, Россия
, Россия
, Россия
ББК 745 Профессиональное и специальное образование
В современных условиях ВУЗам необходимо учиться гибко реагировать на внешние вызовы и обеспечивать экономику эффективными кадрами, обладающими широким спектром компетенций. Для достижения соответствующих результатов требуются внедрение в учебные процессы инновационных образовательных технологий, которые могут способствовать повышению заинтересованности у обучающихся к предмету обучения, приобретению и развитию гибких навыков и компетенций. В данной статье проанализированы основные достоинства инновационной образовательной технологии – кейс-метода, рассмотрены преимущества его использования в контексте обретения конкурентных преимуществ обучающимися, в том числе при дальнейшем трудоустройстве.
кейс-метод, инновационные образовательные технологии, навыки студентов, компетенции
В условиях быстро меняющихся потребностей рынка и жесткой конкуренции, отсутствие надпрофессиональных навыков и знаний среди выпускников высших учебных заведений служит существенным ограничением, создающим определенные сложности для их дальнейшего развития в профессиональной сфере. Особенно эта проблема актуальна для выпускников региональных вузов, где обучение надпрофессиональным навыкам не является приоритетной задачей при подготовке обучающихся по основным предметам образовательных программ.
После окончания обучения в ВУЗе, выпускники достаточно часто сталкиваются со сложностями при трудоустройстве, что в дальнейшем приводит к тому, что молодые специалисты не работают по профилю выпускной специальности. По данным Росстата, примерно 40% выпускников профессиональных учебных заведений в период учебы не проявляют в направлении трудоустройства никакой активности.
По данным социологических опросов [1], проведенных среди молодых специалистов, основной сложностью при трудоустройстве является недостаток или отсутствие опыта работы – 68% респондентов указывают эту проблему как основную. Остальные обозначенные проблемы не выделяются такой массовой выборкой. Диаграмма, представленная на рисунке 1, отражает мнение 350 выпускников ВУЗов 2017-2019 годов о трудностях, с которыми они столкнулись в ходе поиска работы после окончания обучения. Опрос был открытый, респонденты могли указывать несколько вариантов ответа.
Рисунок 1. Результаты социологического исследования
Figure 1. Results of the sociological research
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что из завершивших обучение в течение последних пяти лет 6 млн специалистов разного квалификационного уровня, примерно 1,8 млн человек не смогли трудоустроиться по соответствующей диплому специальности. При этом ситуация кардинально не меняется.
По статистике, работодатель выделяет для себя три основных критерия при найме на работу молодых специалистов: 73% работодателей заинтересованы в наличии у выпускника компетенций по специальности необходимой для компании, 51,6% работодателей рассматривают опыт деловой коммуникации с кандидатом во время стажировок и 47,5% респондентов хотят видеть кандидата – выпускника ВУЗа с хорошей репутацией [2]. Очевидно, что недостаток опыта и дальнейшую проблему с трудоустройством может решить прохождение стажировки на предприятии.
По данным социологических исследований [1], прохождение стажировок в период обучения способствовало трудоустройству 65% обучающихся. Еще 12% стажировавшихся респондентов получили предложение о работе, но отказались принимать его. Как показывает практика, от процесса стажировки обучающегося на предприятии выигрывают все участники: обучающиеся, образовательные учреждения и профильные организации.
Значительно упростить поиск будущей стажировки можно при активном участии в реализуемых различными организациями кейс-чемпионатов. Кейс – это практико-ориентированная реальная или вымышленная задача, с которой сталкиваются или могут столкнуться организации в ходе своей деятельности. Задачей же обучающихся при решении кейсов является комплексный анализ ситуации и выработка оптимальных путей для ее решения.
История кейс-метода насчитывает чуть более века. Впервые он был применён в Школе права Гарвардского университета в 1870 году. Уникальность и продуктивность метода способствовали его распространению по всему миру, в том числе и в России. Как правило, решение кейса предусматривает групповую работу и выработку коллегиального решения.
Эффективность использования данного метода внутри компаний для решения своих собственных задач, в том числе путем вовлечения обучающихся учебных заведений в практическую работу с кейсами, способствовала распространению практики организации кейс-чемпионатов. Так, например, в рамках кейс-чемпионата Cup Russia 2022, организованного платформой по карьерному развитию Changellenge, спонсорами выступали такие компании как МТС, Henkel, Danone, Сбер и другие [3].
Основным плюсом для компаний от участия в организации кейс-чемпионатов является возможность формирования свежего взгляда на собственные проблемы – зачастую обучающиеся могут предложить нестандартное решение задачи, а также формирование кадрового резерва из числа победителей.
Таким образом, основным преимуществом для обучающихся от участия и победы в различных кейс-чемпионатах является возможность прохождения стажировок в компаниях-организаторах и партнерах кейс-чемпионатов. Поэтому активное участие в подобных мероприятиях может способствовать получению приглашения на стажировку в компанию и, соответственно, облегчить поиск работы в дальнейшем.
В социологических исследованиях, проведенных профессиональной ассоциацией по трудовым ресурсам (Society for Human Resource Management), одной из основных проблем при трудоустройстве является недостаток необходимых мягких навыков (soft-skills). По статистике, 37% работодателей не обнаруживают у кандидатов таких важных навыков как критическое мышление, креативность и инновационность решений, 32% – навыки решения сложных и неоднозначных задач и 31% – умение работать в команде. По итогам исследования, треть работодателей выделяет для себя эти навыки как необходимые для трудоустройства специалиста [4].
Как показывает практика, активное вовлечение обучающихся в технологию решения кейсов способствует развитию необходимых работодателю надпрофессиональных навыков. В процессе решения кейсов формируются и развиваются следующие качества:
-аналитические навыки (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их);
-практические навыки (использование академической теории, методов, принципов на практике);
-творческие навыки (одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить, очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем);
-коммуникативные навыки (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет);
-социальные навыки (в ходе обсуждения кейса вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т. д.);
-самоанализ (несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного; возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения) [5].
Таким образом, кейс-метод в обучении может стать эффективной составной частью имеющийся системы образования в ВУЗах. В период обучения студенты смогут знакомиться и погружаться в решение практических задач, с которыми сталкиваются организации, тем самым отрабатывать и развивать свои профессиональные и надпрофессиональные компетенции в рамках решения практико-ориентированных кейсов [6].
Многие крупные российские ВУЗы уже используют на практике методы решения кейсов, а также способствуют студентам в организации и развитии кейс-клубов. Посредством кейс-клубов и развитии университетского кейс-движения, студенты организовывают внутренние чемпионаты, а также участвуют в кейс-чемпионатах, организованных различными компаниями, тем самым развивая свои знания и компетенции. Каждый из 10 лучших (согласно рейтинговому агентству RAEX) ВУЗов России имеет в своей структуре кейс-клуб [7].
Использование кейс-метода в качестве дидактического инструмента практикуется в обучении специалистов самых разнообразных профессий. Независимо от профиля дисциплины, кейс-метод обладает высокой продуктивностью. Использование кейсов – это хорошая возможность закреплять полученные знания, развивать практические умения и навыки, учиться делать заключения. Кейс-метод используют как инструмент, обеспечивающий профессиональное становление личности современного специалиста [4].
Главной сложностью при использовании данного метода в ВУЗе является необходимость создания кейсов, адаптированных к образовательному процессу, а также – разработка методики их применения. Очевидно, что для создания кейсов целесообразно привлекать специалистов извне, обладающих практическими навыками работы в предметной области, которые могут формировать комплексные неструктурированные задачи, с которыми можно столкнуться в реальных условиях [8].
Традиционный образовательный уклон, преобладающий в системе подготовки специалистов в ВУЗах, определяет безучастную позицию руководства ВУЗа в продвижении кейс-технологии и создании авторских кейсов. Данный фактор создает дополнительные ограничения, сдерживающие развитие процесса использования кейс-метода в образовательных учреждениях [9].
Инициативным преподавателям, заинтересованным в использовании метода кейсов в своих курсах без поддержки внешних специалистов, приходится тратить слишком много времени на подготовку образовательных материалов. При этом, около 62% преподавателей, которые используют кейсы в своей образовательной практике, пишут их самостоятельно [9].
При всей сложности внедрения данного метода, он является эффективным и оказывает положительное влияние на студентов. Так, например, в 2015 г. проводился эксперимент, в ходе которого 125 обучающихся Московского государственного университета экономики статистики и информации должны были решить задачу, представленную в виде кейса. Эксперимент показал, что задание, изложенное и оформленное подобным образом, привлекло внимание 85% обучающихся, остальные подключились в процессе. Обучающиеся проявляли высокую активность в обсуждении и решении поставленных задач, предлагали свои доводы и слушали версию своих оппонентов [4].
Примечателен и тот факт, что при решении кейса многие обучающиеся, ранее не проявлявшие активности на семинарах, включились в работу, принимали участие в обсуждении, выдвигали новые идеи и предложения. В целом, несмотря на то, что они не решались брать ответственность за результат работы всей группы, они становились полноценными участниками команды и могли переосмыслить свою роль. Иными словами, они приобретали опыт, который им будет полезен в дальнейшей профессиональной деятельности [5].
В настоящее время общество испытывает острый дефицит специалистов с хорошо развитыми гибкими навыками. Таким образом, в сферу обязанностей и компетенций современного преподавателя ВУЗа должна входить и задача по обеспечению должного формирования и развития надпрофессиональных навыков у обучающихся.
Более того, современные реалии требуют ускоренного вовлечения потенциала и развития целеустремленной, инициативной молодежи, способной к предпринимательской активности, созданию и реализации инновационных идей, как будущей опоры экономики государства. Для того, чтобы формировать данные качества у будущих специалистов, необходимо искать такие методы, которые будут развивать сразу все необходимые компетенции.
Кейс-метод является достаточно эффективным образовательным методом. При грамотной интеграции в образовательные программы ВУЗов, обучающиеся смогут приобрести и развить необходимые надпрофессиональные навыки, которые в дальнейшем пригодятся в их профессиональной деятельности, независимо от ее области [10].
При решении заданий, составленных в виде кейсов, обучающиеся применяют знания, полученные на занятиях, и используют их в решении реальной или вымышленной задачи. Обучающиеся анализируют, продумывают и формируют свои решения. Командная работа присутствует почти на всех этапах решения кейса. При всем этом, значительное число кейс-чемпионатов, поддерживаются компаниями мирового уровня. По результатам выполнения кейса, обучающиеся демонстрируют свои навыки экспертам из числа компаний-организаторов. Немаловажным фактом является адаптация будущих специалистов в профессиональную деятельность при решении реальных ситуаций. Обучающиеся учатся брать ответственность на себя, принимать взвешенные решения и представлять их своим партнерам по команде.
Заключение
Инновационность в подходе к решению нестандартных задач, а также доказанная эффективность и активное использование метода кейсов в образовательных процессах за рубежом не находит широкого применения и развития в отечественной образовательной практике. Особенно эта ситуация характерна для региональных ВУЗов, где инновационные образовательные программы внедряются крайне медленно и неохотно. Несмотря на преимущества кейс-метода, имеющего неограниченность в использовании и дисциплинарную унифицированность, а также формирующего профессиональные и надпрофессиональные компетенции у обучающихся, этот метод используется в достаточно малом объеме.
Основными проблемами внедрения данного метода являются нехватка информационной базы кейсов и отсутствие поддержки руководства ВУЗов в развитии процесса использования кейс-метода в образовательном процессе, делая упор на традиционные формы обучения.
Современная тенденция развития сферы образования, а также возрастающая потребность в квалифицированных и одновременно гибких специалистах ведет к тому, что образовательные учреждения начнут уделять внимание использованию нетрадиционных форм обучения в образовательном процессе. Кейс-метод в обучении может стать эффективным дополнением к традиционному образовательному процессу и способствовать подготовке специалистов, обладающих востребованными работодателем качествами, а также развивать навыки, необходимые для формирования предпринимательской активности, создания и реализации инновационных идей.
Работа выполнена в рамках научного проекта «Исследование эффективности внедрения в образовательный процесс кейс-технологий, формирующих и развивающих у обучающихся компетенции, необходимые работодателю»
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Вклад авторов в работу: Василевич В.В. – идея работы, окончательная проверка статьи; Кривда Н.М. – сбор и анализ литературных источников, подготовка статьи; Алексеев А.М. – сбор и анализ литературных источников, подготовка статьи.
The work was carried out within the framework of the scientific project "Study of the effectiveness of the introduction of case technologies into the educational process that form and develop students' competencies necessary for the employer"
The authors declare that there is no conflict of interest.
The authors' contribution to the work: Vasilevich V.V. – the idea of the work, the final verification of the article; Krivda N.M. – collection and analysis of literary sources, preparation of the article; Alekseev A.M. – collection and analysis of literary sources, preparation of the article.
1. Выпускники вузов оценивают сложности поиска работы на 7,3 балла из 10 //Superjob: [сайт]. – 2022. –URL:https://www.superjob.ru/research/articles/112336/vypuskniki-vuzov-ocenivayut-slozhnosti-poiska-raboty-na-7/ (Дата обращения: 16.06.2022)
2. Омарова К.А. Актуальные проблемы трудоустройства и адаптации выпускников вузов на рынке труда / К.А. Омарова, А. Элдарова, К. Курбанова // Региональные проблемы преобразования экономики. Экономика народонаселения и демография. – 2019. – №12. – C. 240-248.
3. CupRussia2022: официальный сайт. – Москва, 2022. – URL: https://changellenge.com/championships/changellenge-cup-russia-2022/?utm_source=cl-site&utm_medium=main&utm_campaign=champs (Дата обращения: 16.06.2022).
4. Гузуева Э.Р. Практика применения кейс-метода в обучении студентов / Э.Р. Гузуева, А.А. Жамборов, Р.М. Мутусханова // Мир науки, культуры и образования – 2021. – № 1(86). – C. 77-78.
5. Планкин К.А. Обучающие возможности кейс-метода в профессиональном образовании / К.А. Планкин, В.А. Ченобытов // Молодой ученый. – 2013. – № 1 (48). – С. 354-355.
6. Никулина Ю.Н. Стажировки как инструмент формирования профессиональных компетенций выпускников и обеспечения их занятости / Ю.Н. Никулина // Креативная экономика. – 2019. – №13(6). – С. 1279-1292.
7. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100: официальный сайт. – Москва, 2021. – URL: https://raex-a.ru/researches/vuz/vuz_best_2021 (Дата обращения: 16.06.2022)
8. Баринова Н.В. Использование кейс метода при обучении студентов вуза как фактор повышения качества образования / Н.В. Баринова // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 22(64). – C. 70-72.
9. Гладких И.В. Создание и использование учебных кейсов в российском бизнес-образовании/ И.В. Гладких, О.Н. Алканова // Российский журнал менеджмента. – 2014. – №12(2). – C. 99-116.
10. Ревин И.А. Развитие предпринимательских компетенций у студентов технического вуза / И.А. Ревин, Д.Л. Цыбулевская // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. – C. 514.