сотрудник с 01.01.2018 по 01.01.2021
В статье рассматриваются особенности вербального коммуникативного поведения одной из ведущих фигур французской политической арены, лидера ультраправых формаций во Франции, кандидата на пост президента французского государства в ходе выборов 2022 года Марин Ле Пен. Анализу подвергнуты лингвистические единицы, свойственные вербальному поведению М. Ле Пен и иллюстрирующие нестандартный механизм ее политической коммуникации; определена их функция как своего рода когнитивного феномена, используемого политиком с целью управления общественным сознанием и укрепления политической мощи своей партии. Исследование выполнено на материале фрагментов речей и видео-выступлений М. Ле Пен (охватываемый временной период − сентябрь 2021 г.− январь 2022 г.) Показано, что вербальное коммуникативное поведение М. Ле Пен отличает «непрозрачность», присутствие абстрактных характеристик в плане иллюстрации того или иного события или явления, а также обилие стилистически-маркированных, изобразительно-выразительных лингвистических единиц и метафоричность. В равной степени вербальный имидж политика характеризуется обилием понятий, отражающих республиканские ценности и институты. Благодаря образному воздействию как одному из инструментов политической коммуникации М. Ле Пен, осуществляется манипулирование сознанием социума и навязывание своих политических убеждений, цель которых − приход и удержание власти во французском государстве.
политический дискурс, вербальное коммуникативное поведение, ультраправый популизм, метафоричность, Марин Ле Пен
1. Белов А. У Марин Ле Пен всё больше шансов стать президентом Франции — Politico. [Электронный ресурс]. URL: [https://regnum.ru/news/3187361.html] (дата обращения: 03.06.2022 г.)
2. Виноградова Н.С. Политико-психологический анализ образа России в англо-американских печатных СМИ: Автореф. дис. … канд. полит. наук. − Москва, 2010. – 25 с.
3. Грачев М. Н. Политическая коммуникация: понятие, сущность // Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред. Л. Н. Тимофеевой. — М., 2012. — С. 79.
4. Джгаркава Н. «Простые лозунги»: Марин Ле Пен догнала Макрона в рейтингах. [Электронный ресурс]. URL: [https://www.gazeta.ru/politics/2021/02/01_a_13463660.shtml] ( дата обращения: 03.06.2022 г.)
5. Минаева Л.В. Речь в мире политики: Монография / Л.В. Минаева. − М.: Издательство «Аспект Пресс», 2019. − 224 с.
6. Минаева Л.В. Об интертекстуальности и гипертекстуальности политического дискурса // Вестник Московского университета. Серия 21 (Управление: государство и общество). Выпуск № 2, 2014. С. 15-30.
7. Моисеев Г., Капалина С. «Президент богачей». Рейтинг Эммануэля Макрона упал из-за реформ. [Электронный ресурс]. URL: [https://www.forbes.ru/biznes/364141-prezident-bogachey-reyting-emmanuelya-makrona-upal-iz-za-reform] ( дата обращения: 03.06.2022 г.)
8. Огородов М. К., Петрова М.Л., Тарасова М.В. От Национального Фронта к Национальному Объединению: основные направления трансформации дискурса партии Марин Ле Пен [Электронный ресурс]. URL: [https://mgimo.ru/upload/iblock/495/ot-nacionalnogo-fronta-k-nacionalnomu-obedineniyu-osnovnye-napravleniya-transformacii-diskursa-partii-marin-le-pen.pdf] (дата обращения: 03.06.2022 г.)
9. Пекониди А.В. Структура имиджа руководства России и его проекция на политический образ страны в зарубежных СМИ / А. В. Пекониди // Мир и политика. – 2011.
10. Соловьев А. И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Политические исследования. — 2002. — № 3. — С. 5–18.
11. Стернин И.А, Камбарлиева У.Д. Теоретические проблемы описания коммуникативного поведения// Коммуникативные исследования. 2018. № 2(16). С. 20− 34. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-problemy-opisaniya-kommunikativnogo-povedeniya/viewer (дата обращения: 30.06.2022 г.)
12. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография /Урал.гос. пед. ун-т.− Екатеринбург, 2003.− 248 с.
13. Чудинов А.П. Очерки по современной политической метафорологии: Монография / Урал. гос. пед. ун-т.− Екатеринбург, 2013.− 176 с.
14. Шпильная Н.Н. Стратегии и тактики поведения языковой личности в обыденной политической коммуникации. Политическая лингвистика. 5 (65). 2017. С. 222-228. [Электронный ресурс]. – URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6772/1/plin-2017-05-33.pdf (дата обращения: 30.06.2022 г.)
15. Le Rassemblement National. [Электронный ресурс]. – URL: [https://rassemblementnational.fr], дата обращения: 03.06.2022 г.
16. Le Monde avec AFP et Reuters. Marine Le Pen lance sa campagne pour l’élection présidentielle de 2022: «Il est des batailles qu’on n’a pas le droit de perdre». [Электронный ресурс]. URL: [https://www.lemonde.fr/election-presidentielle-2022/article/2021/09/12/je-serai-la-presidente-des-libertes-francaises-a-frejus-marine-le-pen-lance-sa-campagne-presidentielle_6094388_6059010.html], дата обращения: 03.06.2022 г.