аспирант
Газетно-журнальная публицистика в Сирии содержит немного объективных аналитических исследований. Чаще всего это платформа для распространения предвзятой информации, а также основа для манипулирования сознанием читателей на всех уровнях. Данная статья направлена на изучение толстого литературного журнала «Аль-Маарифа», который является трибуной официального искусства, и газеты «Аль-Маджд», относительно независимого и либерального толка. Важно показать, что освещение того, что происходит внутри Сирии, есть во многом результат внешних влияний. Сделан вывод о противоречивости общей картины в стране, созданной в публицистических текстах, о специфике художественного отражения событий в журналах и газетах последних лет.
писательская публицистика, толстый журнал, массмедиа, Сирия, локальный конфликт, методы манипуляции, стиль повествования
Вступление
Сирийская публицистика последних лет регулярно освещала события в стране, что вполне естественно в условиях гражданской войны и многолетних боевых столкновений, о чем уже писали многие авторы [2; 5; 6]. Там, где публицистические тексты (ПТ) ясно проявили свою миротворческую роль в объективном освещении войн и кризисов на Ближнем Востоке, они играли положительную роль, но многие исследователи согласились с тем, что в последнее время толстые журналы, как и средства массовой информации (СМИ) в целом, широко используются для манипуляций и пропаганды, создавая дезинформацию и утаивая правдивую информацию, о чем хорошо написал А.М. Джума, подчеркнувший лицемерие американских и турецких «миротворцев» [1].
Цель данного исследования – показать особенности отображения конфликта в Сирии и вокруг него, проанализировать способы репрезентации событий, методы манипуляции, применяемые сторонами в кризисной ситуации, а также охарактеризовать стилевые тенденции в газетах и журналах, освещающих события вокруг сирийского кризиса.
Эмпирической базой послужили сирийские газеты и журналы 2010-20 гг. Метод исследования сочетает в себе социологическое и информационно-культурологическое рассмотрение мнений о войне в Сирии и около неё.
2. Специфика отражения системного кризиса в публицистике сирийских авторов.
В ходе так называемой «арабской весны» 2010-х годов, писательская публицистика и журналистика арабо-мусульманского мира приобрела более радикальный характер. Язык журнальных статей часто имеет характер непримиримого обличения врага, т.е. сепаратистов, сторонников западной демократии и феминизма, оппонентов фундаментализма, атеистов и других представителей инакомыслия и духовной оппозиции. Противостояние политических сил повлекло за собой размежевание и в культуре, наблюдается усиление манипулятивного потенциала ПТ. Сегодня трудно анализировать политическую ситуацию с позиций независимого наблюдателя: режим военного времени уничтожил многие гражданские свободы. Трагедия гражданской войны и интервенции привела к кризисной ситуации, в которой находится весь арабский мир, но в таких странах, как Сирия, Йемен, Ливан кровавая война постоянно дает о себе знать, влияя на усиление цензуры, на сокращение тиражей газет и журналов, на материальное положение граждан [3: 535].
Работники литературных журналов знают: необходимо при освещении событий соблюдать осторожность в связи со сложностью вопроса. Стиль большинства публикаций в СМИ, манера письма и характер нарративов в художественных произведениях при изображении сирийских событий в ПТ обусловлены наличием государственной цензуры и отсутствием стабильности в стране. Сирия долгие годы отказывается заключать мирный договор с Израилем, так как поддерживает палестинское сопротивление. Конфликт между политическими и этно-конфессиональными группами внутри Сирии усиливает напряженность, о чём регулярно пишут авторы «толстых» изданий, рассчитанных на образованную часть потребителей медиапродукта [7:5].
Но вопреки преградам журналисты и публицисты продолжают оповещать население о ходе урегулирования, о вспышках военных действий, в основном поддерживая действия правительства Б. Асада. Российские военные поддерживают мир и порядок в стране, хотя банды сепаратистов не были уничтожены полностью.
Самыми известными газетами и журналами в стране остаются следующие: газета «Ас-Саура», учрежденная в 1963 г., газета «Тишрин», учрежденная в октябре 1974 г., официальная ежедневная газета «Аль-Баас», частное издание «Аль Ватан» (Родина), получастная газета «Аль-Вахда», партийная подконтрольная правительству газета «Кабас» (издатели «Национальный блок – Национальная партия», Дамаск,), а также «Аль-Назир» («Национальный блок – Народная партия»), ежедневная газета «Алеппо», основана Ахмадом Канбаром в ещё в 1936 г. Издаются, хотя и с потерей тиража, культурологические журналы: литературно-художественный ежемесячник «Аль-Маарифа», единственный частный политический и социокультурный оппозиционный еженедельник «Abyad wa Aswad» («Чёрное и белое»), «Аль-Хакика» – журнал для студентов, «Аль-Джадидла» («Культура»), «Аль-Манар» («Братья-мусульмане») – политический журнал, принадлежит д-ру Мустафе Аль-Себаи, его главный редактор Ахмед Кудама выразил несогласие с политикой Б. Асада и ушел в отставку. Молодежный журнал «Chabâblek» («Ваша молодость») отличается наиболее сатирическим стилем изложения и образностью историй.
Журнал «Аль-Маарифа» («Истина») был создан в 1960-е годы. Несмотря на официальный статус, конкурируя с частными изданиями, журнал изменил свою стилистику, в рамках ребрендинга улучшилась цветовая гамма. Сегодня статьи таких авторов, как Омар Юсеф (статья «Сирийский режим намерен конфисковать имущество тех, кто покинул армию») или Усама Юнес (статья «После ссоры в Сирии: Действительно ли закон позволяет изымать средства родственников разыскиваемых лиц для прохождения военной службы?») отличаются живым разговорным языком; основной тон редакторских статей стал более смелым, критика чиновников – более острой. В то же время медиакритик Салам Кавакиби справедливо отметил страх авторов, критикующих правительства Асада. Факты преследования писателей и публицистов многочисленны. Но писатели и журналисты свободно освещают международную жизнь, религиозные конфликты, проблемы молодежи, досуг и сельскую жизнь. Протесты против долгой военной службы выразили многие писатели, сотрудничающие в молодежной прессе. Например, Сара Каяли, сирийская исследовательница, работающая в отделе Ближнего Востока и Северной Африки журнала, в статье «Сирийцы, уклоняющиеся от военной службы, сталкиваются с незаконным изъятием их денег и имущества».
Амид аль-Кули, бывший редактор газеты «Тышрин», посвятил серию очерков коварной политике США на Ближнем Востоке. Сирийско-американские отношения характеризовались в последние годы особым напряжением, что связано с позицией войск США в Сирии. Борясь с террористами, американцы часто громят друзей Б. Асада, что вызывает гнев Дамаска. В прошлом позиция по Сирии зависела от «холодной войны» и отношений с Советским Союзом, а после распада Советского Союза ситуация требовала гарантий Израиля. Сегодня журналы и газеты призывают мировое сообщество помочь сирийцам, восстанавливающим экономический и культурный потенциал государства.
Характерной для наблюдения над эволюцией стиля прессы считается газета «Аль-Маджд» («Слава»), это пример того, как сирийская пресса справляется с показом кризиса в государстве. Логотип газеты «Аль-Маджд» – Меч и Солнце, где меч символизирует силу, а солнце – просветление. Газета «Аль-Маджд» считается самой популярной универсальной национальной газетой, её стиль можно назвать «квалоидным», т.е. сочетающим таблоидную стилистику оформления и качественные ПТ, причем язык и стиль наррации характеризуются восточным орнаментализмом и наличием таких приёмов выразительности, как языковая игра, метафоричность заголовков и т.п., что делает облик издания заметным и популярным. Об этом свидетельствуют фразы в самом начале газеты, которые украшают первую страницу: «И приготовь для них всё, что сможешь, из силы и связи коней» (Священный Коран); «Тот, у кого нет меча, пусть продаст свою одежду, чтобы купить его» (Библия, Господь Христос); «То, что взято силой, можно вернуть только силой» (Гамаль Абдель Насер).
Основной стиль газеты «Аль-Маджд» как медиапродукта определяет «серьезная классика в оформлении», образцом которой служит западная композиционно-графическая модель. Газета «Аль-Маджд» считается элитной газетой, адресованной аудитории с высокой политической и литературной культурой. С момента своего создания газета ставила своей целью повышение читательского уровня и приобщение их к национальной мысли. «Аль-Маджд» с самого начала полагался при получении информации на сотрудничество с арабскими и международными газетами.
В начале сирийского кризиса в 2011 г. газета «Аль-Маджд» какое-то время не выражала никакой реакции на происходящее. В течение трех месяцев владельцы газеты думали над тем, что происходит в Сирии. Потом газета, поддерживая популярное реформистское движение, которому может наступить конец, стала смелее. Подход газеты поддержал в начале 2010-х гг. идею внутренней реформы в Сирии. Но по прошествии трёх лет видение кризиса в газете стало меняться. Сегодня редакция издания считает, что оппозиционные движения в Ливии, в Йемене и в самой Сирии – это волна американского сионизма. То, что там происходило, отличается от того, что происходило в Тунисе и Египте [1:65].
Другие авторы, стоящие на позиции Б. Асада и его сторонников, увидели в таких мнениях неподчинение режиму, они отвергли идею радикальной смены власти и возвращения к фундаментализму. Началась полемика о путях выхода из кризиса, которую СМИ в Сирии показали по-разному. Между тем, газеты и журналы охватывают широкий круг вопросов, и их панорама отличается глубиной и детализацией [3:85].
Заключение
Рассмотрение материалов в газетах и журналах Сирии и исследование мнений обозревателей Запада показало, что журнал «Аль-Маарифа» и газета «Аль-Маджд» постоянно и добросовестно занимались освещением событий сирийского кризиса. Через журнал «Аль-Маарифа» и газету «Аль-Маджд», популярные в широкой аудитории национальные издания, писатели и публицисты выразили следующее: а) важность диверсификации стиля журналов и газет, используемых для освещения сирийской проблемы; б) проведение исследований ПТ, изучение арабских газет и журналов показывает их близость к модели мировой глобализирующейся журналистики и в то же время наличие национальной специфики (декоративность, высокий градус религиозности, притчевость речевых актов); в) равнение авторов ПТ на качество содержания и стиля западных материалов, освещающих сирийские события, что выявляет важность соблюдения стандартов, поскольку это имеет большое значение для донесения правды фактов до общественности.
1. Джума А.М. Сравнительный анализ освещения сирийского конфликта в российских и западных СМИ. – Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-osvescheniya-siriyskogo-konflikta-v-rossiyskih-i-zapadnyh-smi. (Дата посещения: 24.02.2021).
2. Есионов Н.А. Специфика освещения конфликта в Сирии российскими и западными СМИ. – Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/ spetsifika-оsvecheniya-konflikta-v-sirii-rossiyskimi-i-zapadnymi-smi, 2018. (Дата посещения: 24.02.2021).
3. Омран, Джихад Мухаммед. Социокультурная проблематика в сирийской публицистике 1980-х – 1990-х годов : На примере журнала «Аль-Марифа»/ Автореф. дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж, 1998.– 21 с.
4. Омран Д.М. Литературно-художественный журнал «Аль-Марифа» и особенности сирийской культурологической публицистики // Журналистика в 1997 году. Тезисы научно-практической конференции. – М., 1998.– Ч.1. – С.48-50.
5. Хорольский В.В., Ба Харон А. Йеменский сектор Интернета о политических событиях в стране (2017-2019 гг.) // Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия. Сб. мат-в междунар. научно-практ. конф. – М.: МГУ, 2020. – С.535-536.
6. Шапке Р. Лев Дамаска. Хафез Асад и современная Сирия / Пер. с нем. А. Игнатьева. – Электронный ресурс: http://www.nb-info.ru/asad.html. (Дата посещения: 24.2.2021).
7. In besieged Syria, one wasting death "just the start of a tragedy" // The Washington Post, 2018. – №139. – Р. 6.