Современные тенденции и перспективы развития по внутренним водным путям, особенно применительно к концепции автономного судна и безэкипажного (беспилотного) судовождения, а также выполнения перспективных требований международного морского законодательства по предотвращению загрязнения атмосферы с судов являются важным фактором развития современного общества. Технологии искусственного интеллекта (ИИ) (в разных их проявлениях) сегодня внедрены практически во всех транспортных отраслях, за исключением морского и речного транспорта. Кульминация научных достижений о текущем состоянии объектов контроля (в плане мониторинга, контроля и диагностики технического сотояния) состоит из телематических (телекоммуникационных и информационных) поддерживаемых транспортных систем - интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Телематические системы способствуют улучшению транспортного потока, безопасности движения, эффективности использования транспорта, охраны окружающей среды и экономической составляющй бизнеса. Обеспечение удаленного управления судовыми техническими средствами автономного судна, контроль параметров процессов и оценка их технического состояния с использованием искусственного интеллекта (искусственных нейро-нечетких сетей). Создание цифровых двойников и прогнозирование технического состояния, моделирование сценариев в течение жизненного цикла судовых технических средств. При внедрении телематических систем с двусторонним обменом данными будут достигнуты значительные улучшения в транспортных потоках и, соответственно, повышение безопасности и снижение экологической нагрузки на окружающую среду.
суда внутренних водных путей, энергоэффективность, безэкипажное судовождение, интегрированные системы управления, цифровые двойники
1. Methodology and trends for an intelligent transport system in developing countries Mfenjou M. L.Abba Ari A. A. [..JKolyang, Sustainable Computing: Informatics and Systems (2018)
2. Intelligent transport system Chandra Y. R., Shiva Harun М., Reshma T. International Journal of Civil Engineering and Technology (2017)
3. https://portnews.ru/news/315096/
4. Направления развития транспортной системы: российские и мировые стратегии https://trasscom.ru/blog/napravleniya-razvitiya-transportnoj-sistemy-rossijskie-i-mirovye-strategii/
5. Епихин А.И., Кондратьев С.И., Хекерт Е.В. При менение нейронных сетей на базе многослойного перцептрона с использованием нечеткой логики для технической диагностики судовых технических средств// Эксплуатация морского транспорта-2020-№ 3 (96).-С. 111-119.
6. Кондратьев С.И. Синтез программных траекто рий методом динамического программирования [Текст] / С.И. Кондратьев // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки- 2003- № S6-С. 41-43.
7. Боран-Кешишьян A.Л. Использование вероятностной и возможностной мер в виде нечетких вероятностей для оценки надежности про граммного обеспечения интегрированных систем ходового мостика [Текст] / A.Л. Боран-Кешишьян, С.И. Кондратьев // Журнал университета водных коммуникаций- 2012- № 3 С. 55а-59.
8. Студеникин Д.Е., Бован С.Д., Хекерт Е.В., Модина М.А. Использование нейронных сетей для организации визуального наблюдения// Морские интеллектуальные технологии,- 2019-№ 4-3 (46).-С. 91-95.
9. Бабурина О.Н., Ботнарюк М.В., Кондратьев С.И Интеллектуальные проблемы реализации дорожной карты развития морской отрасли России ("marinet") в рамках национальной технологической инициативы// Морские интеллекту-альныетехнологии.-2018.-№ 3-1 (41).-С. 190198.
10. Жмырко Т.Е., Новикова Т.К., Стихова А.М. Предложения по улучшению экологического состояния окружающей среды при перегрузке сыпучих грузов //Труды XXIII Международной Конференции 7-11 сентября 2015 года; г. Новороссийск «Лазерно-информационные технологии в медицине, биологии, геоэкологии и транспорте-2015» /под редакцией профессора В.Е. Привалова - Новороссийск: Изд-во ЕМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2015.-С. 158.