Введение. Современные креативные индустрии производят большое количество медиапродуктов, предназначенных для потребления аудиторией зрителей, читателей и слушателей. Одним из самых востребованных аудиторией медиапродутов является сериал. Мода также относится к креативным индустриям. Репрезентация культурных и визуальных кодов модной индустрии в нарративе сериала представляет исследовательский интерес, поскольку позволяет выявить особенности сторителлинга сериала, способы удержания внимания зрителя. Цель. Проанализировать культурные и визуальные коды репрезентации модной индустрии в нарративе сериала. Методология, методы и методики. В качестве материала исследования выступает сериал «Сделано в Италии» режиссеров Аго Панини и Люка Лючини. Методология исследования построена на анализе нарратива, выявлении культурных кодов и способов их визуализации в сериале. Результаты. Авторы пришли к выводу, что в сериале «Сделано в Италии» использован не классический нарратив, который принято использовать в сериальном производстве. Сюжетная линия в данном сериале не играет основной роли, она - лишь побочное действие, нужное для движения самой истории вокруг макгаффина – становления итальянской моды 1970-х годов. Именно этот макгаффин положен в центр истории, а все герои, всё действие, разворачивающееся на экране, служит для создания эффекта её движения. Визуализация культурных кодов в сериале погружает зрителя в атмосферу моды Милана1970-х годов. Научная новизна. Анализ нарратива сериала позволил нам выявить новый тип нарратива сериального производства, в котором сюжетная линия не играет главной роли (как в традиционном нарративе сериала), а служит только драйвером истории вокруг макгаффина. Практическая значимость. Выявленная нарративная схема сериала может быть использована для написания сценариев сериалов.
коммуникация, нарратив, культурный код, визуальный код, сериал, арка героя
1. Бкат С.Б. Визуальные нарративы в коммуникативном пространстве массовой культуры [Текст] / С.Б. Бкат // Современная коммуникативистика. – 2020. – № 1 (44). – С. 9-16.
2. Гаврилов В.В. Специфика нелинейного сюжетопостроения в компьютерно-игровом пространстве [Текст] / В.В. Гаврилов // Философия науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 8 (74). – С. 57 - 69.
3. Евграфова Ю.А. Вербальный и образно-зрительный компонент экранных текстов (на примере кино- и телетекстов) [Текст] / Ю.А. Евграфова // Современная коммуникативистика. – 2020. – № 1 (44). – С. 32-38.
4. Капорина Ю.В. Темные королевы Темных веков: конструирование новой идентичности в историческом сериале [Текст] / Ю.В. Капорина // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». – 2021. – № 9, ч. 2. – С. 204–222. DOI: 10.28995/2686-7249-2021-9-204-222
5. Киуру К.В. Медиапродукт: определение и типология [Текст] / К.В. Киуру // Российская пиарология: тренды и драйверы: сборник научных трудов в честь профессора М.А. Шишкиной / под редакцией А.Д. Кривоносова. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2020. С. 25-27.
6. Кривоносов А.Д. Парадигматика современной системы массовых коммуникаций в модели Г. Лассуэлла [Текст] / А.Д. Кривоносов, К.В. Киуру. DOI 10.17150/23086203.2022.11(1).27-40 // Вопросы теории и практики журналистики. – 2022. – Т. 11, № 1. – С. 27–40.
7. Козлов Е.В. Аттракционы экрана: между визуальным и нарративным [Текст] /Е.В. Козлов // Наука телевидения. – 2021. – № 17. – С. 11-28.
8. Линьков С. В. Нарративный дизайн как технология создания уникального медиапродукта // Визуальные медиакоммуникации и реклама: новые технологии и методология исследований: материалы II Международной научно-практической конференции (Челябинск, 28–29 апреля 2022 года) [сетевое научное издание] / под ред. К. В. Киуру ; Челябинский государственный университет. Челябинск : Изд-во Челябинского государственного университета, 2022. 428 с. URL: https://www.csu.ru/Shared%20Documents/jour/Vizualnye_mediakommunikatsii_2022.pdf. (дата обращения: 30.06.2022). DOI: 10.47475/9785727118184_283.
9. Назарычева А. И. Межкультурные аспекты экранизации литературной классики [Текст] / А.И. Назарычева, М.Л. Скворцова // Libri Magistri. – 2019. – № 4. – С. 83-90.
10. Почепцов Г.Г. Нарративный инструментарий воздействия. URL: https://psyfactor.org/lib/narrative.htm (дата обращения: 19.07.2022).
11. Сейбель Н. Э. Трансформация трехчленной формулы сюжета в современной немецкой драматургии [Текст] / Н.Э. Сейбель // Миргород. – 2020. – № 2 (16). – С. 125-141.
12. Туктаров Т. Р. Особенности монтажа видео с элементами сторителлинга [Текст] / Т.Р. Туктаров // Академическая публицистика. – 2021. – № 5. – С. 634-640.
13. Фенчин С. В. Драматургия телевизионного сюжета (на примере передачи "Вести Новосибирск" телеканала "Россия 1") [Текст] / С.В. Фенчин // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – С. 185-187.
14. Gaudreaul A. Cinéma et attraction. Pour une nouvelle histoire du cinema. Paris: CNRS Éditions, 2008. 252 p.
15. Goryachev A., Karmalova E., Kiuru K., Krivonosov A., Peskova E. From text to communication product: transformation of genres and text forms in digital age // Advances in social science, education and humanities research. Proceedings of the Internation Conference on "Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects" (HSSNPP 2019). – 2019. – P. 233-237.