Кемерово, Россия
Для увеличения эффективности любой организации важно своевременно анализировать работоспособность внутренних бизнес-процессов, оценивать их зрелость для формирования траектории трансформационных изменений. Управление персоналом – один из ключевых процессов, влияющих на результат цифровой трансформации организации. Люди являются основным провайдером изменений, исполнителем и вдохновителем трансформации. Трансформация предполагает внедрение новых подходов в повышении компетенций, изменении организационных структур, новое наполнение идеологии корпоративной культуры для реализации цифровых изменений бизнеса. Готовность процесса управления персоналом к цифровой трансформации в организациях различных отраслей является актуальной темой в современных условиях и требует научного осмысления. Цель – определить состояние бизнес-процесса управление персоналом и выявить элементы, требующие развития для цифровой трансформации в организации. Методы: системный подход в области анализа функционирования бизнес-процессов организаций; методы оценки цифровой зрелости, на основе которых проинтерпретированы показатели зрелости процесса управление персоналом в организациях различной отраслевой направленности. Выявлены особенности в сфере цифровой трансформации функции управление персоналом в различных организациях: необходимость максимальной вовлеченности топ-менеджмента, важность развития цифровых компетенций сотрудников всех уровней, ориентация на создание цифровых услуг и продуктов, использование данных как единого источника для принятия решений, непрерывность процесса инноваций для устойчивости процесса трансформации.
цифровая экономика, компетенции, цифровизация, цифровая трансформация, зрелость, человеческие ресурсы, корпоративная культура, конгруэнтность, организационная культура, цифровой сотрудник
1. Tapscott D. The digital economy: promise and peril in the age of networked intelligence. N. Y.: McGraw-Hill, 1997, 288.
2. Елюбаева А. А., Сторожева Е. В. Различные подходы к определению «цифровая экономика». Наука и инновации в ХХI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 5 апреля 2018 г.) Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2018. С. 132–135. EDN: YVDZDT
3. Головенчик Г. Г. Теоретические подходы к определению понятия «цифровая экономика». Наука и инновации. 2019. № 2. С. 40–45.
4. Nadler D. A., Tushman M. L. A congruence model for diagnosing organizational behavior. Resource book in macro-organizational behavior, ed. Miles R. H. Santa Monica: Goodyear, 1980, 30–49.
5. Хуатэн М., Чжаоли М., Дели Я., Хуалей В. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики. М.: Интеллектуальная литература, 2019. С. 53–56.
6. Westerman G., Bonnet D., McAfee A. Leading digital: turning technology into business transformation. Harvard Business Press, 2014, 292.
7. Kwak Y. H., Ibbs C. W. Berkeley Project Management Process Maturity Model: measuring the value of project management. Engineering Management Society: Proc. 2000 IEEE Internat. Conf., Albuquerque, 15 Aug 2000. https://doi.org/10.1109/EMS.2000.872466
8. Crawford J. K. Project Management Maturity Model. N. Y.: Auerbach Publications, 2nd ed., 2006, 235. https://doi.org/10.1201/9780849379468
9. Ахен Д. М., Клауз А., Тернер Р. CMMI: Комплексный подход к совершенствованию процессов. М.: МФК, 2005. 330 с.
10. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 c.
11. Nadler D. A., Tushman M. L. A model for diagnosing organizational behavior. Organizational Dynamics, 1980, 9(2): 35–51. https://doi.org/10.1016/0090-2616(80)90039-X
12. Tushman M. L., O'Reilly C. A. Winning through innovation: a practical guide to leading organizational change and renewal. Harvard Business Press, 2006, 260.
13. Вайл П., Ворнер С. Л. Цифровая трансформация бизнеса: изменение бизнес-модели для организации нового поколения. М.: Альпина Паблишер, 2019. 258 c.
14. Кулагин В., Сухаревски А., Мефферт Ю. Digital @ Scale: настольная книга по цифровизации бизнеса. М.: Интеллектуальная литература, 2019. 293 с.
15. Коул Р., Скотчер Э. Блистательный Agile. Гибкое управление проектами с помощью Agile, Scrum и Kanban. СПб.: Питер, 2019. 170 c.
16. Мошелла Д. Путеводитель по цифровому будущему. Отрасли, организации и профессии. М.: Альпина Паблишер, 2020. 216 с.
17. Катценбах Д., Томас Д., Андерсон Г. Трансформация корпоративной культуры. Важные детали, без которых ничего не работает. М.: Альпина Паблишер, 2020. 176 c.
18. Салдана Т. Почему цифровая трансформация не дает результата. И что делать, чтобы все заработало. М.: Альпина Паблишер, 2020. 336 c.
19. Масааки И. Стратегический кайдзен. Как изменить ДНК компании и стать лидером отрасли. М.: Альпина Паблишер, 2022. 218 c.
20. Кокинз Г. Управление результативностью. Как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами. М.: Альпина Паблишер, 2015. 320 c.
21. Collis D. J., Montgomery C. A., Campbell A., Goold M., Prahalad C. K., Lieberthal K. Harvard Business Review on Corporate Strategy. Harvard Business School Press, 1999, 260.
22. Сидорчук И. П., Охрименко А. А., Тулейко Е. В. Формирование компетенций государственных служащих в условиях цифровой экономики. Веснiк сувязi. 2020. № 1. С. 52–55. EDN: ZZDKED
23. Васильева Е. В., Пуляева В. Н., Юдина В. А. Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации. Бизнес-информатика. 2018. № 4. С. 28–42. EDN: VUKPQL