В статье приводятся параметры известных и перспективных средств эксплуатационного мониторинга подптипников судовых дизелей. Из-за существенного возрастания давлений в цилиндре дизелей условия работы подшипников ужесточились, что требует их непрерывного температурного контроля. В основу методики контроля положено преобразование сигнала датчика температуры в частотный сигнал подвижного электронного блока. Этот сигнал посредством трансформаторной связи передается на неподвижный блок и затем обрабатывается. Рассмотрены кинематическая, конструктивная и структурная схема одного из первых вариантов такого устройства под названием БУКТ-К, рассчитанного на две точки контроля. Отмечено, что практически идентичная по конструкции, структуре и параметрам система контроля температуры подшипников предложена фирмой Kongsberg, Норвегия, под маркой “GB10”. Перспективным средством мониторинга температуры подшипников является система SENTRY GBl00. Она использует технологию поверхностных акустических волн, имеет простую конструкцию, ее датчик не требует для работы подведения энергии, не подвержен износу и старению. Наибольшими возможностями для мониторинга обладает разработанная соавтором статьи система Термоконт. По сравнению с другими, она обеспечивает контроль температуры в нескольких точках, в диапазоне до 600°С, при погрешности не более ±0,16%. Для специалистов в области автоматики и диагностики судовых дизелей.
дизель судовой, подшипники, мониторинг температуры, методика, терморезистор, поверхностная акустическая волна, термопара
1. Конке, Г.А. Мировое судовое дизелестроение. Концепции конструирования, анализ международного опыта: учеб. пособие / Г.А.Конкс, В.А. Лашко. - М.: Машиностроение, 2005. - 512 с.
2. Левшина, Е.С. Электрические измерения физических величин: измерительные преобразова-тели/Е.С. Левшина, П.В. Новицкий,- Л.: Энерго-атомиздат, 1983.-320 с.
3. Самойленко А.Ю. Многоканальное устройство для измерения температуры поршня двигателя/А.Ю.Самойленко// Авт. Свидет. СССР № 1354926, МКИ-3 G01K13/06. Опубл. 1987,-бюлл.№2.
4. Самойленко, А.Ю. Методика определения параметров ориентации блоков передачи информации в системах контроля температуры подвижных деталей судовых дизелей/А.Ю.Самойленко //Транспортное дело России. - 2003 - Спецвыпуск,- С.25-27.
5. Самойленко, А.Ю. Перспективные средства контроля температуры деталей движения судовых дизелей /А.Ю.Самойленко// Изв. Вузов. Сев,-Кавк. Регион. Техн. Науки. -2003. Спецвыпуск,- С.87-91.
6. Самойленко, А.Ю. Устройство для измерения температуры подвижного объекта/А.Ю.Самойленко, В.А.Шишкин//Авт. Свидет. СССР № 998875, МКИ-3 G01K13/04. Опубл. 23.02.83,-бюлл. № 7.
7. Самойленко, А.Ю. Система автоматического эксплуатационного контроля температуры поршней судовых дизелей/А.Ю. Самойленко, Н.Б.Исаков, Д.К. Пулиезо// В кн.: Технические средства и системы автоматического управления судовыми энергетическими установками. - М.: В/О «Морте-хинформреклама»,- 1986. - С.31-37.
8. Самойленко, А.Ю., Полковников А.К. Температурный контроль крейцкопфных подшипников судовых МОД / А.Ю. Самойленко, Полковников А.К.// «Наука Кубани». - 1997. - № 1. - С. 37 -40.
9. Service Experience of MAN B&W Low Speed Diesel Engines. 2010. MAN Diesel & Turbo Teglholmsgade 41.2450 Copenhagen SV, Denmark, www.mandieselturbo.com
10. Temperature monitoring system GB-10. KONGSBERG MARITIME AS N0-7005 Trondheim, Norway. www. konesbere.com
11. Temperature monitoring system SENTRY GB-100. KONGSBERG MARITIME AS N0-7005 Trondheim, Norway, www. konzsberz.com
12. Wireless temperature monitoring for bearings in diesel engines. KONGSBERG MARITIME AS N0-7005 Trondheim, Norway, www.konzsberz.com