сотрудник
Казань, Республика Татарстан, Россия
сотрудник
Казань, Республика Татарстан, Россия
сотрудник
Казань, Республика Татарстан, Россия
сотрудник
Казань, Республика Татарстан, Россия
, Россия
УДК 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Одной из движущих сил повышения экономической эффективности и конкурентоспособности бизнес-структур в условиях развития инновационной экономики служит человеческий капитал. При формировании государственных программ по развитию науки и образования необходимо решение вопросов, связанных с его оценкой. Исследование проведено с целью оценки действующей в Республике Татарстан государственной про-граммы, направленной на развитие образования (профессионального, послевузовского) и науки, для выявления существенных недостатков и использования полученных результатов в процессе разработки новых нор-мативных актов. В результате поэтапного анализа сформулированы реко-мендации по внесению изменений в текстовую часть подпрограммы. Один из ее дефектов заключается в недостаточной структуризации ресурсного обеспечения реализации подпрограммы. Это сильно затрудняет оценку характера распределения и анализ эффективности использования финансо-вых ресурсов в рамках конкретных мероприятий. Кроме того, не выделе-ны конкретные этапы реализации подпрограммы. Для устранения этого недостатка предложено детализировать источники финансирования. По результатам SWOT-анализ определены сильные (все мероприятия разбиты по конкретным задачам, индикаторы оценки конечных результатов разбиты по мероприятиям, приведена подробная характеристика каждого мероприятия, указаны исполнители, сроки и этапы реализации) и слабые (за-дачи сформулированы сжато, большинство индикаторов оценки конечных результатов указаны в относительных величинах, а детализация финансирования по мероприятиям отсутствует) стороны формулировок и структуры подпрограммы. Ее реализация в существующем виде может привести к возникновению определенных угроз. В результате Outcome-анализа были отмечены как позитивные, так и негативные качественные и социально-экономические эффекты, которые последовали или могут последовать при реализации различных задач и мероприятий подпрограммы. На основе результатов, полученных в процессе анализа, можно скорректировать мероприятия, направленные на развитие профессионального и послевузовского образования.
человеческий капитал, государственная программа, наука, профессиональное образование, послевузовское образование, SWOT-анализ
Введение. В современных условиях человеческий капитал представляет собой один из значимых факторов эффективного ведения бизнеса и экономического роста [1]. Благодаря его качественному развитию бизнес-структуры становятся более конкурентоспособными, успешнее приспосабливаются к современным экономическим условиям [2, 3].
Человеческий капитал состоит из следующих элементов:
интеллектуальные способности и профессионально-трудовые навыки населения в целом и каждой личности в частности [4, 5];
физические, морально-нравственные и психологические качества населения и индивида [6].
Вопросы, связанные с планированием, прогнозированием и оценкой человеческого капитала служат ключевыми при формировании государственных программ по развитию науки и образования, которые разрабатываются федеральными и региональными министерствами и ведомствами и в значительной степени определяют современное состояние российской системы образования [7, 8, 9].
Обоснованность и согласованность целей, задач и мероприятий, которые необходимо осуществить в ходе реализации таких программ, не подвергаются критическому анализу [9, 10, 11]. Однако они могут содержать системные недостатки [12, 13]. В связи с чем возникают сложности с трактовкой целей, задач и мероприятий госпрограмм [14, 15].
Цель исследования – оценка действующей в Республике Татарстан государственной программы, направленной на развитие образования и науки, в частности профессионального и послевузовского образования, для выявления существенных недостатков и использования полученных результатов при разработке новых нормативных актов.
Условия, материалы и методы. В процессе исследования использовали системный подход, сравнение, метод систематизации и обобщения данных.
При анализе взаимосвязи и качества формулировок цели, задач и мероприятий подпрограммы «Развитие профессионального и послевузовского образования на 2014–2025 гг.» учитывали требования метода SMART. Этот метод предусматривает такой подход к постановке целей, который помогает выбрать формулировку желаемого результата, дает чувство направления и способствует организации и достижению целей.
Для анализа текста и структуры подпрограммы, а также оценки качественных и социально-экономических эффектов реализации ее мероприятий применяли SWOT-анализ и Outcome-анализ.
SWOT-анализ – метод стратегического планирования для оценки внутренних и внешних факторов, которые влияют на развитие. Его используют для оценки сильных и слабых сторон, определения перспектив развития и угроз извне.
Outcome-анализ — анализ качественных эффектов реализации государственной программы. С его использованием определяют, как позитивные, так и негативные качественные и социально-экономические эффекты, которые последовали или могут возникнуть в результате реализации различных задач и мероприятий.
Информационной базой для работы послужили законодательные и нормативно-правовые акты, публикации зарубежных и отечественных специалистов в сфере оценки государственных программ, в том числе в области развития науки и образования, материалы научно-практических конференций и научных журналов.
Результаты и обсуждение. Разработку государственных программ в области развития науки и образования в Республике Татарстан (РТ) проводит Министерство экономики. Оно отвечает за социально-экономическое программирование (разработка экономических прогнозов, осуществление индикативного управления, разработка государственных программ и стратегий, связанных с социально-экономическим развитием), управление обширной социальной сферой, лицензирование определенных видов экономической деятельности, развитие государственных информационных ресурсов РТ и сферы интеллектуальной собственности, осуществляет широкое функциональное сотрудничество с другими ведомствами.
При осуществлении функций по управлению научной и научно-технической деятельностью и образованием Министерство экономики взаимодействует с Министерством образования и науки.
Анализ подпрограммы «Развитие профессионального и послевузовского образования на 2014–2025 гг.» государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014–2025 гг.» показал, что она служит одной из ключевых при формировании человеческого капитала республики, который относится к числу важнейших драйверов благополучного социально-экономического развития региона [16, 17,18].
На первом этапе анализа была проведена оценка взаимосвязи и качества формулировок цели, задач и мероприятий (табл. 1). Обнаружен ряд неточностей, требующих внесения изменений в виде разработки нормативных актов. Например, следует откорректировать задачу по обеспечению условий для профобучения населения с конкретизацией этих условий (информационные, профориентационные, целевая подготовка кадров и др.) и уточнить мероприятия для реализации этой задачи.
Таблица 1 – Анализ взаимосвязи и качества формулировок цели, задач и мероприятий подпрограммы «Развитие профессионального и послевузовского образования на 2014–2025 гг.»
Цель, задачи и мероприятия |
Замечания |
Цель: обеспечение во взаимодействии с работодателями опережающего развития человеческого потенциала региона и широких возможностей для различных категорий граждан в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей жизни в интересах реализации социально-экономической стратегии развития Республики Татарстан |
цель не соответствует ряду требований SMART, не измерима и не определена по срокам, не ясна достижимость цели |
Задача 1. Создание условий для профессионального обучения в течение всей жизни различным категориям населения |
необходимо указать какого характера «условия» для профессионального обучения будут созданы (информационные, профориентационные, целевая подготовка кадров, повышение их квалификации и переквалификация и другое) |
Мероприятие 1.1. Формирование нового имиджа системы профобразования |
не уточнены масштабы, инструменты и методы процесса «формирования» нового имиджа системы профобразования |
Мероприятие 1.2. Совершенствование системы профориентации и развития карьеры |
базовые механизмы и/или нормы и правила, которые должны быть в основе процесса «совершенствования» системы профориентации не конкретизированы |
Мероприятие 1.3. Развитие системы целевой подготовки кадров |
не указано, на основе, каких норм будет регулироваться «развитие» системы целевой подготовки кадров, по какому принципу будут определены профессии (специальности) СПО, востребованные экономикой республики |
Задача 2. Оптимизация сети профессиональных образовательных организаций |
не раскрыта сущность понятия «оптимизация», не уточнены основные механизмы повышения эффективности функционирования и использования ресурсов сети профессиональных образовательных организаций региона |
Мероприятие 2.1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов профессионального образования |
не конкретизировано понятие «территориально-отраслевой организации ресурсов профессионального образования» и основные механизмы ее формирования |
Мероприятие 2.2. Создание ресурсных центров по профилям подготовки и многофункциональных центров прикладных квалификаций, исходя из целей территориального развития Республики Татарстан |
отсутствие краткого пояснения сущности «ресурсных центров» и «многофункциональных центров прикладных квалификаций» |
Задача 3. Модернизация процессов и технологий образовательной деятельности в профессиональном образовании |
не уточнены конкретные основные механизмы повышения эффективности и качества образовательного процесса в системе профессионального образования региона |
Мероприятие 3.1. Реализация системы практикоориентированного обучения с привлечением работодателей |
не указаны сущность реализуемой «системы практикоориентированного обучения с привлечением работодателей», а также нормы, которые регулировали бы порядок реализации этой системы |
Мероприятие 3.2. Развитие информационной среды профобразования |
не указано, в каких конкретно основных формах будет происходить «развитие информационной среды», то есть не обозначены направления совершенствования информационно-технической оснащенности организаций профессионального образования |
Мероприятие 3.3. Модернизация образовательного процесса для повышения мобильности учащихся и студентов |
не указана «техническая» основа повышения мобильности учащихся и студентов, которая заключенна в развитии сетевых форм реализации программ профессионального образования |
Обозначенные замечания позволят в дальнейшем сформулировать рекомендации по внесению изменений в формулировки целей, задач и мероприятий государственных программ по развитию образования и науки.
Один из дефектов подпрограммы – недостаточная структуризация ресурсного обеспечения ее реализации. Ежегодно выделяемые финансовые средства не детализированы относительно мероприятий, что сильно затрудняет оценку характера распределения и анализ эффективности использования финансовых ресурсов в рамках конкретных мероприятий. Кроме того, не выделены конкретные этапы реализации подпрограммы.
На втором этапе исследования был проведен SWOT-анализ подпрограммы (табл. 2). На основе выявленных сильных и слабых сторон определены угрозы и возможности, к которым может привести реализация подпрограммы с такой структуризацией и формулировками.
Таблица 2 – SWOT-анализ текста и структуры подпрограммы
Сильные стороны |
Слабые стороны |
указана общая характеристика системы профессионального образования в РТ, а также ее проблемы, требующие решения; все мероприятия разбиты по конкретным задачам; индикаторы оценки конечных результатов разбиты по конкретным мероприятиям; приведена подробная характеристика каждого мероприятия; для каждого мероприятия указаны исполнители, сроки и этапы реализации, значения индикаторов в конкретный год реализации программы; представлен четкий механизм реализации подпрограммы с указанием характера взаимодействия соисполнителей. |
формулировка цели не соответствует принципу SMART, задачи сформулированы сжато и кратко, формулировка мероприятий плохо конкретизирована; большинство индикаторов оценки конечных результатов мероприятий указаны в относительных величинах (в процентах); источник финансирования указан только в целом для подпрограммы, детализация по мероприятиям отсутствует, не конкретизированы источники финансирования; оценка социально-экономической эффективности подпрограммы полностью дублирует представленную в тексте подпрограммы систему индикаторов оценки реализации мероприятий. |
возможности |
угрозы |
благодаря наличию общей характеристики системы профессионального образования в РТ, а также описанию ее проблем, требующих решения, оценка промежуточных и конечных результатов реализации подпрограммы может быть более полноценной; благодаря наличию четкого механизма реализации подпрограммы с указанием характера взаимодействия соисполнителей, реализовывать мероприятия можно более точечно и целенаправленно; разбивка объемов финансирования подпрограммы по годам и подробное описание действий, запланированных в рамках конкретных мероприятий, позволяют отследить и оценить общий характер распределения ежегодных расходов в рамках подпрограммы; привязка мероприятий к конкретным задачам, а индикаторов оценки конечных результатов к конкретным мероприятиям с указание исполнителей, сроков реализации и значений индикаторов в каждый год реализации программы позволяет более конкретно и точно оценить качество реализации каждого конкретного мероприятия. |
некорректные и неполные формулировки цели, задач и мероприятий могут позволить исполнителям мероприятий подпрограммы вольно трактовать конкретные детали их реализации, реализовывать их поверхностно, не в полной мере; отсутствие конкретных, абсолютных величин в индикаторах оценки результатов мероприятий дает исполнителям возможность в некоторой степени подстраивать процентные показатели реализации «под себя», делая реализацию мероприятий более простым и поверхностным; отсутствие детализации объемов и источников финансирования по мероприятиям затрудняет оценку характера распределения и анализ эффективности использования финансовых ресурсов в рамках реализации конкретных мероприятий; простое дублирование в оценке социально-экономической эффективности подпрограммы индикаторов оценки конечных результатов мероприятий может привести к неполному / неправильному характеру реализации подпрограммы. |
Третий этап – Outcome-анализ мероприятий подпрограммы, позволивший определить позитивные и негативные качественные и социально-экономические эффекты от реализации мероприятий по развитию системы целевой подготовки кадров, реализации системы практикоориентированного обучения и др., и провести в дальнейшем их корректировку (табл. 3).
Таблица 3 – Анализ качественных и социально-экономических эффектов реализации мероприятий подпрограммы (фрагмент)
Позитивные качественные эффекты |
Негативные качественные эффекты |
Позитивные социально-экономические эффекты |
Негативные социально-экономические эффекты |
Мероприятие 1.3. Развитие системы целевой подготовки кадров |
|||
удовлетворенность студентов качеством обучения по целевым программам подготовки, качеством стипендиальной поддержки, качеством поддержки, оказываемой работодателем после трудоустройства в соответствие с трехсторонним договором о целевой профессиональной подготовке |
неудовлетворенность работодателей, участвующих в системе целевой подготовки кадров, качеством подготовки студентов |
рост численности специалистов, соответствующих приоритетным направлениям развития республиканской экономики, рост уровня занятости в связи с гарантированным трудоустройством специалистов на предприятиях РТ, рост уровня жизни студентов и выпускников профессиональных образовательных организаций в связи с наличием стипендиальной поддержки и поддержки работодателя после трудоустройства |
рост уровня конкуренции среди выпускников профессиональных образовательных организаций, не участвующих в системе целевой подготовки кадров, рост уровня безработицы среди таких выпускников |
Мероприятие 2.1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов профессионального образования. |
|||
удовлетворенность студентов системой дуальной подготовки на ведущих предприятиях производственных кластеров. Удовлетворенность студентов, мастеров и преподавателей качеством модернизации учебно-лабораторного оборудования и материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, входящих в кластеры |
неудовлетворенность студентов качеством системы добровольной сертификации выпускников профессиональных образовательных организаций, входящих в кластеры. Неудовлетворенность работодателей качеством работы системы мониторинга кадровых потребностей кластеров |
повышение уровня социально-экономического развития муниципальных районов РТ, в которых располагаются территориально-производственные и научно-образовательные кластеры |
снижение уровня социально-экономического развития муниципальных районов РТ, в которых нет специализированных кластеров в связи с оттоком квалифицированных специалистов в кластерные зоны |
Мероприятие 3.1. Реализация системы практикоориентированного обучения с привлечением работодателей. |
|||
удовлетворенность студентов качеством интеграции практики на производстве в учебный процесс, удовлетворенность мастеров и преподавателей профессиональных образовательных организаций качеством внедрения требований профессиональных стандартов в учебный процесс |
неудовлетворенность сотрудников и руководителей базовых предприятий качеством организации взаимодействия с профессиональными образовательными организациями в рамках системы дуального обучения |
рост численности специалистов, адаптированных к условиям современного производства и обладающих квалификациям, которые соответствуют требованиям работодателей; рост уровня занятости среди таких выпускников |
усиление конкуренции между выпускниками профессиональных образовательных организаций, не прошедших обучение в рамках системы дуального обучения, рост уровня безработицы |
организация и проведение рекламных кампаний по продвижению республиканской системы профессионального образования и популяризации рабочих профессий на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях с использованием СМИ, а также путем творческих и профессиональных конкурсов и соревнований, посвященных профобразованию;
развитие в период реализации программы системы профориентации и карьеры путем организации каналов распространения информации в СМИ и сети Интернет о спросе и предложении на региональном рынке труда, условиях работы в организациях и предложениях системы профессионального образования;
совершенствование системы целевой профессиональной подготовки путем проведения лицензирования и набора по профессиям (специальностям) СПО, востребованным в экономике Республики Татарстан;
создание новых и совершенствование действующих технологий непрерывного профессионального образования для всех категорий населения путем разработки программ повышения квалификации и переподготовки кадров в профессиональных образовательных организациях, моделей стимулирования и поддержки непрерывного образования со стороны работодателей;
формирование на территории региона научно-образовательных профессиональных кластеров, предусматривающих мониторинг кадровых потребностей работодателей, создание системы дуальной подготовки студентов СПО на ведущих предприятиях кластеров и модернизацию учебно-лабораторного оборудования и материально-технической базы профессиональных образовательных организаций;
совершенствование информационно-технической среды региональной системы профессионального образования путем оснащения не менее 50 образовательных организаций СПО вновь разработанными модулями информатизации образовательного процесса и современным информационным оборудованием.
Выводы. Проведенный поэтапный анализ, состоящий из SWOT-анализа текста и структуры подпрограммы, Outcome-анализа мероприятий подпрограммы позволил выявить недостатки во взаимосвязи и качестве формулировок цели, задач и мероприятий подпрограммы «Развитие профессионального и послевузовского образования на 2014–2025 гг.». Определены сильные и слабые стороны формулировок и структуры подпрограммы, а также возможности и угрозы, к которым может привести ее реализация. По каждому мероприятию, представленному в подпрограмме, установлены позитивные и негативные качественные и социально-экономические эффекты ее реализации. По итогам анализа разработаны рекомендации по внесению следующих изменений в формулировки мероприятий подпрограммы: проведение рекламных кампаний системы профобразования; развитие системы профориентации и карьеры путем организации каналов распространения информации в СМИ и сети Интернет о спросе и предложении на региональном рынке труда; проведение лицензирования и набора по профессиям (специальностям) СПО, востребованным в экономике Республики Татарстан; создание технологий непрерывного профессионального образования для населения путем разработки программ повышения квалификации и переподготовки кадров; формирование на территории региона научно-образовательных профессиональных кластеров, предусматривающих мониторинг кадровых потребностей работодателей; совершенствование информационно-технической среды региональной системы профессионального образования путем оснащения не менее 50 образовательных организаций СПО современным информационным оборудованием.
1. Формирование корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием предприятий аграрного сектора экономики / Г. С. Клычова, А. Р. Закирова, А. Р. Валиев и др. М.: ООО "Издательский Центр "РИОР", 2021. 171 с. doi: 10.29039/01876-7.
2. Sh. Chen, H. Song, Ch. Wu Human capital investment and firms’ industrial emissions: Evidence and mechanism. Journal of Economic Behavior & Organization 182, 2021. P. 162–184. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0167268120304492?via%3Dihub (дата обращения: 07.06.2022).
3. You Sh., Zhou K. Zh., Jia L. How does human capital foster product innovation? The contingent roles of industry cluster features // Journal of Business Research 130, 2021. P. 335–347. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2021.03.046. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0148296321002095?via%3Dihub (дата обращения: 07.06.2022).
4. Алпатов Г. Е., Анохина Е.М. Мировые тренды в сфере воспроизводства человеческого капитала в системе высшего образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2021. Т. 37. № 1. С. 34–61. doi: 10.21638/spbu05.2021.102.
5. Булина А. О., Мозговая К. А., Пахнин М. А. Человеческий капитал в теории экономического роста: классические модели и новые подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020. 36. № 2. С. 163–188. doi: 10.21638/spbu05.2020.201.
6. Improvement of the procedure for assessing the personnel of the agricultural organization / A. Zakirova, G. Klychova, O. Doroshina, et al. // E3S Web of Conferences. 2019. Vol. 110. 02073. doi: 10.1051/e3sconf/201911002073. URL: https://www.e3sconferences.org/articles/e3sconf/abs/2019/36/e3sconf_spbwosce2019_02073/e3sconf_spbwosce2019_02073.html (дата обращения: 07.06.2022).
7. Опыт Казанского ГАУ в подготовке инженерных и научных кадров для цифрового сельского хозяйства / А. Р. Валиев, Б. Г. Зиганшин, А. В. Дмитриев и др. // Инновации в сельском хозяйстве. 2018. № 4(29). С. 434–442.
8. Цифровая трансформация высшего образования на примере Казанского ГАУ / Н. А. Сафиуллин, А. Р. Валиев, Г. Р. Фассахова и др. // Международный форум Kazan digital week – 2021: сборник материалов. Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2021. С. 410–417.
9. Нежметдинова Ф. Т., Фассахова Г.Р., Шарыпова Н. Х. Актуальные проблемы кадрового обеспечения аграрной экономики // Сельское хозяйство и продовольственная безопасность: технологии, инновации, рынки, кадры: Научные труды II Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Института механизации и технического сервиса и 90-летию Казанской зоотехнической школы, 2020. Казанский ГАУ, 2020. С. 767–775.
10. Гоманова Н.В., Башлакова К.М. Совершенствование методики оценки эффективности государственных программ: региональный аспект // Региональная экономика и управление. 2016. № 3. С. 88–110.
11. Соловьев А. А., Суязов В.В. Организационно-правовые механизмы повышения эффективности государственных расходов на образование и науку // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2021. Т. 12. № 4. С. 907–920. doi: 10.21638/spbu14.2021.406.
12. Попова Я. А. Анализ государственных (муниципальных) программ в сфере образования // Молодой ученый. 2021. № 2 (344). С. 274–277.
13. Анализ эффективности программ поддержки российских университетов (2010-2020) / В. В. Ковалев, Т. Ш. Молдобаев, М. Н. Молитвин и др.// Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2022. Т. 38. № 2. С. 208–234. doi: 10.21638/spbu05.2022.203.
14. Корнейчук Б.В. Оценка эффективности государственных программ развития образования // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 5. С. 105–110.
15. Левицкая Н.В., Савельев И.И. Анализ методик оценки эффективности реализации государственных программ отдельных субъектов Российской Федерации // Налоговая политика и практика. 2016. № 4. С. 77–91.
16. Об утверждении Государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014–2025 годы»: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 февраля 2014 года № 110: справочно-правовая система «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 20.05.2022).
17. Столетопись : К 100-летию Казанского государственного аграрного университета (1922-2022) / А. Р. Валиев, Ф. З. Якушева, Ф. Т. Нежметдинова [и др.]. – Казань : Казанский государственный аграрный университет, 2022. – 270 с. – ISBN 978-5-6044926-9-7.
18. Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный аграрный университет» на 2022-2027 годы и на период до 2030 года / А. Р. Валиев, Б. Г. Зиганшин, Ф. Т. Нежметдинова [и др.]. – 2-е изд. дополненное. – Казань : Казанский государственный аграрный университет, 2022. – 111 с.
19. Файзрахманов, Д. И. Инновационная модель эффективного взаимодействия государственных образовательных учреждений и частного бизнеса внутри отраслевых кластеров / Д. И. Файзрахманов, А. Р. Валиев, Б. Г. Зиганшин // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2009. – Т. 4. – № 4(14). –С. 93-96. – EDN KXTZDT.