В статье рассмотрены вопросы экологической безопасности погружных гидроприводов подводных донных и плавающих машин, в которых используются рабочие жидкости на органической и синтетической основе. Такие рабочие жидкости относятся к загрязнителям моря по критериям, определяемым положениями Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной протоколом 1978 г. к ней. Утечки этих жидкостей при эксплуатации подводных гидроприводов приводят к загрязнению окружающей среды. Рассчитаны объемы возможных установившихся утечек и залповых выбросов, на примере погружного гидропривода мощностью 10 кВт и определены возможные убытки на устранение последствий аварий и покрытие ущерба, нанесенного окружающей среде от рассчитанных объемов выбрасываемой жидкости. Рассмотрена возможность полного устранения указанных убытков за счет применения экологически чистых биодеградирующих водосодержащих рабочих жидкостей класса HFC. Применение рабочих жидкостей подобного класса упрощает конструкцию погружного гидропривода за счет исключения дополнительных уплотнительных устройств. Установлена целесообразность разработки рекомендаций методов проектирования погружного экологически безопасного гидропривода использующего рабочие жидкости класса HFC с учетом фактического состояния элементной базы гидропривода.
погружной гидропривод, рабочая жидкость, аварийные выбросы, рукава высокого давления, экологический ущерб, биодеградирующая жидкость
1. Seabed Mining: A technical review Erry, В., Johnston. Greenpeace Research Laboratories Technical Note 24/2000
2. Perry Slingsby Systems (PSS), Geotechnical & Seabed Systems, www.perryslingsbysystems.com, 07. 2017
3. Hayler M.G., Hampson D.F.G. Selection of hydraulic fluids. «Chartered Mech. Eng.», 1978, № 3, 56-57, 59.
4. Дубровский, О. H. Гидроэнергетические расчеты судовых силовых гидравлических приводов и систем. - Л.: Судостроение, 1974.
5. Куницкий, А. В. Опыт применения био деградирую щей водосодержащей рабочей жидкости в экспериментальных образцах гидравлических приводов морских технических средств: Тезисы докладов научно-технической конференции «Гидравлика и гидропривод машин, автоматов и промышленных роботов в машиностроении». - Киев, 1990.
6. Кондратьев С.И. Теоретические основы управле ния крупнотоннажными судами по критериям безопасности и энергосбережения: диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук - Новороссийск, 2004.
7. Кондратьев С.И. Синтез программных траекторий методом динамического программирования// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки-2003.- № S6 - С. 41-43.