ПОВЫШЕНИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность исследования обусловлена низким уровнем коммуникативно-речевой активности и коммуникативных умений будущих учителей, а также неразработанностью интересующей нас проблемы в лингвометодике в условиях дистанционной и смешанной форм обучения. В связи с этим, цель исследования - разработка методики, стимулирующей коммуникативно-речевую активность студентов в системе получения высшего педагогического образования в условиях дистанционной и смешанной форм обучения. Ведущими методами изучения данной проблемы являются анализ и реферирование научной литературы, обобщение практического опыта ряда исследователей и своего собственного, включенное наблюдение, позволяющие комплексно рассмотреть интересующие нас вопросы, педагогический эксперимент, позволяющий проверить на эмпирическом уровне разработанные элементы авторской методики. Результаты. В статье раскрыто понятие «коммуникативно-речевая активность», выявлены особенности ее проявления, определены факторы и методы обучения, влияющие на формирование коммуникативно-речевой активности будущих педагогов. Научная новизна исследования заключается в определении минимума речеведческих знаний о коммуникативно-речевой активности и ее видах, а также в разработке методики повышения коммуникативно-речевой активности в условиях дистанционной и смешанной форм обучения. Материалы статьи представляют практическую значимость (ценность) для будущих педагогов, которые смогут повысить собственную коммуникативно-речевую активность; дадут возможность преподавателю вуза и учителю более эффективно организовать работу по формированию и совершенствованию коммуникативных умений и могут быть учтены при разработке пособий, инновационных программ дистанционного обучения.

Ключевые слова:
коммуникативно-речевая активность, коммуникативные умения, методика обучения, дистанционное образование
Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. – М.: МОДЭК, 1999. - 224 с.

2. Большой психологический словарь. / Под ред. Мещерякова, Б.Г., Зинченко В.П., СПб.: Прайм - Еврознак, 2003. — 632 с.

3. Вершинина Г.Б. Творческий портрет режиссера драматического театра в профессиональной речи педагога-словесника / Научная школа профессора Т.А. Ладыженской: Коллективная монография: выпуск 3; под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. - С. 82 – 89.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М. 1999. — 352 с.

5. Зюкина З.С. Повышение коммуникативно-речевой активности студентов-билингвов в курсе «Культура речи учителя»: Диссертация кандидата педагогических наук. МПГУ имени В.И. Ленина. – М., 1993. – 218 с.

6. Зюкина З.С. Коммуникативно-речевая активность учителя // Педагогическая риторика в вопросах и ответах. Учебное пособие: Авторский коллектив; под ред. Н.А. Ипполитовой – МПГУ: Издательство «Прометей», 2011. - 270 с.

7. Зюкина З.С. Новая онлайн-реальность: проблемы и возможности дистанционного образования. // Гуманитарные технологии в современном мире: материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Оскара Яковлевича Гойхмана (19 – 22 мая 2022 г.). - Калининград. 2022.

8. Кабрин В.И. Психология коммуникативного развития человека как личности: Автореферат диссертации доктора психологических наук. – Санкт-Петербург, 1993. – 31 с.

9. Ковалев В.И. Попутное повышение коммуникативной культуры в средних учебных заведениях // Риторика и культура речи: наука, образование, практика: материалы ХIV Международной научной конференции (1 – 3 февраля 2010 г.) / Под ред. Г.Г. Глинина. – Астрахань, 2010. - С. 100 – 103.

10. Косова Н.М. Формирование коммуникативной активности будущего учителя: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – М., 1989. – 16 с.

11. Ладыженская Т.А. Русский язык и риторика в современном образовании / Научная школа профессора Т.А. Ладыженской: Коллективная монография: выпуск 3; под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. - С. 7 – 13.

12. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М.: Наука, 1969. – 149 с.

13. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: Автореферат диссертации доктора психологических наук. - Тбилиси, 2000. - 32 с.

14. Мартынова М.А. Роль преподавателя РКИ в формировании эмоциональной культуры зарубежных учащихся на этапе довузовской подготовки в условиях новой образовательной реальности // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. – 2021. - № 2(51).

15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Издательство: «Питер», 2000. - 712 с.

17. Телекоммуникационная учебно-информационная система (ТУИС) РУДН. – URL:https://esystem.rudn.ru/

Войти или Создать
* Забыли пароль?