Показана возможность применения аппарата ИНС в задачах контроля навигационной ситуации и выработке рекомендаций по расхождению с опасной целью. Для использования ИНС предложена n-секториальная модель ближней навигационной обстановки. Представлен алгоритм для выработки рекомендаций по расхождению с опасными целями, безопасному маневрированию, основанный на обучающих последовательностей типовых ситуаций рекомендованных откликов, что позволяет повысить оперативность и обоснованность процедур анализа территориальной ситуации и выработки параметров маневра уклонения (расхождения). Приведено описание принятой модели навигационной обстановки, обоснован выбор и последовательность применения критериев оценки навигационной обстановки, порядок построения и обучения многоуровневой рекуррентной ИНС, описан алгоритм обучения сети. Определены ограничения в использовании алгоритма и предложены варианты его практического применения и дальнейшего усовершенствования.
управление судном, безопасное маневрирование, искусственные нейронные сети, многослойный перцептрон
1. Астреин В.В. Разработка технологий выработки решений по предупреждению столкновений судов в море: автореф. дис. канд. техн. наук: 05.22.19. - Новороссийск, 2011. - 24 с.
2. Васильев С. Н. Интеллектуальное управление ди намическими системами / С. И. Васильев, А. К. Жерлов, Е. А. Федосов [и др.]. - М.: Физматлит, 2000.-352 с.
3. Вагущенко Л.Л., Вагущенко АЛ. Поддержка ре шений по расхождению с судами,- Одесса: Фенікс, 2010. - 229 с.
4. Васьков А.С., Мироненко А.А. Система поддерж ки принятия решений в судовождении: Сб. научн. тр. - Новороссийск: НГМА, 2003. -Вып.8. С. 5-11.
5. Васьков В.А. Некоторые принципы системы под держки принятия решения в судовождении: Сб. научн. тр. - Новороссийск: НГМА, 2013. - Вып.З. С. 15-21.
6. Дмитриев, В.И. Современные навигационные си стемы и безопасность судовождения / В.И. Дмитриев, В.И. Фарофонов- М.: Моркнига, 2010.- 160 с.
7. Мальцев А.С. Маневрирование судов при расхож дении- Одесса: ЦПАП, 2005. - 208с.
8. Мелихов А.Н., Бернштейн Л.С., Коровин С.Я. Си туационные советующие системы с нечеткой логикой. -М.: Наука, 1990.
9. Родионов А.И. Автоматизация судовождения. -М.: Транспорт, 1992. - 192с.
10. Смоленцев С. В. Автоматический синтез решений по расхождению судов в море // Вестник ГУМРФ.-2016- Выпуск 2 (36). - С. 7-15.
11. Смоленцев С. В. Концепция автоматизированной интеллектуальной системы расхождения судов / С. В. Смоленцев, Б. В. Афанасьев, А. Е. Филяков, Д. В. Куниц // Эксплуатация морского транспорта.-2012. - №4 (70).-С. 11-14.
12. Смоленцев С. В. Проблема оценки навигационной ситуации в море / С. В. Смоленцев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 6 (34). - С. 23-28.
13. Субанов Э.Э. Разработка моделей эффективной оценки опасности столкновения судов при принятии решения методом анализа иерархий: автореф. дис. канд. техн. наук: 05.22.19,- Новороссийск, 2012,- 24 с.
14. Субанов Э.Э., Миронов А.В. Использование модифицированной модели метода анализа иерархий для безопасного расхождения морских судов // Эксплуатация морского транспорта. - 2014. -№1,-С. 24-28.
15. Хайкин, С. Нейронные сети: полный курс,- 2-е издание. [Текст]: Пер. с Англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.
16. Joey Rogers, Object-Oriented Neural Network in C++, Academic Press, San Diego, CA, 1997.
17. M.T. Hagan, H.B. Demuth and M.H. Beale, Neural Network Design, PWS Publishing, Boston, MA, 1995
18. Каракаев А.Б., Луканин А.В., Николаев Н.И., Xeкерт E.B. Контроль и управление коммутационными состояниями электрических сетей/ Морские интеллектуальные технологии. 2019. Т. 2. № 1 (43). С. 46-54
19. Каракаев А.Б., Хекерт Е.В., Галиев Г.А. Методические основы структурно-функционального подхода в системном анализе/Морские интеллектуальные технологии,- 2019- Т. 2- № 1 (43).-С. 77-81.
20. Печников А.Н., Хекерт Е.В. Моделирование процессов трансформации функциональной структуры деятельности операторов судовых систем в процессе их подготовки.// Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики-2007.-№ 3-2 (41).-С. 76-77.