В данной статье рассмотрены проблемные вопросы финансирования и развития туристских стартапов на современном этапе в условиях финансовой нестабильности. Под туристским стартапом понимается проект, ориентированный на продажу билетов на транспорт, связанный с путешествиями, или номеров в отелях, или того и другого, а также традиционные проекты по продаже турпутевок. В статье приведено обоснование концептуальных положений финансирования малого предпринимательства в индустрии туризма, в частности, при помощи венчурного капитала, который эффективно поддерживает малый инновационный сектор и решает задачу внедрения новых технологий, а также выявлены особенности и направления его развития в современных условиях. Как правило, венчурный капитал играет важнейшую роль в коммерциализации компаний на ранних стадиях, а его дополнение государственными грантами только увеличивает шансы на успех, что подтверждается исследованиями Российской ассоциации венчурного инвестирования. Однако российская венчурная отрасль в значительной степени ориентирована на инвестиции в компании на поздних этапах развития. Выявлена и обоснована необходимость инициативы по поддержке стартапов в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). Ключевой проблемой при реализации подобных проектов является сложность структурирования стартапов, так как государственно-частное партнерство – это долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов в целях достижения задач публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством привлечения частных ресурсов и разделения рисков между партнерами.
туристские стартапы, финансирование, венчурное финансирование, государственно-частное партнерство (ГЧП), финансовая нестабильность
1. Коновалова, Е.Е., Силаева, А.А. Корпоративное управление на туристских предприятиях // Проблемы развития предприятий: теория и практика: сб. статей VII Всероссийской научно-практической конференции / под науч. ред. В.И. Будиной. – Пенза, 2014. – С. 41–45.
2. Коновалова, Е.Е., Силаева, А.А. Инновации на предприятиях туризма и сервиса // Сервис в России и за рубежом. – 2014. – Т. 8, № 3 (50). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number50/contents (дата обращения: 20.11.2014).
3. Леонова, В.П., Егорова, Е.Н., Амбросьева, Т.Г. Венчурное финансирование как инструмент развития инновационной деятельности // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 5-2. – С. 918–923.
4. Силаева, А.А., Чхиквадзе, Н.А. Маркетинг как инструмент управления конкурентоспособностью на туристическом рынке // Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2010. – С. 277–284.
5. Есть ли пузырь на рынке туристических стартапов в России. [Электронный ресурс]: URL: http://rusbase.vc/trends/digest/travel (дата обращения: 20.11.2014).
6. Исследование российского и мирового венчурного рынка за 2007–2013 годы // Российская ассоциация венчурного инвестирования. [Электронный ресурс]: URL: www.rvca.ru (дата обращения: 20.11.2014).
7. Туроператоры попали под сокращение // Коммерсантъ. – 2015. – 3 февраля. [Электронный ресурс]: URL: https://news.mail.ru/economics/20935743/ (дата обращения: 03.02.2014).
8. Силаева, А.А., Коновалова, Е.Е. Развитие франчайзинга в сфере туризма // Сервис в России и за рубежом. – 2013. – № 7(45). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number45/contents (дата обращения: 20.11.2014).
9. Silaeva A.A., Atamanova M.A., Chkhikvadze N.A. Development of resort abd tourist potential as a avenue of socio-economic growth in Russia|| Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 12s. С. 126–130.