Модернизация системы образования, начавшаяся еще в конце прошлого века, привела к появлению множества проблем и противоречий, в том числе к снижению уровня подготовки обучающихся. Оценка и управление качеством подготовки обучающихся представляют собой важный инструмент, необходимый для планирований образовательного процесса и своевременного принятия управленческих решений. Поэтому систематизация причин и факторов, влияющих на качество освоения дисциплин, имеет первостепенное значение. В данной статье рассмотрены перспективы применения причинно-следственного анализа – диаграммы Исикавы для визуализации проблем геометро-графической подготовки обучающихся технического вуза. Структура исследования с применением диаграммы включала выполнение ряда последовательных этапов. На первом этапе был составлен исчерпывающий перечень проблем, влияющих на уровень геометро-графической подготовки в вузе. На втором этапе причинно-следственного анализа проведена систематизация проблем (факторов) по смысловым разделам (логическим блокам): сотрудники и обучающийся (человек, человеческий фактор), материально-техническая база и образовательная среда (оборудование и иные средства для обеспечения образовательного процесса); образовательные технологии и организация учебного процесса, средства и технологии оценки результатов обучения. Следующий этап включал систематизацию и ранжирование проблем внутри логических разделов. Это позволило в простой и доступной форме выявить наиболее значимые факторы возникновения исследуемой проблемы на трех уровнях. Выполнение последних трех этапов позволило завершить исследование с получением итоговой структуры факторов проблемы низкого уровня геометро-графической подготовки обучающихся. Итогом исследования явилась графическая интерпретация результатов причинно-следственного анализа. Таким образом, показана возможность применения диаграммы для выявления наиболее значимых причин-факторов, влияющих на уровень освоения обучающимися дисциплин графического цикла, а также в качестве средства визуализации причинно-следственного анализа.
геометро-графическая подготовка; проблема; фактор; причина; следствие; причинно-следственная структура; диаграмма Исикавы; визуализация
1. Анамова Р.Р. Инновации в методике обучения инженерной графике [Текст] / Р.Р. Анамова, С.А. Леонова, Т.И. Миролюбова, А.В. Рипецкий, Т.М. Хвесюк // Вестник Брянского государственного технического университета. – 2016. – Т. 51. – № 3. – С. 1-9.
2. Асташов А.М. К вопросу об актуальных проблемах графического компьютерного образования [Текст] / А.М. Асташов, Л.М. Ошкина, Г.М. Шипова, М.Н. Ветчинников // Вестник МГУ. – 2008. – № 4. – C. 199-207.
3. Бобоева Ш.Х. Эффективность использования компьютерных технологий при обучении графическим дисциплинам [Текст] / Ш.Х. Бобоева // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 57. – № 4. – С. 207-211.
4. Вольхин К.А. Проблемы графической подготовки студентов технического университета [Текст] / К.А. Вольхин, Т.А. Астахова // Геометрия и графика. – 2014. – Т. 2. – № 3. – С. 25–30. – DOI: 10.12737/6522.
5. Вышнепольский В.И. Положение дел в геометрии на современном этапе [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. – 2019. – Т. 1. – С. 39-43.
6. Вышнепольский В.И. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков //Геометрия и графика. – 2013. – Т. 1. – № 2. – С. 8-9.
7. Гаирбекова П.И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России / П.И. Гаирбекова // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. – С. 65. DOI 10.17513/spno.30673.
8. Гилязова С.Р. Интегративный подход в преподавании графических дисциплин [Текст] / С.Р. Гилязова, Т.А. Старшинова // Высшее образование в России. – 2013. – № 1. – С. 99–104.
9. Глушкова В.А. Применение технологии "Fishbone" в обучении химии [Текст] / В.А. Глушкова // Вестник современных исследований. – 2019. – № 1.6 (28). – С. 55-57.
10. Гузненков В.Н. Геометро-графическое образование в техническом университете [Текст]/ В.Н. Гузненков // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2014. – № 10. – С. 71–75.
11. Душков Б.А. Основы инженерной психологии [Текст]: учебник для вузов / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. - М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2002. – 573 с.
12. Кайгородцева Н.В. История и современное состояние геометро-графического образования / Н.В. Кайгородцева // Высшее образование в России. – 2013. – № 4. – C. 112-117.
13. Касеинова М.И. Применение статистического метода в исследовании проблемы получения качественного высшего образования [Текст] / М.И. Касеинова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – № 4. – С. 1-5.
14. Касперов Г.И. Информационно-коммуникативные образовательные технологии в графической подготовке обучающихся [Текст] / Г.И. Касперов, А.Л. Калтыгин, С.В. Ращупкин // Высшее техническое образование. – 2017. – Т. 1. – № 1. – С. 59-63.
15. Кирвель Ч.С. Компьютеризация образования: проблемы и противоречия [Текст] / Ч.С Кирвель, В.И. Стрельченко, Ю.В. Балахонская // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2015. – № 3 (67). – С. 197-203.
16. Москаленко В.О. Как обеспечить общегеометрическую подготовку обучающихся технических университетов [Текст] / В.О. Москаленко, Г.С. Иванов, К.А. Муравьев // Научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана «Наука и образование». – 2012. – № 08. – C. 1-7
17. Новоселова Д.В. Применение метода «фишбоун» в обучении информационных технологий [Текст] / Д.В. Новоселова // Теория и практика социогуманитарных наук. – 2020. – №4 (12). – С. 68-72.
18. Острожков П. А. Анализ опыта обучения геометро-графическим дисциплинам в техническом вузе (выявление причин проблем и поиск противоречий) [Текст] / П.А. Острожков, М.А. Кузнецов, С.И. Лазарев // Вестник ТГУ. – 2008. – Т. 13. – № 5. – C. 416-423.
19. Ратовская И.А. Некоторые проблемы графического образования в вузах в период реформирования российского образования [Текст] / И.А. Ратовская // Современное педагогическое образование. – 2019. – № 11. – C. 32-37.
20. Сальков Н.А. Качество геометрического образования при различных подходах к методике обучения / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2020. – Т. 8. – № 4. – С. 47-60. DOI 10.12737/2308-4898-2021-8-4-47-60.
21. Сальков Н.А. Основные причины плохого усвоения начертательной геометрии [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2021. – Т. 9. – №. 2. – С. 3-11. DOI: https://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-9-2-3-11
22. Сальков Н.А. Отображение проблем геометрического образования в журнале "геометрия и графика" [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2020. – Т. 8. – № 3. – С. 87-119. DOI 10.12737/2308-4898-2020-87-119.
23. Сальков Н.А. Системный подход к изучению начертательной геометрии [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2022. – Т. 10. – № 1. – С. 14-23. DOI 10.12737/2308-4898-2022-10-1-14-23.
24. Сальков Н.А. Феномен присутствия начертательной геометрии в других учебных дисциплинах [Текст] / Н.А. Сальков, Н.С. Кадыкова // Геометрия и графика. – 2020. – Т. 8. – № 4. – С. 61-73. DOI 10.12737/2308-4898-2021-8-4-61-73.
25. Столбова И.Д. К вопросу о готовности преподавательских кадров к цифровому обучению [Текст] / И.Д. Столбова, К.Г. Носов, Л.С. Тарасова // Геометрия и графика. – 2022. – Т. 10. – № 1. – С. 24-35. DOI 10.12737/2308-4898-2022-10-1-24-35.
26. Столбова И.Д. Функционал информационных технологий в геометро-графической подготовке инженера [Текст] / И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, К.Г. Носов // Открытое образование. – 2017. – №1. – С. 59-67.
27. Тельной В.И. Формирование пространственных представлений, обучающихся на занятиях по графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Тельной // Вестник МГ СУ. – 2016. – № 8. – С. 143–151.
28. Тихонов-Бугров Д.Е. О некоторых проблемах графической подготовки в технических вузах (взгляд из Санкт-Петербурга) [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров // Проблемы качества графической подготовки обучающихся в техническом вузе: традиции и инновации. – 2014. – Т. 1. – C. 24-37.
29. Фарида Х.А. Метод графического органайзера в высшей математике [Текст] / Х.А. Фарида // Academic research in educational sciences. – 2022. – № 4. – С. 107-111.
30. Шангина E.И. Современное состояние геометро-графической подготовки обучающихся технических университетов [Текст] / E.И. Шангина // КПЖ. – 2009. – № 7-8. – C. 5-11.
31. Шевченко О.Н. Организационно-педагогические условия формирования геометро-графической культуры бакалавров технических направлений [Текст] / О.Н. Шевченко, Е.А. Ваншина // Концепт. – 2018. – № 6. – С. 358-368.
32. Якунин В.И. Геометро-графические дисциплины в техническом университете [Текст] / В.И. Якунин, В.Н. Гузненков // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 17. – С. 1-5.
33. Hernáiz-Pérez M.D., Álvarez-Hornos J., Badia J.D., Giménez J.B., Robles A., Ruano V., San-Valero P. Contextualized project-based learning for training chemical engineers in graphic expression. Education for Chemical Engineers. 2021, V. 34, pp. 57-67.