В данной статье раскрывается сущность проблематики развития пространственного воображения – основополагающего фактора профессиональных компетенций специалиста-инженера, связанная с низким уровнем пространственного воображения, с одной стороны, и отсутствием комплексного подхода для решения данной проблемы, с другой. Существующие варианты решений в системе высшего технического образования не отражают системного видения проблемы развития пространственного воображения студентов как приоритетного направления развития творческих качеств обучающихся. Авторы в своих исследованиях акцентируют внимание на решении проблемы развития пространственного мышления, на задачах по повышению успеваемости при изучении графических дисциплин. Научно разработанной модели развития пространственного воображения в системе высшего технического образования исходя из современного уровня знаний о психологических особенностях человека нами не выявлено. Проблема развития пространственного воображения при обучении начертательной геометрии в высших технических учебных заведениях остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения. Как мы полагаем, недостаточная интеграция с современными научными данными, отсутствие системного видения при решении проблемы развития пространственного воображения приводят к тому, что студенты технического вуза сталкиваются с серьезными трудностями в процессе обучения, не могут развивать профессиональные компетенции. Представлен выявленный путь решения педагогической проблемы в условиях интенсификации учебного процесса на кафедре начертательной геометрии, так как именно графическая деятельность способствует развитию пространственного воображения при условии применения рациональных методов преподавания. Решение опирается на педагогическое моделирование, в рамках которого разработан интерактивный учебный контент преподавателя начертательной геометрии, являющийся практическим воплощением современных разработок педагогики в области развития квалификационных навыков и творческих способностей обучающихся. В интерактивный учебный контент входят способы воздействия на студентов, позволяющие активизировать восприятие учебной информации при индивидуализации образовательной траектории: канал на YouTube, сайты преподавателя, электронные ученые пособия, выполненные в формате видеолекций.
пространственное воображение, профессиональные компетенции, студенты технического вуза, восприятие, педагогическое моделирование, интерактивный учебный контент, графическая деятельность.
Переход на новые образовательные стандартыизменяет подход к развитию профессиональных компетенций инженеров. Это выдвигает на первый план такую составляющую квалификационных характеристик, как творческие качества, когда студенты становятся способными генерировать и воплощать новые оригинальные идеи, решать нестандартные задачи. Поэтому одним из важнейших требований при обучении студентов в высших технических учебных заведениях должно стать развитие важного компонента творческой деятельности – пространственного воображения [2; 4; 8; 9].
Особенно остро данная проблема стоит на первом курсе при преподавании начертательной геометрии, так как этот предмет требует способностей к динамическим преобразованиям исходных образов, которые у студентов развиты недостаточно.
1. Агеев В.Н., Древс Ю.Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование. М.: Изд-во МГУП, 2003.
2. Арциховская-Кузнецова Л.В. О «головоломности» начертательной геометрии // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 3. С. 29–33. DOI: 10.12737/6523.
3. Гергей Т., Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе. URL: http://www.voppsy.ru/issues/14.04.2007.
4. Горнов А.О., Усанова Е.В., Шацилло Л.А. Базовая геометро-графическая подготовка на основе 3D-электронных моделей // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 3. С. 43–49. DOI: 10.12737/6524.
5. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005.
6. Лагунова М.В. Современные подходы к формированию графической культуры студентов в технических учебных заведениях. Новгород: ВГИПИ, 2003.
7. Новожилова С.А., Егорычева Е.В. Информационное обеспечение в современных технологиях обучения графическим дисциплинам // Геометрия и графика. 2013 Т. 1. № 3–4. С 33–35. DOI: 10.12737/2130.
8. Сальков Н.А. Искусство и начертательная геометрия // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 3–4. С. 3–7. DOI: 10.12737/2123.
9. Сальков Н.А. Курс начертательной геометрии Гаспара Монжа // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 3–4. С. 52–57. DOI: 10.12373/2135.
10. Темербекова А.А., Белокопытова М.Ю. Педагогическое условия формирования профессиональных компетенций будущего учителя математики // Информация и образование: границы коммуникации INFO’14: сборник научных трудов. Горно-Алтайск: Изд-во Горно-Алтайского госуниверситета. 2014. С. 308.
11. Тен М.Г. Компьютерная графика при выполнении заданий по начертательной геометрии и инженерной графике. Видеоуроки: AutoCAD для заочников. Учеб. пособие. Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин). 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
12. Усанова Е.В. Психолого-педагогические аспекты геометро-графической подготовки в техническом вузе с использованием медиа-технологий и САD-систем // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 59–62. DOI: 10.12737/478.
13. Якиманская И.С. Психология математической деятельности учащихся при обучении геометрии. 2004. Вып. 4. С. 34.