Отмечается, что современные системы автоматики судов морского и речного флота включают в свой состав большое количество однофазных асинхронных электродвигателей. На сегодняшний день существует только теоретическое описание таких электрических машин, которое учитывает влияние не всех переходных процессов, происходящих в специальной асинхронной машине. Для того, чтобы математически описать происходящие в двигателе процессы в статье предложена разработанная математическая модель, которая учитывает влияние переходных процессов во всех режимах работы асинхронной электрической машины. Для пояснения явлений, происходящих в электромоторе, приводятся механические характеристики, а также зависимость пускового и максимального момента двигателя от угла. Результатом работы является получение математической модели, описывающей электромагнитные процессы, протекающие в однофазных асинхронных двигателях в установившемся режиме, вывод уравнения для электромагнитного момента и построение механических характеристик двигателя, а также полученная математическая модель дает возможность расчета электромеханических переходных процессов, протекающих в однофазных асинхронных двигателях без внешних фазосдвигаюгцих устройств.
однофазные асинхронные двигатели, математическая модель, внешние фазосдвигающие устройства, судовые системы автоматики, переходные процессы
1. Каракаев А. Б. Математическая модель однофазного асинхронного электродвигателя безвнешних фазосдвигающих устройств для судовых систем автоматики / А. Б. Каракаев, А. В. Костенко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. - 2019. -Т. 11. -№4.
2. Каракаев А. Б. Разработка и применение однофаз ного асинхронного двигателя без внешних фазосдвигаюгцих устройств для судовых систем автоматики / А. Б. Каракаев, A.B. Костенко // Сборник тезисов национальной научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова». - СПб.: Издательство ГУМРФ им. С.О. Макарова, 2018. - С. 91-92.
3. Баранов М.В. Разработка математической модели высокомоментного синхронного двигателя при проектировании прецизионных приводов / М.В. Баранов, O.A. Корчагин // Инженерный журнал: наука и инновации. - 2013. - № 8 (20). - С. 23
4. Каракаев А. Б. Математическое моделирование специального асинхронного электродвигателя для судовых вентиляционных систем / А.Б. Каракаев, Е.С. Хохлов, В.И. Зимин - СПб.: Издательство ГУМРФ им. С.О. Макарова, 2016. - С.137-142
5. Malyar V. Mathematical model of single-phase induc tion motors with auxiliary winding resistance / V. Malyar, A. Malyar // PrzeglqdElektrotechniczny. - 2018. - Vol. 94. - Pp. 33-37. DOI: 10.15199/48.2018.12.08
6. Третьяков, А. С. Моделирование тепловентиляци онных режимов работы асинхронных электродвигателей при питании от синусоидального источника напряжения / A.C. Третьяков, О. А. Капитонов // Вестник. ГГТУ им. П. О. Сухого. - 2018. -№ 2. - С. 66-73.
7. Кириченко О. С. Моделирование асинхронного электродвигателя с использованием программного модуля AnsysMaxwellRMxprt / О. С. Кириченко, П. И. Полянский, Г. А. Иванов // MOTROL. Commission of Motorization and Energeticsin Agriculture - 2016. - Vol.18. - №.2. 3-7. - C. 49-55.
8. Пат. 2680372 Российская Федерация, МИК H02J 1/00. Способ получения фазового сдвига напряжений генераторов и устройство использования фазового сдвига для преобразования механической энергии в эллипсоидное излучение / Г.Л. Багич; заяв, и патентообл. Г. JI. Багич (RU). - № 2017139643; заявл. 14.11.2017; опубл. 20.02.2019, Бюл.№ 5.
9. Казаков Ю. Б. Расчетный анализ потерь в стали асинхронных двигателей при питании от преобразователей частоты с несинусоидальным выходным напряжением / Ю. Б. Казаков, И. К. Швецов // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. - 2015. - № 5. - С. 42М6. DOI: 10.17588/2072-2672.2015.5.042-046.
10. Каракаев А.Б. Применение специального асинхронного электродвигателя для судовых вентиляционных систем / А.Б. Каракаев, Е.С. Хохлов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. - 2015. - № 1 (29). - С. 208-214. DOI: 10.21821/2309-5180-2015-7-1-208-214
11. Контроль и управление коммутационными состояниями электрических сетей. Каракаев А.Б., Луканин A.B., Николаев Н.И., Хекерт Е.В. Морские интеллектуальные технологии. 2019. № 2-1 (43). С. 46-54.
12. Studenikin D.E. Estimation of vessel's movement with the aid of fuzzy logic based hierarchy systems (in english) [текст] / D.E. Studenikin, E.V. Khekert, M.A. Modina // Морские интеллектуальные технологии. 2018. T. 1. № 1 (39). C. 205-208.
13. Каракаев А.Б., Луканин A.B., Хекерт Е.В. Разработка методологии, методов и моделей анализа влияния различных вариантов построения структуры и режимов поддержания и восстановления работоспособности судовых электроэнергетических систем (часть 1).// Эксплуатация морского транспорта - 2016 - № 3(80).- С.54-60.
14. Каракаев А.Б., Хекерт Е.В., Луканин A.B. Разработка методологии, методов и моделей анализа влияния различных вариантов построения структуры и режимов поддержания и восстановления работоспособности судовых электроэнергетических систем (часть 2). //Эксплуатация морского транспорта- 2016 - № 4(81).- С.85-95.
15. Каракаев А.Б., Луканин A.B., Хекерт Е.В. Основные принципы моделирования и информационной поддержки процессов управления эксплуатацией судовых электроэнергетических систем. (Часть 2).// Эксплуатация морского транспорта- 2017.-№ 3 (84).-С. 89-99.
16. Каракаев А.Б., Луканин A.B., Хекерт Е.В. Основные принципы моделирования и информационной поддержки процессов управления эксплуатацией судовых электроэнергетических систем. (ЧАСТЬ 1).// Эксплуатация морского транспорта,- 2017,- № 2 (83).- С. 114-122.