ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА УЧЕБНОГО ТЕКСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблемам обучения иностранному языку, в том числе русскому языку как иностранному, в высшем учебном заведении на современном этапе. Первостепенной задачей системы обучения иностранных студентов становится необходимость формирования межкультурной компетенции как показателя способности к успешному контакту с представителями иных культур. Межкультурное общение может быть успешным при взаимном соблюдении коммуникантами определенных условий, к которым они должны быть подготовлены. Учебный текст, являющийся важным средством процесса обучения, аккумулирует особенности не только языка, но и культуры и обладает полифункциональным характером. Целенаправленное обращение к учебному тексту расширяет диапазон его применения на занятиях РКИ, позволяет обратиться к нему не только в целях обучения языку, но и для развития у иностранных учащихся качеств, необходимых для межкультурной коммуникации. Автор обозначает возможности использования текста в процессе формирования межкультурной компетенции, обращаясь к собственному учебному пособию и опыту работы с различными контингентами иностранных учащихся.

Ключевые слова:
текст, учебный текст, текстовая деятельность, полифункциональность, иноязычная коммуникативная компетенция, межкультурная компетенция, русский язык как иностранный
Список литературы

1. Агманова, А.Е. Текст как основа моделирования межкультурного общения// Текст в системе обучения русскому языку и литературе: материалы международной научной конференции / Отв. ред. Е.А. Журавлева. – Астана: Изд-во ИП «Дана», 2018. С. 4-10.

2. Анопочкина Р. Х. Грани текста: пособие по русскому языку для студентов-иностранцев: 2-е изд., М., Русский язык. Курсы, 2014. 207 с.

3. Арутюнов, А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. - М.: 1990. С. 66 - 76.

4. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с.

5. Библер, В.С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в XXI век [Текст] / В. С. Библер. — М.: Политиздат, 1991. 413с.

6. Борисова, С. А. Текстовая коммуникация как форма межкультурного диалога // Симбирский научный вестник. – 2011, № 4. С. 194-197.

7. Войтик, Н. В. Актуализация педагогического потенциала учебного текста, автореф. дисс. канд. пед. наук, Тюмень, 2004. 23 с.

8. Волкова, М.А. Достижение целостности образовательного процесса через его моделирование и взаимодействие блоков // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика, № 1, 2022. С.59-63.

9. Гончарова Е. А., Шишкина И. П. Интерпретация текста. Немецкий язык: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Гончарова, И. П. Шишкина. - М. : Высш. шк., 2005. 368 с.

10. Гудков, Д.Б. Алгоритм восприятия текста и межкультурная коммуникация //Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. - М.: Филология, 1997. Вып. 1. С. 124-127.

11. Кажигалиева, Г.А. Учебный текст как определяющий компонент вузовского лингвообразования // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: материалы международной научной конференции / Отв. ред. Е.А. Журавлева. – Астана: Изд-во ИП «Дана», 2018. С. 49-55.

12. Ковтун, Н.В. Триязычие в подготовке иностранных студентов к профессиональной коммуникации// Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика, № 1, 2022. С. 64-70.

13. Лингвистический энциклопедический словарь/ Под ред. В. Н. Ярцевой; Ин-т языкознания АН СССР.М.: Сов. энцикл., 1990. — 682 с., переизд. 2012 г. URL: https://slovar.cc/rus/lingvist/1466544.html.

14. Лотман, Ю. М. Асимметрия и диалог. — // Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб., 2000. С. 591-603.

15. Сабинина, А. А. Учебный текст: структура и прагматика, Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. № 97. 2009. С. 222-225.

16. Семерджиди, В. Н. Полифункциональность дидактических текстов (на материале современных учебников английского и русского языков) // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012, № 1. С. 215-219.

17. Сенько, Ю.В. Гуманитарная парадигма образования// Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2014. С. 50-53.

18. Успенский, Б. А. К проблеме генезиса тартуско-московской семиотической школы. \\ Актуальные проблемы семиотики культуры. Труды по знаковым системам. – ХХ. – Тарту, 1987. С.18-29.

Войти или Создать
* Забыли пароль?