Россия
С повышением степени форсировки судовых малооборотных дизелей (МОД), ростом максимального давления сгорания обостряется проблема обеспечения надёжности подшипников и в первую очередь крейцкопфных. В работе выполнен статистический анализ отказов, их причин и условий эксплуатации подшипников. Рассмотрены конструктивные особенности крейцкопфных подшипников, предложены критерии оценки несущей способности и ударной нагруженности. При эксплуатации МОД наиболее эффективные меры, направленные на повышение работоспособности подшипников, связаны с выбором оптимальных режимов работы двигателя с целью ограничения действующей нагрузки и повышения запаса несущей способности подшипников. С износом и увеличением зазора в подшипнике несущая способность масляного клина снижается и возникает опасность появления полусухого трения и прогрессирующего износа. Усталостная прочность и долговечность подшипника определяется температурой антифрикционного слоя нижней (опорной) части вкладыша, для измерения которой была разработана система контроля температуры. Для непрерывного контроля технического состояния подшипников МОД высокую эффективность показала система контроля износов подшипников (Bearing Wear Monitoring System), которая измеряет комбинированный физический износ рамовых мотылёвых и крейцкопфных подшипников, обеспечивая раннее предупреждение об увеличении скорости износа вкладышей.
малооборотный дизель, шатун, крейцкопфный подшипник, вкладыш, антифрикционный слой, масляный клин, суммарная движущая сила, износ, фреттинг коррозия, система контроля износа подшипников
1. Самойленко А.Ю., Полковников А.К. Температурный контроль крейцкопфных подшипников судовых МОД // Наука Кубани. Краснодар, -1997.-№1,-С. 12-16.
2. Трение, изнашивание и смазка: Справочник / Под ред. Крагельского И.В., Алисина В.В. - М.: Машиностроение, 1978. -400 с.
3. Сорокин В.А. Эксплуатация, ремонт и приработка крейцкопфных подшипников малооборотных дизелей // Мор. транш.: Сер. Техн. эксплуатация флота: Экспресс-информ. - М. -1991.-Вып. 9(749).-С. 1-10.
4. Шишкин В.А. Анализ неисправностей и предотвращение повреждений судовых дизелей. - М.: Транспорт, 1986. - 192 с.
5. Возницкий И.В. Повреждения и поломки дизелей. Примеры и анализ причин: учеб. пособ. -СПб.: Изд. «Модерн», 2005. - 116 с.
6. Суворов И.С. Управление режимами работы главных судовых дизелей. - Одесса: JIATCTAP, 2000.-238 с.
7. Астреин В.В., Кондратьев С.П., Хекерт Е.В. Алгоритм самоорганизации групп судов для предупреждения столкновений // Эксплуатация морского транспорта. Гос. морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск. -2016. -№2.-С. 45-50.
8. Скороходов Д.А., Стариченков A.Лю Принципы построения системы информационной поддержки для принятия решений в аварийных ситуациях // Морские интеллектуальные технологии,- 2009,- №1(3). - С. 48-56.
9. Каракаев А.Б., Луканин А.В., Хекерт Е.В. Основные принципы моделирования и информационной поддержки процессов управления эксплуатацией судовых электроэнергетических систем (часть 2) // Эксплуатация морского транспорта. Гос. морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск. - 2017. - № 3 (84). - С. 89-99.
10. Захаров Г.В. Техническая эксплуатация судовых дизельных установок - М.: ТрансЛит, 2009. -256 с.
11. Корнилов Э.В., Фока А.А., Бойко П.В., Голофастов Э.И Судовые главные двигатели с электронным управлением. - Одесса, «Експресс-Реклама», 2010. - 224 с.
12. Живлюк Г. Е., Петров А.П. Эксплуатационные особенности систем топливоподачи Common Rail судовых двигателей // Вестник Гос. университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова, СПб. - 2018. - Т. 10. -№1.-С. 201-220.
13. Полковникова Н.А., Полковников А.К. Гибридная экспертная система на основе вероятностно-детерминированных моделей для главного судового двигателя // Эксплуатация морского транспорта. Гос. морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск. - 2016. -№ 2(79). - С. 78-87.
14. Соловьёв А. В. Принципы формирования компьютерной модели диагностирования технического состояния судовой энергетической установки //Вестник Гос. университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова, СПб. -2018. -№1(47). - С. 238-251.
15. Малиновский М. А., Фока А. А., Ролинский В.П., Вахрамеев Ю.З. Обеспечение надёжности судовых дизелей. - Одесса. ФЕШКС, 2003. - 150 с.
16. Бигус Г.А. Диагностика технических устройств / Г.А. Бигус, Ю.Ф. Даниев, И.А. Быстрова, Д.И Галкин-М.: изд. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. -615с.
17. Гузик В.Ф., Кидалов В.П., Самойленко А.П. Статистическая диагностика неравновесных объектов. - СПб: Судостроение, 2009. - 304 с.
18. Медведев В.В. Применение имитационного моделирования для обеспечения надёжности и безопасности судовых энергетических установок: монография. - СПб.: Страта, 2013. - 352 с.
19. Голоскоков К.П., Чиркова М.Ю. Разработка модели выбора технических средств судовых информационных систем // Вестник Гос. университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, СПб. - 2017. Т. 9. - № 3. -С. 645-654.
20. Полковникова Н.А., Полковников А.К. Модели и алгоритмы системы поддержки принятия решений для главного судового двигателя //Эксплуатация морского транспорта. - 2018. -№3 (88).-С. 86-102.
21. Гаврилов В.В., Мащенко В.Ю. Принципы построения иерархического комплекса систем диагностирования судового дизеля // Вестник Гос. университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, СПб. - 2016. - № 3 (37). -С. 155-166.
22. Равин А.А., Хруцкий О.В. Прогнозирование технического состояния оборудования: монография - Germany, Saarbrixcken: Lambert Academic Publisching, 2014. - 141 с