В статье обосновывается необходимость комплексного подхода к подготовке специалистов морского флота по обеспечению личной безопасности на судне и сохранению жизни на море, включающую как общую подготовку для всех моряков, так и специальную подготовку персонала судна. В соответствии с требованиями Международных Конвенций COJIAC-74/78 и ПДНВ-78 с поправками авторами предлагается структура подготовки, ее составные компоненты и порядок их реализации в системе подготовки моряков. Предмет исследования - профессиональная подготовка моряков транспортного флота. Авторы приходят в выводу, что совокупность определяющих характеристик, обеспечивающих подготовленность морского специалиста к обеспечению личной безопасности, предотвращение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности имущества на море, защиту и сохранение окружающей среды, обеспечения безопасности мореплавания является основой построения системы подготовки специалистов в морском вузе, а также в период повышения квалификации, переподготовки и накопления профессионального опыта в период трудовой деятельности.
личная безопасность, безопасность мореплавания, специальная подготовка, подготовка специалиста
1. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты 1978 года (ПДНВ-78 с поправками) (консолидированный текст).- СПб.: ЦНИИМФ, 2018. - 824 с.
2. Томилин А.Н., Туктаров P.P. Квопросу о необхо димости исследования влияния воспитательнопрофилактической деятельности направленной на снижение негативного влияния человеческого фактора на безопасность мореплавания // Эксплуатация морского транспорта,- 2017. -№ 2 (83).- С.26-34.
3. Писаренко Г.П., Томилин А.Н., Хекерт Е.В. Про блема лидерства и формирования лидерской позиции у курсантов морского вуза // Вестник государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова,- 2018,- № 4(25). -С.89-95.
4. Дьяченко М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психол. аспект. Минск: Изд-во «Университетское», 1985. 206 с.
5. Печников А.Н., Хекерт Е.В. Эргономический подход к оцениванию деятельности судовых специалистов: экспериментальная апробация предложенных моделей и процедур//Морские интеллектуальные технологии,- 2019- № 43 (46).-С. 104-110.
6. Печников А.Н., Хекерт Е.В., Савельев В.Г., Адерихин И.В. Эргономический подход к оцениванию деятельности судовых специалистов: модели трансформации действия в процессе его освоения и процедура их практического применения// Морские интеллектуальные технологии,-2019,-№ 1-2 (43).-С. 104-111.
7. Боран-Кешишьян A.Л. Исследование наработки до отказа тренажерно-обучающей системы [Текст]/А.Л. Боран-Кешишьян, С.И. Кондратьев // Журнал университета водных коммуникаций, №3. - Санкт-Петербург: СБГУВК, 2012. - -С. 55-59.