт университета в современном информационно-коммуникационном пространстве / А. В. Фещенко // Гуманитарная информатика. — 2009. — № 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veb-sayt-universiteta-v-sovremennom-informatsionno-kommunikatsionnom-prostranstve (дата обращения: 27.03.2022).
9. Ranking Web of Universities. — URL: www.webometrics.info/en (дата обращения: 28.02.2022).
10. Минобрнауки России представило рейтинг медийной активности высших учебных заведений. — URL: www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=39066 (дата обращения: 28.02.2022).
11. Рейтинг сайтов вузов на основе BIG DATA. — URL: www.wwwrating.com/top/education/university/ (дата обращения: 28.02.2022).
12. Рейтинг сайтов образовательных учреждений 2022. Spider VIKON. — URL: www.db-nica.ru/ratings/rejting-sajtov-obrazovatelnykh-organizaczij (дата обращения: 28.02.2022).
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.02.2022).
14. Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации. — URL: www.docs.cntd.ru/document/565780511?marker=6540IN (дата обращения: 28.02.2022).
15. Методические рекомендации представления информации об образовательной организации высшего образования в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования. — URL: www.db-nica.ru/documents/actual_metod_recomendation_2021.pdf (дата обращения: 28.02.2022).
16. Баинова О. А. О мониторинге официальных сайтов высших учебных заведений / О. А. Баинова // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. — 2014. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-monitoringe-ofitsialnyh-saytov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy (дата обращения: 27.03.2022).
17. Сорокина Ю. В. Оценка эффективности государственных сайтов ведущих вузов Ростовской области / Ю. В. Сорокина, В. В. Баклакова // Science Time. — 2014. — № 9(9). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-gosudarstvennyh-saytov-veduschih-vuzov-rostovskoy-oblasti (дата обращения: 27.03.2022).
18. Муратова Е. А. Методы внутренней и внешней поисковой оптимизации сайта / Е. А. Муратова // Московский экономический журнал. — 2019. — № 9. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-vnutrennei-i-vneshnei-poiskovoi-optimizatsii-sai-ta (дата обращения: 27.03.2022).
19. Дегтяренко И. А. Методика оценки удовлетворенности пользователей интерфейсом интернет-сайта / И. А. Дегтяренко, И. В. Бурмистров, А. Б. Леонова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2010. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-udovletvorennosti-polzovateley-interfeysom-internet-sayta (дата обращения: 27.03.2022).
20. Абрамова О. Ф. Визуализация паттерна поведения пользователя web-системы / О. Ф. Абрамова // Кибернетика и программирование. — 2019. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-patterna-povedeniya-polzovatelya-web-sistemy (дата обращения: 27.03.2022).
21. Жаркова О. Р. Анализ современных тенденций web-дизайна для повышения конкурентоспособности информационных ресурсов учреждений высшего образования / О. Р. Жаркова, Т. И. Белая // Наука, образование и культура. — 2017. — № 5(20). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennyh-tendentsiy-web-dizayna-dlya-povysheniya-konkurentosposobnosti-informatsionnyh-resursov-uchrezhdeniy-vysshego (дата обращения: 27.03.2022).
22. Царева Т. Н. Аналитический обзор методов оценивания качества интернет-сайтов / Т. Н. Царева // Вестник МГУЛ — Лесной вестник. — 2007. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiticheskiy-obzor-metodov-otsenivaniya-kachestva-internet-saytov (дата обращения: 20.05.2022).
23. ГОСТ 28195—89. Оценка качества программных средств. Общие положения. — М., 1990, 31 с.
24. Кубашева Е. С. Методы оценки качества веб-приложений / Е. С. Кубашева, А. Г. Гаврилов // Программные системы и вычислительные методы. — 2013. — № 1(2). — 7 с.
25. Shipunova O. Young Students’ Attitude Toward Expert Knowledge / O. Shipunova, E. Pozdeeva, L. Evseeva //Lecture Notes in Networks and Systems. — 2021. — № 184. — Pp. 391–400.