ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ТРЕНДОВЫХ ОБЛАСТЯХ ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗА В МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: КЕЙС УРФУ ИМ. ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена мониторинговому исследованию образовательных программ, предлагаемых ведущими университетами мира, в наиболее востребованных сегодня областях: энергетика, компьютерные и инженерные науки, управление человеческими ресурсами. Базой для сравнительного анализа выбраны магистерские программы университетов, вошедших в мировой рейтинг QS World University Rankings, и дополнительные образовательные курсы, представленные на международной платформе «Coursera». Рассмотрена роль интернационализации в университетской практике с точки зрения стратегического направления развития и повышения конкурентоспособности университета на мировом рынке образовательных услуг. Определены особенности образовательных программ, успешно реализуемых в условиях интернационализации образования в России и различных частях света – Европе, Азии, Америке, Австралии. Выявлено, что развитие интернационализации российского образования учитывает особенности внутренних регионов и осуществляется в русле мировых тенденций, что позволяет поддерживать и развивать конкурентоспособность среди зарубежных университетов. Сформулированы практические рекомендации по формированию стратегии интеграции Уральского федерального университета им. первого президента России Б. Н. Ельцина в международное образовательное пространство, поддержанию и повышению его конкурентоспособности в рамках интернационализации учебных программ.

Ключевые слова:
высшее образование, интернационализация, международное сотрудничество, образовательные услуги
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Процессы интернационализации российского образования с целью интеграции в международное образовательное пространство, укрепление статуса российского образования на рынке международных образовательных услуг, усиление инновационных трендов в подготовке образовательных программ с учетом развития всех отраслей жизнедеятельности общества от экономики, политики и гуманитарных отраслей до техники, инженерии и инновационных технологий берут свое начало со времени вступления России в Болонский процесс. В новом тысячелетии эти процессы масштабируются и значительно меняют картину международных отношений в образовательной сфере. Как отмечает Панин М.С. [11], растет международная открытость национальных культур – при этом основные и общие мировые тенденции развития человеческой цивилизации своеобразно и неповторимо преломляются в национальных образовательных системах. Возрастает потребность в национальных университетах, обладающих не менее высоким уровнем фундаментальности и универсальности, чем высшие учебные заведения стран, традиционно лидирующих в образовательных областях. С другой стороны, Кузьмина А.А. [4] указывает, что усиливается интернационализация высшего образования, основанная на универсальном характере знаний и требующая мобилизации совокупных усилий международного научного сообщества, поэтому стремительно растет роль международного сотрудничества в деятельности национальных образовательных заведений и организаций. По мнению Мещеряковой О.В. [10], в наши дни вопрос о статусе университетского образования и потенциальных возможностях имеет особую актуальность, которая состоит в том, что для сохранения конкурентоспособности российским вузам необходимо стать полноценной частью мирового образовательного сообщества. Указанные тенденции приводят к тому, что, как на уровне теоретического понимания, так и на уровне практической реализации, по словам Медведевой Н.В. [9], возникает проблема исследования, которая определяется противоречием между возросшей потребностью определения основных направлений международной деятельности современного вуза, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической разработанностью путей осуществления указанной деятельности в условиях интеграции России в международное образовательное пространство, с другой. Данное противоречие и определило актуальность представляемого исследования.

1. Интернационализация образовательной деятельности современных университетов

Вызовы времени, особенности международной жизни порождают возрастающую потребность в специалистах международного уровня, так как именно они становятся флагманами достижения больших результатов и глобального повышения уровня жизни. В связи с этим возникают новые тенденции в высшем образовании: выход университетов за рамки национальных программ, ориентация на международные образовательные стандарты. Сейчас многие учебные заведения высшего образования следуют этим тенденциям, потому что интернационализация становится важным инструментом укрепления позиций университетов на мировой арене.

По определению, данному М. Сьедерквист [Цит. по 12], интернационализация на уровне вуза – это процесс превращения национального вуза в интернациональный, включение международного аспекта во все компоненты управления университетом с целью повышения качества преподавания и исследований и достижения требуемых компетенций.

Борунова И.А. [1] считает, что составление учебных планов, ориентированных по своему содержанию и/или формам на мировой рынок и направленных на обучение студентов, проживающих в многокультурной и международной среде – проявление интернационализации высшего учебного заведения.

Эксперты [3], [13] отмечают, что мониторинг лучших зарубежных практик, адаптация их к потребностям национальной экономической системы позволяет обеспечивать сопоставимость уровней образования, квалификаций и образовательных стандартов стран-партнеров.

Интернационализация образования распространяется практически на все аспекты образовательной деятельности. По мнению Филиппова В.М. [13], а также Машуряна С.А. и Петросяна В.А.[8], она касается:

  • образовательных программ и стандартов;
  • систем аттестации и контроля качества подготовки;
  • образовательного менеджмента и обучающих технологий.

Наиболее значимым показателем по масштабам, многообразию организационных форм, материальным вложениям, а также по социально-экономическим и политическим последствиям интернационализации высшего образования является международная академическая мобильность.

Как указывает Филиппов В.М. [13], показатели численности иностранных студентов и их относительной доли в общей численности студентов в стране и в отдельном вузе имеют все большее значение при оценке конкурентоспособности страны на мировом рынке образовательных услуг и при составлении национальных и международных рейтингов вузов.

Масштабы и география мобильных потоков студентов изменяются так же быстро, как и мировая экономика. Фокус международной студенческой мобильности все более смещается на Восток.

В настоящее время вопросы приема и обучения иностранных граждан рассматриваются развитыми странами на уровне государственной политики в рамках решения стратегических задач национального развития. Подобный подход характерен практически для всех европейских стран и для всего Европейского Союза в целом.

На современном этапе сформировались относительно новые центры притяжения международной академической мобильности — в Австралии и Новой Зеландии, в развивающихся странах Юго-Восточной Азии.

Филиппов В.М. [13] также отмечает, что, согласно данным Института статистики ЮНЕСКО [2], факторами выбора места обучения студентами являются:

  • языковые и культурные предпочтения;
  • географическая близость;
  • подобие систем образования своей страны и страны обучения;
  • предпочтения в отношении определенных систем образования, их академическая репутация;
  • возможности иммиграции.

Эксперты [8, 13] подчёркивают, что качество программ является одним из наиболее важных факторов, влияющих на выбор студентами страны обучения. Высокая пропорция вузов «топ-класса» в странах, являющихся главными центрами притяжения для иностранных студентов, а также зависимость рейтинга вузов от степени их притягательности для иностранных студентов отражают возрастающую значимость обоснованной оценки качества, даже если строгую корреляцию между уровнем студенческой мобильности и суждениями о качестве предлагаемых вузами образовательных программ трудно установить.

Основным индикатором успешности интеграции университета в международное образовательное пространство является качество выпускников его интернациональных образовательных программ и их востребованность на мировом рынке труда.

Существуют различные способы интернационализации программ университета, например, изучение зарубежного опыта, преподавание на иностранных языках, совместные образовательные программы и др. [1, 6]

Так, Борунова И.А. [1] выделяет две формы интернационализации учебных планов:

1. Образовательные программы, основанные на существующих дисциплинах и требующие лишь небольшой доработки с учетом целей интернационализации: такие программы может внедрить даже вуз, не считающий интернационализацию значимой для себя целью;

2. Образовательные программы, изначально нацеленные на развитие международного сотрудничества вузов и/или разработанные специально для иностранных студентов, которые в конечном итоге повышают статус данного ВУЗа в мировом образовательном пространстве.

Другой формой интернационализации учебных планов является создание совместных учебных программ вузами и программ, предусматривающих выдачу совместного диплома или дипломов двух университетов. [1, 6]

В настоящее время практикуются две основные формы взаимодействия вузов из различных стран, предусматривающие выдачу совместного диплома:

  • валидационная — учебный план разрабатывается вузами совместно или же под контролем одного из вузов; студентам, успешно прошедшим обучение, выдается двойной диплом;
  • франчайзинговая (контрактная) модель — между вузами заключается договор, по которому отдельные курсы и программы, разработанные одним вузом, преподаются студентам другого вуза.

В целом, как указывает Лысенко Е.В., [5, c. 44–45], «Интернационализация высшего учебного заведения может реализовываться двумя способами:

1) «ориентация на университет» – формирование, поддержание и развитие имиджа университета как научно-исследовательского учреждения мирового уровня;

2) «ориентация на студента» – создание условий и предоставление выпускникам уникальных возможностей для мировоззренческого и социального «лифта» путем построения индивидуальной «траектории обучения», включающей международную составляющую.

В идеале обе ориентации должны сочетаться друг с другом, создавая синергетический эффект, позволяющий достичь максимально интегрированного результата».

Борунова И.А. [1], Чигарин А.Ю. [14] отмечают, что в России значительная часть совместных учебных программ реализуется на уровне магистратуры в сферах экономики, социальных и инженерных наук (благодаря возможности международной аттестации инженерных программ).

Подводя итоги анализу теоретических аспектов проблемы интернационализации образования, мы можем сказать, что интернационализация необходима для повышения качества образовательной деятельности и научных исследований в университете. Интернационализация высшего образования повсеместно декларируется в качестве стратегического направления развития университетов.

По мнению Шугурова М.В. и Шугуровой [15], успех в деле формирования международного научно-образовательного пространства, может стать результатом мер и инициатив по ряду направлений:

  1. Гармонизация законодательства государств-членов в сфере науки, инновационной деятельности и подготовки исследовательских кадров.
  2. Усиление интеграционной составляющей в деятельности университетов, научных центров, правительств государств-членов, институциональных органов, что предполагает организацию и дальнейшую реализацию совместных научно-образовательных проектов, в которые были бы вовлечены как перспективные молодые специалисты, так и известные исследователи.
  3. Формирование на международном уровне институциональной среды и общих механизмов.

По нашему мнению, в настоящее время наиболее востребованными являются программы подготовки, которые отвечают мировым стандартам и готовят специалистов в трендовых направлениях экономики. К числу последних относятся программы магистерской подготовки в направлениях:

  • Энергетика, так как связь энергетики и экономики характеризуется линейной зависимостью. Чем больше потребление энергии, тем больше величина ВВП. Эта зависимость наблюдается для всех стран и является трендом. Поэтому для каждой страны крайне важно иметь специалистов международного уровня в этой сфере.
  •  Компьютерные и инженерные науки, так как в условиях быстро развивающихся цифровых технологий во всех сферах жизни, необходимы высококвалифицированные специалисты, способные разработать и внедрить в производство инновационные компьютерные и информационные разработки, поэтому важно готовить специалистов в этой области.
  • Управление человеческими ресурсами, так как люди и их компетенции – главный двигатель экономики, от того, насколько грамотно построен процесс работы с сотрудниками организации, напрямую зависит ее успех и конкурентоспособность на рынке, особенно остро вопрос работы с кадрами стоит сейчас – в период пандемии.

Динамично развивающийся рынок международного образования диктует важность интеграции российских университетов в международное образовательное пространство.

Как указывает Лысенко Е.В. [5, c. 44], «Россия активно включается в процесс интернационализации высшего образования путем создания условий и возможностей для каждого российского вуза, особенно университета, вхождения в мировое образовательное пространство. В тоже время, процесс интернационализации каждого образовательного учреждения зависит от его особенностей и должен быть соотнесен и согласован с миссией учебного учреждения, его трудовыми и финансовыми ресурсами, материально-технической базой, научным потенциалом, количеством студентов и другими основными составляющими стратегического плана развития самого учебного учреждения». При этом как отмечают Лысенко Е.В. и Шендерова С.В. [7], несмотря на то, что процесс интернационализации образовательных систем сопровождается рядом сложностей, российские вузы ежегодно накапливают ценный опыт в этой области в широком контексте форматов, находя все больше целей и преимуществ реализации инноваций в международной образовательной среде.

Среди лучших практик в этой сфере отмечены вузы – участники национального «Проекта 5–100», реализация которого направлена на адаптацию российских высших учебных заведений к мировым образовательным стандартам и включение их в международную образовательную среду в качестве равноправного участника и партнера. Уральский Федеральный Университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина (далее – УрФУ) также является участником этого проекта. В 2016 году УрФУ занимал 650 место в мировом рейтинге QS World University Rankings, а на момент исследования (май 2021 года) занимает 330 место, что говорит об успешности реализации программы интеграции университета в международное образовательное пространство. Для укрепления и роста позиций УрФУ на международном рынке образовательных услуг нами проведен сравнительный анализ магистерских программ и образовательных курсов в трендовых направлениях экономики, которые реализуются университетами, занимающими позиции выше УрФУ в рейтинге QS (1–329 место).

2. Программа мониторингового исследования образовательных программ в трендовых направлениях экономики

Цель: провести мониторинговое исследование образовательных программ в области энергетики, компьютерных и инженерных наук, а также управления человеческими ресурсами, предлагаемых ведущими университетами мира, и разработать рекомендации по формированию стратегии интеграции УрФУ в международное образовательное пространство в этих областях.

Фокус исследования направлен на анализ особенностей образовательных программ, успешно реализуемых в условиях интернационализации образования.

Исследование состояло из двух этапов:

1-й этап: мониторинговое исследование магистерских образовательных программ в трендовых направлениях экономики, предлагаемых ведущими университетами мира, представленными в рейтинге QS;

2-й этап: мониторинговое исследование образовательных курсов в трендовых направлениях экономики, предлагаемых на образовательной платформе «Coursera».

Программа исследования первого этапа представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

Программа мониторингового исследования магистерских образовательных программ в трендовых направлениях экономики, предлагаемых ведущими университетами мира, представленными в рейтинге QS

Этап

Цель

Тип

Инструменты

База исследования

1

Анализ магистерских программ в области энергетики, компьютерных и инженерных наук, а также управления человеческими ресурсами, предлагаемых ведущими университетами мира по мнению рейтинга QS

Кабинетное

Сбор и сравнительный анализ информации о магистерских программах в области энергетики, компьютерных и инженерных наук, а также управления человеческими ресурсами на сайтах университетов, занимающих в рейтинге QS 1–329 места

Рейтинг QS, сайты университетов

 

В рамках первого этапа исследования в качестве базы для сравнительного анализа выбраны магистерские программы университетов, вошедших в мировой рейтинг QS World University Rankings (с 1 по 329 место), так как УрФУ занимает в этом рейтинге (на момент проведения исследования) 330 место.

Анализ проводился в соответствии со специально выделенными критериями оценки, сформированными в матрицу (таблица 2).

 

Таблица 2

Матрица анализа магистерских программ университетов (1–329 место рейтинга QS) в области энергетики

Наименование университета

Рейтинг в QS

Направление подготовки

Наименование программы магистратуры

Форма реализации: очная, заочная, дистанционная

Наличие учебного плана на сайте

Структура программы: модули, блоки и т.д.

Формируемые компетенции

Языки, на которых ведется программа

Документ об образовании

База подго-товки

 

Программа исследования второго этапа представлена в таблице 3.

Таблица 3

Программа мониторингового исследования образовательных курсов в трендовых направлениях экономики,

предлагаемых на образовательной платформе «Coursera»

Этап

Цель

Тип

Инструменты

База исследования

2

Анализ образовательных курсов в области энергетики, компьютерных и инженерных наук, а также управления человеческими ресурсами, предлагаемых на образовательной платформе «Coursera»

Кабинетное

Сбор и анализ информации о курсах повышения квалификации на образовательной платформе «Coursera»

Образовательная платформа «Coursera»

 

Анализ проводился в соответствии со специально выделенными критериями оценки, сформированными в матрицу (таблица 4)

Таблица 4

Матрица анализа образовательных программ в области энергетики на образовательной платформе «Coursera»

Название курса по повышению квалификации

Партнер

Язык

Структура программы: модули, блоки и т.п.

Приобретаемые навыки

Компетенции

Объем программы (час)

Форма отчетности

 

  1. Результаты исследования
    1. Результаты исследования магистерских программ университетов в трендовых направлениях экономики
      1. Результаты исследования магистерских программ в области энергетики

В процессе анализа магистерских программ в области энергетики, представленных университетами рейтинга QS World University Ranking (1–329 место) было выявлено 25 университетов из различных частей света, реализующих 33 программы магистерской подготовки.

Помимо программ российских вузов, в матрице представлены программы университетов Европы, Азии, Северной и Южной Америки. На рисунке 1 отражено процентное соотношение университетов, реализующих магистерские программы в области энергетики, по географической представленности.

Рисунок 1. Распределение университетов, реализующих магистерские программы в области энергетики, по географической представленности (Источник: собственное исследование, 2021)

 

 

                                                                                                                                                                Таблица 5

Сравнительный анализ особенностей магистерских программ в области энергетики в разных регионах мира

Регион

Университеты

Особенности содержания программ

Европа

  • University of Antwerp (Бельгия)
  • Ecole des Ponts ParisTech (Франция)
  • University of Warsaw, Warsaw Poland (Польша)
  • Technische Universität Berlin (Германия)
  • RWTH Aachen University (Германия)
  • Politecnico di Milano (Италия)
  1. Изучение поддержания стабильности энергосистем.
  2. Изучение возможностей сохранения нормальных значений

 параметров в узловых точках сети при внезапных случайных

 возмущениях режима.

  1. Аналогичных программ нет в других частях света.

Азия

  •  Гонконгский университет науки и технологии
  1. Изучение возобновляемых источников энергии

Америка

  •  University of Illinois at Chicago
  •  North Carolina State University
  •  Virginia Polytechnic Institute and State University
  1. Реализуемые программы предназначены для обучения нового

 типа инженерных кадров, обладающих знаниями в области.

 проектирования, управления и улучшения критически важных

 систем электроснабжения.

  1. Магистерские программы включают в себя модули и блоки,

 посвящённые производству электроэнергетических систем при

 помощи возобновляемых источников энергии.

Россия

  •  Российский университет дружбы народов
  •  Новосибирский Государственный Университет
  •  Санкт-Петербургский государственный

 университет

  •  Московский государственный технический

 университет им. Н. Э. Баумана

  •  Национальный исследовательский ядерный

 университет «МИФИ»

  •  Московский физико-технический институт
  1. Наиболее часто встречаются программы, связанные с атомной

 энергетикой.

  1. Реализуют также программы, связанные с экологической

 безопасностью в области энергетики.

 

                                                                                                 

 

На основании анализа матрицы магистерских программ университетов рейтинга QS выявлены следующие мировые тренды среди образовательных программ по энергетике:

  1. Во всем мире наблюдается фокус на изучение возобновляемых источников энергии.
  2. Уникальность европейских учебных программ заключается в исследовании методов поддержания стабильности энергосистем.
  3. Специфика программ, предлагаемых азиатскими университетами – изучение воздействия энергетического сектора на окружающую среду.
  4. Для университетов Америки характерна подготовка специалистов широкого профиля, обладающих компетенциями, необходимыми для работы с источниками «зелёной» энергетики.
  5. Отличительной чертой российских университетов является ориентированность программ на получение студентами навыков работы с ядерной и атомной энергетикой при соблюдении правил экологической безопасности.
      1. Результаты исследования магистерских программ в области компьютерных и инженерных наук

В процессе анализа магистерских программ в области компьютерных и инженерных наук, представленных университетами рейтинга QS World University Ranking (1–331 место) было выявлено 86 университетов из различных частей света, реализующих 32 программы магистерской подготовки.

Помимо программ российских вузов, в матрице представлены программы университетов Европы, Азии, Северной и Южной Америки. На рисунке 2 отражено процентное соотношение по географической представленности университетов, реализующих магистерские программы в области компьютерных и инженерных наук.

Рисунок 2. Распределение по географической представленности университетов, реализующих магистерские программы в области компьютерных и инженерных наук (Источник: собственное исследование, 2021)

 

Таблица 6

Сравнительный анализ особенностей магистерских программ в области компьютерных наук в разных регионах мира

Регион

Университеты

Особенности содержания программ

Европа

  •  University of Oxford (Великобритания)
  •  University of Oslo (Норвегия)
  •  Technische Universität Berlin (Германия)
  •  Sapienza University of Rome (Италия)
  1. Студенты получают знания и навыки для разработки прикладных данных и электронных систем от базовых строительных блоков, реализованных в наноэлектронике, до сложных систем, состоящих как из программного, так и из аппаратного обеспечения для требовательной обработки сигналов и управления

Азия

  •  National University of Singapore (Сингапур)
  •  Fudan University (Китай)
  •  Korea University (Корея)
  1. Студенты изучают современные способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации информационных технологий в различных областях науки и техники. 
  2. Программы готовят специалистов, которые смогут следить за быстрыми изменениями в сфере IT, вносить инновационные предложения в области вычислительных наук, применять общие концепции информатики к конкретному решению проблем

Америка

  •  Massachusetts Institute of Technology
  •  Washington University in St. Louis
  •  Purdue University
  •  University of Lancaster
  •  Tecnológico de Monterrey
  1. Программы разработаны с учётом современных требований IT-индустрии.
  2. Выпускники могут определять возможности применения аналитического интеллекта, обладать навыками понимания программ компьютерных сетей, систем баз данных, искусственного интеллекта, предоставлять информацию о вычислительных и аппаратных системах

Россия

  •  Новосибирский Государственный

 Университет

  •  Московский государственный технический

 университет им. Н. Э. Баумана

  •  Московский физико-технический институт

 (МФТИ)

  1. Среди программ магистерской подготовки технологии искусственного интеллекта получили широкое распространение, потому что организациям понадобились специалисты в этой области для продвижения бизнеса, умные технологии в облаке стали считаться более эффективным и гибким процессом.

 

 

 

 

 

На основании анализа матрицы магистерских программ университетов QS, было выявлено, что реализуемые направления обучения из различных частей света сфокусированы на инновации в области информационных систем и технологий, науки и робототехники:

  1. Программы европейских вузов направлены на инновации в области компьютерных и информационных наук.
  2. Программы азиатских университетов связаны с информационными технологиями, цифровой экономикой, включающей в себя ИКТ.
  3. Уникальность программ университетов Америки состоит в том, что сфокусированы на исследованиях в областях науки, техники, инноваций, IT-технологий, робототехники и искусственного интеллекта.
  4. В Российских высших учебных заведениях представлены программы, связанные с инновациями в области информационных систем и технологий.
      1. Результаты исследования магистерских программ

в области управления человеческими ресурсами

В процессе анализа магистерских программ в области управления человеческими ресурсами, представленных университетами рейтинга QS World University Ranking (1–331 место) было выявлено 29 университетов из различных частей света, реализующих 30 программы магистерской подготовки.

Помимо программ российских вузов, в матрице представлены программы университетов Европы, Азии, Северной Америки и Австралии. На рисунке 3 отражено процентное соотношение по географической представленности университетов, реализующих магистерские программы в области управления человеческими ресурсами.

Рисунок 3. Распределение по географической представленности университетов, реализующих магистерские программы в области управления человеческими ресурсами (Источник: собственное исследование, 2021)

 

Таблица 7

Сравнительный анализ особенностей магистерских программ в области управления человеческими ресурсами в разных регионах мира

Регион

Университеты

Особенности содержания программ

Европа

  • The University of Edinburgh (Шотландия)
  • The University of Manchester (Великобритания)
  • Universiteit van Amsterdam (Нидерланды)
  1. Большое внимание уделяется практике.
  2. Основная часть преподавательского состава – преподаватели-практики.

Азия

  • The Hong Kong University of Science and

 Technology (Китай)

  • Tsinghua University (Китай)
        1. Образовательные программы связаны с человеческими ресурсами, развитием личностных качеств, лидерством и психологией управления, но акцент всё же сделан не на них, а на управлении как таковом (стратегическое управление, управление предприятиями и т. д.)

Америка

  • Harvard University
  • Columbia University
  • The University of Toronto
  • New York University
  1. В образовательных программах упор сделан на экономику.
  2. Университеты учитывают необходимость саморазвития самого управленца и делают акцент на важности психологии и правильного подхода к сотрудникам при управлении

Россия

  • Новосибирский Государственный Университет
        1.  Помимо знаний, необходимых для создания собственного дела/стартапа, знаний правовых основ предпринимательства и защиты интеллектуальной собственности, знаний, необходимых для развития корпоративных проектов в сфере инноваций, в том числе внутреннего предпринимательства, также учат студентов и навыкам управления персонала, навыкам командной работы, навыкам лидерства и управления талантами.

Австралия

  • University of Melbourne
  • The University of Queensland, UQ
  • Monash University
  • The University of Western Australia's
  1. В образовательных программах делается упор на саморазвитие личности в процессе обучения.
  2. Во всех представленных образовательных программах встречается набор дисциплин по талант-менеджменту, кризис-менеджменту, тайм-менеджменту, лидерству, самосовершенствованию, креативному подходу управленца к решению задач, развитию человеческого капитала.

 

На основании анализа матрицы магистерских программ университетов, представленных рейтингом QS, выявлено следующее:

  1. Большинство программ по управлению человеческими ресурсами, реализуемых в разных странах мира, напрямую связано с экономикой и менеджментом.
  2. Уникальность европейских учебных программ заключается в реализации направлений, связанных с аналитикой и стратегиями развития бизнеса, концепциями управления персоналом, инновационными подходами к менеджменту.
  3. Для университетов Америки характерно изучение дисциплин и направлений, связанных с экономикой, менеджментом, психологией. Большой акцент также сделан на необходимости саморазвития самого управленца.
  4. Отличительной чертой российского направления подготовки является изучение внутреннего предпринимательства, навыков управления персонала, навыков командной работы, навыков лидерства и управления талантами.
  5. В Азии программы по управлению человеческими ресурсами напрямую связаны с менеджментом, акцент сделан на управлении как таковом.
  6. Программы обучения в Австралии характеризуются направлениями подготовки, связанными с экономикой и саморазвитием личности управленца.

 

    1. Результаты исследования по матрице анализа образовательных курсов на платформе «Coursera»

Таблица 8

Сравнительный анализ особенностей образовательных курсов в трендовых направлениях экономики по регионам мира

Критерии сравнения

Энергетика

Компьютерные и инженерные науки

Управление человеческими ресурсами

Количество университетов, реализующих курсы в данной области

9

6

4

Количество реализуемых образовательных курсов

12

6

6

Распределение университетов, предлагающих образовательные курсы,

по географической представленности

Америка – 66,7%

Европа – 22,2%

Азия – 11,1%

Северная Америка – 67%

Южная Америка – 33%

Северная Америка – 76%

Россия – 24%

Наиболее распространенные темы курсов

  • «Солнечная энергетика»
  • «Изучение устойчивой энергии»
  • «Компьютерные науки»
  • «Инженерные науки»
  • «Информационные технологии»
  • «Диджитализация»
  • «Управление человеческими ресурсами»
  • «Аналитика человеческих ресурсов»
  • «Подбор, найм и адаптация сотрудников»
  • «Организационный анализ»
  • «Разнообразие и вовлечённость специалистов по персоналу»

Язык

  • Английский
  • Испанский
  • Английский
  • Английский
  • Испанский

Продолжительность

от 4 до 9 недель

от 1 года до 3 лет

От 6 до 96 часов

 

Анализ матрицы курсов, имеющихся на образовательной платформе «Coursera» выявил, в целом, 24 образовательных программы, предлагаемых в 19 университетах, которые представлены в различных частях света:

  1. Абсолютным лидером по количеству реализуемых образовательных курсов явилась Америка (включая страны как Северного, так и Южного континента), университеты которой осуществляют 80,9% от общего числа курсов, вошедших в матрицу анализа. Далее по объёму образовательных курсов, представленных на исследуемой платформе, следует Россия (8%), Европа (7,4%) и Азия (3,7%).
  2. Наиболее распространёнными языками чтения курсов стали английский и испанский, что обусловлено их популярностью в Америке, в которой был разработан данный проект массового онлайн-образования.
  3. Продолжительность освоения образовательных курсов в трендовых направлениях варьируется от 6 часов до 3 лет. Наиболее затратной по количеству необходимого на изучение темы времени стала область компьютерных и инженерных наук, наименее затратной – управление человеческими ресурсами.
  4. Общая оценка и рекомендации по интернационализации образовательных программ УрФУ

УрФУ придерживается российских тенденций, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов в области энергетики, компьютерных и инженерных наук, а также управления человеческими ресурсами. В связи с этим рекомендуем университету поддерживать на должном уровне уже реализуемые направления подготовки.

Для поддержания высокого уровня конкурентоспособности необходимо, чтобы магистерские образовательные программы УрФУ шли в ногу со временем и соответствовали мировым тенденциям. В связи с этим рекомендуем УрФУ перевести на английский язык образовательные материалы по дисциплинам, преподаваемым в университете на направлениях магистерской подготовки, связанных с трендовыми направлениями экономики, для их частичной или полной реализации на английском языке.

    1. Рекомендации по магистерским программам трендовых направлений экономики

4.1.1. Рекомендации по магистерским программам в области энергетики

На данный момент в УрФУ нет образовательных программ, направленных на изучение области углеводородной энергетики, что является одной из главных тенденций в энергетике Юго-Восточных стран Азии. На фоне растущей роли атома и возобновляемых источников в мировой энергетике снижается значение традиционных энергоресурсов, но доля углеводородов в структуре мирового энергетического спроса на сегодняшний день остается преобладающей. В связи с этим, для повышения уровня конкурентоспособности магистерских образовательных программ УрФУ в области энергетики рекомендуем университету добавить новое направление подготовки, связанное с углеводородными источниками энергетики, чтобы выпускники УрФУ могли быть конкурентоспособными в странах Юго-Восточной Азии.

      1. Рекомендации по магистерским программам в области компьютерных и инженерных наук

На данный момент в УрФУ недостаточно образовательных программ, направленных на изучение в области науки, техники, инноваций, IT-технологий, робототехники и искусственного интеллекта. Инновации в области информационных систем и технологий – одна из составляющих успешного ведения бизнеса и других видов деятельности в современном обществе. В связи с этим, для повышения уровня конкурентоспособности магистерских образовательных программ УрФУ в области компьютерных и инженерных наук рекомендуем университету добавить новые направления подготовки, связанные роботизацией, цифровизацией, чтобы выпускники УрФУ могли быть конкурентоспособными в странах Европы и США.

4.1.3. Рекомендации по магистерским программам в области управления человеческими ресурсами

Для повышения уровня конкурентоспособности магистерских образовательных программ УрФУ в области управления персоналом рекомендуем уделить должное внимание образовательным программам, направленным на изучение талант-менеджмента, кризис-менеджмента, тайм-менеджмента, саморазвития самого управленца в области управления людьми в организации. В связи с этим, рекомендуем университету добавить новое направление подготовки, связанное с инновационными подходами к управлению персоналом и менеджменту, с саморазвитием самого будущего «управленца», либо немного изменить и дополнить уже существующую программу «Управление персоналом» большим количеством практических занятий.

    1. Рекомендации по формированию образовательных курсов для размещения на платформе «Coursera»

Для повышения уровня конкурентоспособности на образовательной платформе «Coursera» образовательных курсов УрФУ в области энергетики, компьютерных и инженерных наук, а также управления человеческими ресурсами рекомендуем:

1. На данный момент в УрФУ нет курсов повышения квалификации, соответствующих трендовым направлениям экономики (например, отсутствует курс, направленный на изучение экологических проблем и возобновляемых источников энергии, а эта тематика является одной из главных в области энергетики в настоящее время). В связи с этим, рекомендуем университету добавить новые программы курсов повышения квалификации, чтобы предоставляемые УрФУ услуги соответствовали мировым тенденциям.

2. Анализ имеющихся на данный момент программ повышения квалификации, которые предлагает УрФУ, показал, что все курсы ведутся исключительно на русском языке. В связи с этим, рекомендуем университету перевести часть программ на английский язык, чтобы привлечь к прохождению курсов больше иностранных пользователей.

4.2.1. Рекомендации по формированию образовательных курсов в области энергетики для размещения на платформе «Coursera»

Для поддержания высокого уровня конкурентоспособности на образовательной платформе «Coursera» образовательных курсов УрФУ в области энергетики рекомендуем университету поддерживать на должном уровне такие программы курсов повышения квалификации, как:

  • «Эксплуатация трансформаторных подстанций и распределительных пунктов»;
  • «Вопросы эксплуатации электросетевого предприятия»;
  • «Диспетчерское управление современными энергосистемами»;
  • «Управление режимами энергосистем».
      1. Рекомендации по формированию образовательных курсов в области компьютерных и инженерных для размещения на платформе «Coursera»

Для поддержания высокого уровня конкурентоспособности на образовательной платформе «Coursera» образовательных курсов УрФУ в области компьютерных и инженерных наук рекомендуем:

 Внедрить такие профили магистерских образовательных программ, как компьютерные и информационные технологии. Им соответствуют такие направления подготовки, как:

• «Информатика с искусственным интеллектом»,

• «Компьютерные науки и инженерия»,

• Программа «MSc продвинутые компьютерные технологии».

Из области инженерных наук рекомендуем следующие направления подготовки:

• «Прикладная наука. Электротехника и вычислительная техника»,

• Инженерный факультет: «Факультет электротехники и компьютерных наук»,

• «Робототехника и вычислительная техника».

4.2.3. Рекомендации по формированию образовательных курсов в области управления человеческими ресурсами для размещения на платформе «Coursera»

В связи с тем, что на образовательной платформе «Coursera» программ по управлению человеческими ресурсами крайне мало, программа УрФУ будет успешна, а самое главное – востребована.

Для поддержания высокого уровня конкурентоспособности на образовательной платформе «Coursera» образовательных курсов УрФУ в области управления человеческими ресурсами рекомендуем поддерживать и развивать у студентов компетенции, такие как:

  • Управление вознаграждением сотрудников;
  • Умение осуществлять выбор методов обучения персонала и управление деловой карьерой каждого работника для достижения стратегических целей организации;
  • Применение навыков проектной деятельности, управления командой и бизнес-коучинга;
  • Владение методами инновационного менеджмента, предпринимательской деятельности.

Заключение

Интернационализация как общемировой процесс является одной из ведущих сил, оказывающих влияние на формирование политики государств в различных сферах, включая и высшее образование. Интернационализация образовательных программ необходима для повышения качества проведения научных исследований и образовательной деятельности в высшем учебном заведении. Ведущие университеты мира, прибегающие к интеграции программ в международное образовательное пространство, обладают уникальными особенностями, характеризующими специфику их стран и позволяющими оставаться достойными конкурентами среди национальных и зарубежных вузов.

Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что изучение опыта стратегий интернационализации зарубежных университетов позволит найти методы для наиболее эффективного прохождения процесса интеграции российскими университетами, так как для сохранения и повышения конкурентоспособности им необходимо стать полноценной частью мирового образовательного сообщества. Положительной стороной данного процесса является упрощение международного взаимодействия и развитие мирового рынка труда. Интернационализация необходима для формирования современной системы высшего образования, которая готовит специалистов для профессиональной деятельности в глобальном мире и управления глобальными процессами.

Список литературы

1. Борунова И.А. О способах интеграции российских вузов в мировое образовательное пространство // ПСЭ. – 2015. – № 3 (55). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sposobah-integratsii-rossiyskih-vuzov-v-mirovoe-obra zovatelnoe-prostranstvo (дата обращения: 22.05.2021)

2. Данные Института статистики ЮНЕСКО, 2010–2011 гг. Global flow of higher education students. – URL: http://www.uis.unesco.org/Education. (дата обращения: 23.05.2021)

3. Карцева А.А. Интернационализация высшей школы как фактор межкультурного взаимодействия: российский и зарубежный опыт // Двадцатые петровские чтения (история, политология, социология, философия, экономика, культура, образование и право). – Санкт-Петербург, 21–22 ноября 2018 г. – С. 264–268

4. Кузьмина А.А. «Ebolognjа» как стратегия развития международного сотрудничества России в сфере высшего образования // Вестник ГУУ. – 2012. – № 7. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ebolognja-kak-strategiya-razvitiya-mezhdunarod nogo-sotrudnichestva-rossii-v-sfere-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 15.10.2021).

5. Лысенко Е.В. Интернационализация как ключевой аспект развития высшего образования // European Review of Social Science = Европейское обозрение общественных наук. – 2015. – Vol. 2. – Iss. 1. – P. 41–45

6. Лысенко Е.В., Ольховиков К.М. Совместные формы интернационализации высшего образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. – №2 (26). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovmestnye-formy-internatsionalizatsii-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 25.01.2022).

7. Лысенко Е. В., Шендерова С.В. Особенности сетевого взаимодействия высших учебных заведений как инновационной формы развития высшего образования // Сетевое взаимодействие как эффективная технология подготовки кадров: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-метод. конф. (г. Йошкар-Ола, 30–31 окт. 2014 г.). – Йошкар-Ола: Поволжский гос. технол. ун-т, 2015. – С. 88–90.

8. Машурян С.А., Петросян В.А. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2018. – № 3. – С. 70–73.

9. Медведева Н.В. Международная деятельность вуза в условиях интеграции России в общеевропейское образовательное пространство : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. – Челябинск, 2007. – 174 с

10. Мещерякова О.В. Технологии реализации процесса интернационализации в вузе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2015. — № 4. — С. 258–268. — URL: https://lib.rucont.ru/efd/550452 (дата обращения: 05.02.2022)

11. Панин М.С. Пути интеграции вуза в мировое образовательное пространство // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 2. – С. 70–77.

12. Рогова О.А., Янукович Е.И. Интернационализация БГТУ как определяющий фактор вхождения университета в международное научное и образовательное пространство // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. – 2015. – № 5 (178). – URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/internatsionalizatsiya-bgtu-kak-opredelyayuschiy-faktor-vhozhdeniya-universiteta-v-mezhdunarodnoe-nauchnoe-i-obrazovatelnoe (дата обращения: 05.09.2021).

13. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. — 2015. — № 3. — С. 205–213. — URL: https://lib.rucont.ru/efd/407680 (дата обращения: 12.03.2022)

14. Чигарин А.Ю. Пути совершенствования и повышения эффективности оказания образовательных услуг // Проблемы современной экономики. – 2015. – № 3 (55). – С. 357–360.

15. Шугуров М.В., Шугурова И.В. Научно-образовательная интеграция ЕАЭС как фактор технологической модернизации: правовые и организационные вопросы // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. — 2020. – № 3. – С. 37–68. DOI: 10.7256/2454-0633.2020.3.34167. URL: https://e-notabene.ru/pmpmo/article_34167.html

Войти или Создать
* Забыли пароль?