ОЦЕНКА МЕТОДОВ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ И ДИНАМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ АВТОМОБИЛЕЙ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены технические и динамические параметры автотранспортных средств. Определены параметры, оказывающие влияние на безопасность дорожного движения в целом. Проведен анализ применения настоящих параметров в мировой практике. Цель исследования – определение параметров автомобиля, оказывающих влияние на безопасность движения и повышение эффективности функционирования изолированного участка с учетом параметров калиброванного автомобиля.

Ключевые слова:
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ, ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТОК, ТЕХНИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ, СКОРОСТЬ, ГАБАРИТНАЯ ДЛИНА.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы

Обеспечение безопасности дорожного движения (БДД) является одним из главных и проблематичных вопросов не только в Российской Федерации, но и в большинстве зарубежных стран [1-4]. Количество транспортных средств с каждым годом увеличивается, а автомобили стремительно развиваются. Это, в свою очередь, привело к противоречиям, связанных с развитием городов и дорог, с психофизиологическими возможностями людей, с необходимыми топливными и иными ресурсами [5]. Следует отметить, что БДД зависит от ряда условий, возникающих на автомобильной дороге на протяжении всего времени движения, от состояния дорожного покрытия, «человеческого» фактора, а также и от самих транспортных средств, которые находятся в транспортном потоке [6-9]. Сегодня, исследованию транспортных потоков и определению параметров влияния транспортного потока на управление движением посвящено большое количество научных трудов [9-15].

Основной целью исследования является определение технических и динамических параметров автомобиля, их влияние на безопасность движения и, на основе его, повышение эффективности функционирования изолированного участка с учетом параметров калиброванного автомобиля.

 

2 Материалы и методы

Число транспортных средств на дорогах Российской Федерации с каждым годом увеличивается [15, 16], данный процесс также подтверждает анализ статистики продаж транспортных средств за период 2018-2021 гг. (рис. 1). Рост числа автомобилей способствует увеличению их в транспортном потоке, представленного, в основном, различными моделями легковых автомобилей, различными, в первую очередь, по своим техническим и динамическим параметрам.

 

Рисунок 1 – Продажи транспортных средств в РФ

 

Анализ официальной статистики подтверждает разнородность типов транспортных средств и отражает данные по распределению основных типов автотранспортных средств в транспортном потоке. Рост числа автомобильного парка в РФ с каждым годом увеличивается, а доля легковых транспортных средств в потоке составляет 87 % от общего числа транспортных средств (11 % – грузовые, 2 % – автобусы) [17] (рис. 2).

Так как в транспортном потоке преобладают легковые автомобили, в рамках исследования рассмотрим данный вид транспортных средств. Несмотря на то, что все легковые автомобили принято относить к одному типу транспортных средств (легковые), все они имеют различные технические и динамические параметры.

Все автомобили характеризуются следующими основными техническими параметрами: габаритными размерами, параметрами массы, снаряженной массой автомобиля, полезной массой, полной массой, тягово-скоростными свойствами, тормозными свойствами. К динамическим параметрам, в свою очередь, относят: касательную силу тяги на ведущих колесах, динамический фактор, скорость движения автомобиля, быстроту разгона автомобиля (ускорение, время и путь разгона) [19].

Список литературы

1. Новиков, А. Н. Современная оценка проблемы безопасности дорожного движения / А. Н. Новиков, И. А. Новиков, А. Г. Шевцова. – Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2021. – 108 с.

2. Новиков, А. Н. Обзор передовых технологий в области безопасности дорожного движения / А. Н. Новиков, И. А. Новиков, А. Г. Шевцова // Наукоемкие технологии и инновации : сборник докладов Международной научно-практической конференции, Белгород, 06–07 октября 2016 года / Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова. – Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2016. – С. 139-143.

3. Дорохин, С. В. Безопасность на дорогах: проблемы и решения / С. В. Дорохин, В. В. Терентьев, К. П. Андреев // Мир транспорта и технологических машин. – 2017. – № 2(57). – С. 67-73.

4. Новописный, И. А. Сравнительный анализ программ безопасности дорожного движения германии и Российской Федерации / И. А. Новописный, А. Г. Шевцова, А. Е. Макагонов // Техника и технологии строительства. – 2015. – № 4(4). – С. 11-17.

5. Кухта, В. С. Техническое состояние транспортных средств и его влияние на безопасность дорожного движения / В. С. Кухта, Е. М. Джаналиев. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 6 (140). – С. 51-55.

6. Кравченко, П. А. Организационный и технологический ресурс решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в РФ / П. А. Кравченко, А. Г. Воробьев // Транспорт Российской Федерации. – 2008. – № 2(15). – С. 44-49.

7. Евтюков, С. А. Влияние факторов на сцепные качества покрытий автомобильных дорог / С. А. Евтюков // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. – С. 97.

8. Shevtsova, A. Development of an approach to determination of coupling qualities of road covering using weather-climate factor / A. Shevtsova, A. Novikov // Journal of Applied Engineering Science. – 2021. – Vol. 19. – № 1. – P. 30-36. – DOI 10.5937/jaes0-26642.

9. Макагонов, А. Е. Влияние погодно-климатического фактора на безопасность и режимы движения транспортных средств / А. Е. Макагонов, А. Г. Шевцова // Развитие теории и практики автомобильных перевозок, транспортной логистики : сборник научных трудов кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте» (с международным участием) / Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ). – Омск : Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2017. – С. 150-157.

10. Сильянов, В. В. Моделирование транспортного потока для оценки уровня аварийности и эффективности мероприятий по организации и безопасности дорожного движения / В. В. Сильянов, А. В. Уткин // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2007. – № 7. – С. 15-17.

11. Сильянов, В. В. Моделирование критических ситуаций в транспортном потоке / В. В. Сильянов, А. В. Уткин, С. А. Елисеева // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2008. – № 3(46). – С. 6-8.

12. Моделирование движения автомобиля по городу и принципы организации ИТС / И. О. Зорина, Н. С. Камалова, С. В. Дорохин, Н. Ю. Евсикова // Актуальные направления научных исследований XXI века : теория и практика. – 2016. – Т. 4. – № 5-3(25-3). – С. 246-250.

13. Зырянов, В. В. Методы определения минимально необходимого уровня насыщения улично-дорожной сети пробными автомобилями / В. В. Зырянов // Научное обозрение. – 2014. – № 11-3. – С. 949-952.

14. Новизенцев, В. В. Управление доступом транспортных средств на магистральные улицы и скоростные дороги / В. В. Новизенцев, В. В. Сильянов, М. Б. Афанасьев // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2015. – № 4(74). – С. 2-3.

15. Локтионова, А. Г. Оценка изменений технических параметров современных транспортных средств / А. Г. Локтионова, А. Г. Шевцова, Е. А. Новописный // Вестник гражданских инженеров. – 2022. – № 3(92). – С. 146-153.

16. Пугачев, И. Н. Особенности современного транспортного развития городов / И. Н. Пугачев, Ю. И. Куликов // Транспорт и сервис. – 2018. – № 6. – С. 9-15.

17. Носков, В. А. Автомобилизация населения как индикатор и катализатор устойчивого развития региона / В. А. Носков, И. В. Носков // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 4(126). – С. 18-24.

18. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – https://rosstat.gov.ru.

19. Нормативные требования к конструкции и безопасности колесных транспортных средств, осуществляющих деятельность в транспортно-логистическом комплексе страны / А. Н. Новиков, И. А. Новиков, А. Г. Шевцова [и др.]. – Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2021. – С 145.

20. СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85 (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53 / пр).

21. Highway Capacity Manual: A Guide for Multimodal Mobility Analysis. Transportation Research Board, National Research Council, Washington, D. C., 2016.

22. Новиков, И. А. Технические средства организации дорожного движения : учебное пособие / И. А. Новиков, А. Г. Шевцова. – Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2020. – 175 с.

23. Бабков, В. Ф. Автомобильные дороги / В. Ф. Бабков, М. С. Замахаев // М., Автотрансиздат – 1959. – 560 с.

24. Information technologies and management of transport systems development of the approach to assessing adaptation of the intersection transport model / A. Novikov, S. Glagolev, I. Novikov, A. Shevtsova // IOP Conference Series : Materials Science and Engineering : 2019 International Conference on Innovations in Automotive and Aerospace Engineering, ICI2AE 2019, Irkutsk, May 27 – 01 2019. – Irkutsk: Institute of Physics Publishing, 2019. – P. 012052.

25. Сильянов, В. В. Концепция эффективного управления городскими транспортными потоками как инструмент для развития национальной транспортной системы / В. В. Сильянов, А. Н. Новиков, А. Г. Шевцова // XIV Всероссийская мультиконференция по проблемам управления МКПУ-2021 : Материалы XIV мультиконференции в 4 томах, Дивноморское, Геленджик, 27 сентября – 02 2021 года. – Ростов-на-Дону – Таганрог : Южный федеральный университет, 2021. – С. 164-166.

26. Investigation of methods for calculating duration of light signal regulation cycle / S. V. Dorokhin, V. A. Zelikov, Y. V. Strukov [et al.] // Journal of Physics: Conference Series, Tomsk, January 17-20, 2018. – Tomsk, 2018. – P. 032128.


Войти или Создать
* Забыли пароль?