Выполнен обзор мероприятий, направленных снижение выбросов оксидов азота судовыми дизельными двигателями посредством настройки их регулировочных параметров. Показано, что одним из таких параметров, позволяющим быстро решать задачу оперативного управления концентрацией оксидов азота, выбрасываемых судовыми двигателями, является угол опережения впрыскивания топлива. Во многих публикациях именно данный угол рассматривается в виде основного регулируемого параметра, с помощью которого удается управлять значением удельных выбросов оксидов азота с отработавшими газами судовых дизельных двигателей. Используя метод планирования эксперимента, а также результаты проведённых в судовых условиях опытов получена математическая модель для оценки влияния нагрузки и угла опережения впрыска топлива на значение удельных выбросов оксидов азота с отработавшими газами главных двигателей модели 6S90MC-C производства компании «MAN Diesel & Turbo». Адекватность предложенной математической модели результатам проведенного эксперимента проверена по критерию Фишера. Учитывая, что математическая модель по критерию Фишера адекватно описывает результаты проведённого эксперимента, сделан вывод о том, что она может быть использована для оценки влияния на значение удельных выбросов оксида азота в отработавших газах нагрузки и угла опережения впрыска топлива главных двигателей модели 6S90MC-C производства компании «MAN Diesel & Turbo». Данная модель позволяет решать задачу оптимизации значения угла опережения впрыска топлива в зависимости от нагрузки и эксплуатационного состояния судового дизельного двигателя с целью снижения удельных выбросов оксидов азота до значений, нормируемых правилом 13 Окислы азота Приложения VI Конвенции МАРПОЛ 73/78.
Судовые дизельные двигатели, удельные выбросы оксидов азота, нагрузка, угол опережения впрыска топлива, планирование эксперимента, математическая модель
1. Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МЕС МАРПОЛ-73/78), Книга III, - СПб.: АО «ЦНИИМФ», 2017. - 412 с.
2. Крутов В.И. Определение оптимальных значений угла опережения впрыскивания топлива для дизелей транспортного назначения /В.И. Крутов, В.А. Марков, В.И. Шатров // Двигателестроение. - 1996.-№11.-С. 31-32.
3. Марков В.А. Токсичность отработавших газов ди зелей / В.А. Марков, P.M. Баширов, И.И. Габитов. - М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2002. - 376 с.
4. Марков В.А. Метод снижения токсичности отрабо тавших газов дизелей транспортного назначения // Известия ВУЗов. Машиностроение. - 1993. -№10-12.-С. 74-83.
5. Мельник Г.В. Развитие двигателестроения за рубе жом (по материалам конгресса CIMAC 2013) // Двигателестроение. - 2013 - № 3. - С. 39-53.
6. MAN Diesel. Marine Engine IMO Tier II, Programme 2nd edition. 2009. 114 p.
7. Hountalas T. Two-Stroke Marine Diesel Engine Vari able Injection Timing System Performance Evaluation And Optimum Setting For Minimum Fuel Consumption At Acceptable NOx Levels / D.T. Hountalas, S. Raptotasios, A. Antonopoulos, S. Daniolos, I. Dolaptzis, M. Tsobanoglou // Proceedings of the ASME 2014 12th Biennial Conference on Engineering Systems Design and Analysis, June 25-27, 2014, Copenhagen, Denmark.
8. Ахназарова C.JI., Кафаров B.B. Методы оптимиза ции эксперимента в химической технологии: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк, 1985. - 327 с.
9. Николаев Н.И. Теплотехнические и экологические параметры современных дизельных и котельных установок морских судов в эксплуатации: монография /Н.И. Николаев, H.H. Зиненко, В.Е. Панамарев. - Новороссийск: РИО ЕМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2017. - 154 с.
10. Туркин A.B. Моделирование рабочих процессов малооборотного судового двигателя для снижения эмиссии оксидов азота / A.B. Туркин, В.А. Туркин, А.Ю. Самойленко // Морские интеллектуальные системы. - 2018. - № 1 (39). - Т.1. -С. 106-110.
11. Каракаев А.Б., Луканин A.B., Хекерт Е.В. Разработка методологии, методов и моделей анализа влияния различных вариантов построения структуры и режимов поддержания и восстановления работоспособности судовых электроэнергетических систем (часть 1) // Эксплуатация морского транспорта - 2016 - № 3(80).- С.54-60.
12. Астреин В.В. Алгоритм самоорганизации групп судов для предупреждения столкновений [Текст]/В.В. Астреин, С.Н. Кондратьев, Е.В. Хекерт // Эксплуатация морского транспорта-2016,-№ 2 (79).-С. 45-50.
13. Хекерт Е.В., Николаев Н.И., Герасиди В.В. Контроль состояния двигателя фирмы "caterpillar" сат 3512 грунтонасосной установки земснаряда по вибрационным параметрам.// Морские интеллектуальные технологии.-2018.-№ 1-1 (39).-С. 100-105.