Для выяснения причин аварий - задиров цилиндро-поршневой группы судового дизеля 8RND90, была разработана и установлена на главный двигатель т/х "Маршал Говоров" полномасштабная система централизованного контроля (СЦКТ) температуры, контролирующая температуры поршней всех 8 цилиндров двигателя. Датчики температуры были подключены к расположенному на поршне электронному подвижному блоку. При подходе к нижней мертвой точке подвижный блок вступал во взаимодействие с расположенным в подпоршневом пространстве неподвижным блоком. При этом бесконтактным способом информационный сигнал передавался к неподвижному блоку, а питание подавалось на подвижный блок. Использование СЦКТ в период опытной эксплуатации позволило установить непосредственную причину задиров цилиндро-поршневой группы - мощный прорыв газов из камеры сгорания через совмещенные замки поршневых колец. Опыт применения СЦКТ показал высокую информативность контроля теплового состояния поршней двигателя, возможность предотвращения с его помощью аварий цилиндро-поршневой группы, диагностирования технического состояния поршней, поршневых колец и втулок цилиндров. Опытный экземпляр СЦКТ в течение нескольких лет эксплуатировался на двигателе, при этом наработка ряда блоков СЦКТ составила десятки тысяч часов. Параллельно с контролем температур поршней была реализована система мониторинга температуры крейцкопфных подшипников одного из цилиндров. Испытания показали ее работоспособность и высокую надежность. Успешные результаты испытаний средств температурного контроля подвижных узлов дизеля позволили задолго до появления иностранных аналогов обосновать необходимость и сформулировать требования к техническому составу комплексной системы оценки технического состояния судового малооборотного дизеля. Она использует высокотемпературные датчики (термопары) и обеспечивает возможность температурного мониторинга поршней, втулок, крышек, цилиндров, всех подшипников кривошипно-шаунного механизма и ряда других параметров. Для специалистов в области автоматики и диагностики судовых дизелей.
дизель судовой, поршень, контроль температуры, система мониторинга технического состояния
1. Обеспечение промышленного внедрения задела по технической диагностике и проведение исследований в области создания перспективных микропроцессорных комплексов судовой автоматизации [Текст]: отчет о НИР (промежуточный): №01.86.00.42740/ В.А. Шишкин, А.Ю. Самойленко,- Новороссийск: НВИМУ, 1987.84 с.- Инв. №018800170065.
2. Овсянников, М.К. Эксплуатационные качества судовых дизелей/ М.К.Овсянников, В.А. Петухов - Л.: Судостроение.- 1982. - 208 с.
3. Полковников, А.К. Анализ отказов цилиндропоршневой группы главного судового двигателя/ А.К. Полковников, А.Ю. Самойленко, Н.А. Полковникова// Эксплуатация морского транспорта,- 2017,- №2(83).- С. 128-142.
4. Самойленко, А.Ю. Многоканальное устройство для измерения температуры поршня двигателя/А.Ю. Самойленко// Авт. Свидет. СССР № 1354926, МКИ-3 G01K13/06. Опубл. 1987,-бюлл.№2.
5. Самойленко, А.Ю. Перспективные средства кон троля температуры деталей движения судовых дизелей /А.Ю.Самойленко// Изв. Вузов. Сев,-Кавк. Регион. Техн. Науки. -2003. Спецвыпуск- С.87-91.
6. Самойленко, А.Ю. Система автоматического эксплуатационного контроля температуры поршней судовых дизелей/А.Ю. Самойленко, Н.Б. Исаков, Д.К. Пулиезо: В кн.: Технические средства и системы автоматического управления судовыми энергетическими установками. -М.: В/О «Мортехинформреклама»,- 1986. - С.31-37.
7. Самойленко, А.Ю. Частотный анализ индикатор ных диаграмм судовых дизелей: монография /А.Ю. Самойленко, Г.И. Бжитов, Н.С. Шатворян- Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф.Ушакова, 2016.-172 с.
8. Самойленко, А.Ю. Устройство для измерения температуры подвижного объекта/А.Ю. Самойленко, В.А. Шишкин//Авт. Свидет. СССР № 998875, МКИ-3 G01K13/04. Опубл. 23.02.83,-бюлл. № 7.
9. Service Experience of MAN B&W Tow Speed Die sel Engines. - 2010. - MAN Diesel & Turbo Teglholmsgade 41.2450 Copenhagen SV, Denmark. - www. mandieselturbo.com
10. Temperature monitoring system GB-IO/KONGS-BERG MARITIME AS N0-7005 Trondheim, Norway.- www.kongsberg.com
11. Temperature monitoring system SENTRY GB-100/ KONGSBERG MARITIME AS N0-7005 Trondheim, Norway, www.kongsberg.com