ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ С ПОЗИЦИИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проводится контент-анализ современных инновационных подходов и мероприятий по совершенствованию механизмов управления персоналом и повышения производительности труда в контексте основополагающих функций управления. Автор, основываясь на методологических предпосылках системного подхода, доказывает, что проанализированные подходы и мероприятия опираются на системный подход к инновационному развитию управления персоналом и повышения производительности труда. Что в свою очередь ограничивает эффективность таких инновационных мероприятий и подходов в силу особенностей системного подхода, где управление рассматривается с позиций функций планирования и контроля, поэтому проблема организации взаимодействия людей, как основополагающая функция управления, практически не исследуется.

Ключевые слова:
инновации в управлении, управление персоналом, функции управления, инновационный потенциал персонала, инновационная деятельность компании, бизнес-процессы
Текст

Современные подходы, основанные на инновационном видении управления персоналом, охватывают широкий спектр вопросов, лежащих в областях социально-психологических, культурных, административных и других аспектов управления человеческими ресурсами.

Несомненно, каждый из существующих подходов призван совершенствовать то или иное направление управления персоналом с целью повышения его качества в целом и эффективности реализации функций управления в частности, что в свою очередь требует более глубокого исследования таких инновационных подходов и мероприятий.

Проведем контент-анализ предлагаемых инновационных мероприятий в управлении персоналом в контексте функций управления.

Так, Анри Файоль в своем труде "Общее и промышленное управление" [1], определил несколько основных функций менеджмента, таких как:

  • Предвидение

  • Организация

  • Распорядительство

  • Координация

  • Контроль

Более современный взгляд на функции менеджмента предлагают американские ученые Альберт Мескон, и Дж. Хедоури [2], которые выделяют четыре функции менеджмента:

  • Планирование,

  • Организация,

  • Мотивация,

  • Контроль.

Несмотря на разницу в составе функций, их целью является достижение какого-то результата, то есть данные функции являются инструментами достижения определенной цели, что позволяет выделить основные функции управления и сопутствующие.

Ключевыми функциями управления в этом контексте являются планирование (предвидение), организация и контроль, поскольку для достижения цели необходимо составить план, организовать и проконтролировать его исполнение. Остальные же элементы, а именно распорядительство, координация и мотивация, способствуют более четкому взаимодействию основных функций управления и выступают в роли связующих компонентов.

Представим графически соотношение понятий цели, мотива, контроля, организации и планирования управления (рис. 1) [3, с.157]:

Данный рисунок наглядно показал, что цель и мотив являются скорее связующими звеньями, нежели полноценными функциями управления, поскольку цель обуславливает выбор способов планирования организации и контроля, а мотив является движущей силой, позволяющей достичь цели.

В этой связи возникает вопрос - «В каких функциях управления проявляются современные инновационные подходы и предлагаются инновационные мероприятия?».

Для ответа на него необходимо рассмотреть особенности отечественного процесса стимулирования инновационного развития и применяемый в процессе данного развития подход к управлению персоналом, а также актуальные инновационные решения в данных областях.

 

В этой связи следует рассмотреть исследование, проведенное С. Сухаревым [4, с. 24-30], в котором автор противопоставляет необходимость развития человеческих активов инфраструктурному стимулированию экономики и говорит об измеримой

Список литературы

1. Файоль А. Общее и промышленное управление//Управление это наука и искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор, Г.Форд - М. Изд-во Республика, 1992.

2. Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин. Основы менеджмента. // Перевод с английского Л.И.Евенко. Москва: Издательство "Дело" 1997.

3. Катасонов СВ. Место и роль профсоюзов в региональных социально-экономических системах России. //Уровень жизни населения регионов России 3/2011.

4. Сухарев С. Человеческие активы как альтернатива капиталоемкому инфраструктурному стимулированию инноваций. Кадровик №12//2012.

5. Котов Д.В. Ретроспективный анализ подходов к управлению инновациями, [электронный ресурс] www.ogbus.ru

6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" [электронный ресурс] www.consultant.ru

7. Блауберг, И. В. Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. // Под ред. А. Зотова. М.: Наука. 1973 г.

8. Системный подход. Википедия — свободная энциклопедия, www.ru.wikipedia.org. [http://ru.wikipedia.org/wiki/% D0%A1 %D0%B8%D 1 %81 %D1 %82%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D 1 %85% D0%BE%D0%B4].

9. Одегов Ю. Инструменты оценки эффективности работы по управлению персоналом. Кадровик №6 // 2011.

10. Детмер У. Теория ограничений Гол-дратта: системный подход к непрерывному совершенствованию.-М.:Альпина Бизнес Букс, 2007.

11. Долженко Р. Стимулирование инновационной деятельности банковского персонала. \\ Кадровик №10,2012.

12. Погребняк С. Вовлечение персонала в инновационную деятельность компании. \\ Справочник по управлению персоналом №8,2012.

13. Богомолов С., Еремеев М. Моделирование адаптивного подхода к управлению персоналом в научно-производственном объединении. \\ Кадровик №10,2012.

14. Родкина Т. Логистика кадровых потоков. \\ Кадровик №10, 2012.

15. Шахова И. Трудовой потенциал выпускника вуза - ресурс инновационной экономики. \\ Кадровик №5,2013 г.

16. Горизонтальное управление: доверие, координация, лидерство [Текст] / Б. Мильнер, Т. Орлова. // Проблемы теории и практики управления.-2012. - №: 11-12.

Войти или Создать
* Забыли пароль?