УДК 625.721.2 Тип дорожной сети. Прямоугольная, диагональная, радиальная и треугольная системы
В условиях активного развития городских территорий и постоянного увеличения количества автомобильного транспорта на участках уличной дорожной сети (УДС), особенно в местах концентрации объектов инфраструктуры, представляющих наибольший интерес у населения, возрастает нагрузка на УДС, что неминуемо приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Применение анализа на основе использования географической информационной системы QGIS дает возможность доступного определения мест концентрации ДТП и принятия решений о реорганизации данных участков.
ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ, УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ, ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы
В настоящее время происходит активное развитие городских территорий, неотъемлемой частью которых является дорожная сеть, которая обеспечивает непрерывную связь не только между населёнными пунктами, но и жилыми, производственными, туристическими и прочими градостроительными образованиями с центром населённого пункта. Увеличение протяжённости дорожной сети влечёт за собой увеличение спроса на перевозки и рост автомобилизации, что заметно увеличивает загруженность дорожного трафика, вскрывая проблемные места дорожного движения, основным следствием которого становится увеличение количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Данная проблема влияет на многие аспекты развития страны, в том числе, на социальные (ранения людей различной степени тяжести) и на экономические (разрушение инфраструктуры дорожной сети, нарушение логистических цепей, уменьшение пропускной способности дорог в результате возможного проведения ремонтных работ дорожного полотна при повреждениях вследствие тяжелых дорожно-транспортных происшествий и пр.). В текущей экономической ситуации одним из основополагающих критериев является снижение социальных рисков, возникающих вследствие возникновения ДТП, за счет уменьшения их количества [1, 2].
Выявление причин возникновения ДТП в большинстве своем базируется на статистических исследованиях взаимодействия элементов системы ВАДС (водитель, автомобиль, дорога, среда) с определением составляющих элементов, включающих: место транспортного происшествия, виновника, природные условия в момент ДТП, техническое состояние транспортных средств участников ДТП за определённый период, что без учета указанного взаимодействия не даёт полного понимания и выявления всех факторов, влияющих на частоту их возникновения [3-7].
Для полноценного анализа факторов возникновения дорожно-транспортных происшествий, в том числе и обработки статистических данных необходим инструмент, позволяющий в рамках единой рабочей среды комплексно обрабатывать, как графические данные (граф дорог в двумерных или трехмерных координатах), так и неграфическую информацию (сведения о транспортном средстве и участниках, технические и геометрические характеристики участка дороги и т.д.) улично-дорожной сети для создания имитационных моделей дорожного движения, а также алгоритмов натурных исследований.
2 Материалы и методы
На текущей момент данным требованиям, с точки зрения функциональных возможностей и доступности, отвечают географические информационные системы с открытым исходным кодом ввиду большого количества модулей, как для транспортного анализа, так и работы с таблицами атрибутивных данных, необходимых для статистических исследований, а также достаточно большого количества поддерживаемых форматов графических (картографических материалов) и неграфических данных (баз данных, таблиц Excel и пр.).
Основные возможности географических информационных систем в рамках натурного моделирования участков дорожной сети будут рассматриваться на примере информационной системы QGIS, являющейся системой с открытым исходным кодом, что говорит о её доступности, а также имеющей большое количество модулей для решения прикладных задач.
Для создания цифровой модели участка дороги в системе QGIS необходима информация о состоянии дорожно-транспортной сети, представленная в виде линейных географических данных. Получить такие данные возможно у специализированных поставщиков, путем анализа открытых геоинформационных источников, проведение оцифровки автомобильных атласов, дешифровкой спутниковых или авиационных снимков, импортировать готовые проекты организации дорожного движения, подготовленные в системах автоматизированного проектирования (САПР) и т.д. [4, 6-9].
1. Департамент обеспечения безопасности дорожного движения. Дорожно-транспортные происшествия в России (2020 г.). Обобщённые сведения. Москва. 2020.
2. Управление государственной инспекции по безопасности дорожного движения УМВД России по Белгородской области. Дорожно-транспортные происшествия в России (2020 г.). Обобщённые сведения. Белгород. 2020.
3. Загородний, Н. А. Применение автоматизированных средств фиксации нарушений как способ снижения аварийности / Н. А. Загородний, М. В. Головкин // Техника и технологии наземного транспорта, сборник трудов аспирантов (с международным участием). Под научной редакцией Е. Е. Витвицкого. – Омск. 2022. – С. 41-46.
4. Коряков, В. Б. Интерактивный пешеходный переход – будущее автомобильных дорог / В. Б. Коряков, Н. А. Щетинин, Ю. В. Семикопенко // Современные материалы, техника и технологии, номер : 1 (28). – ЗАО "Университетская книга". – 2020. – С. 77-81.
5. Кравченко, А. А. Совершенствование методики определения мест возникновения дорожно-транспортных происшествий : автореф. ... канд. техн. наук : 2.9.5 / А. А. Кравченко. – Орел, 2021. – 23 с.
6. Боровской, А. Е. Виртуальный анализ безопасности автомобилей / А. Е. Боровской, С. Н. Глаголев, Е. С. Татаринцев // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств : материалы IV Международной научно-технической конференции. Том Часть 1. – Пенза, 2006. – С. 225.
7. Ширина, Н. В. Особенности ведения земельного кадастра, кадастровых систем и правовое положение земель в зарубежных странах / Н. В. Ширина, О. Н. Барышевская // Вектор ГеоНаук, том : 3, номер : 4. – Учредители : Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухов. – 2020. – С. 28-32.
8. Дмитриева, Т. В. Особенности строительства в Японии и Объединенных Арабских Эмиратах / Т. В. Дмитриева, Е. В. Иванова // Вектор ГеоНаук, том : 4, номер : 1. – Учредители : Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухов. – 2021. – С. 74-78.
9. Аль Савафи, М. Х. Геоинформационные технологии в градостроительной деятельности / М. Х. Аль Савафи // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова, номер : 6. – Учредители : Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухов. – 2021. – С. 52-62.
10. Шештокас, В. В. Конфликтные ситуации и безопасность движения в городах / В. В. Шештокас, Д. С. Самойлов. – М. : Транспорт, 1987. – 208 c.
11. Еркнапешян, М. Ж. Определение основных показателей и критериев аварийности в системе мониторинга безопасности перевозок пассажиров автобусами общего пользования / М. Ж. Еркнапешян, Д. В. Енин // Автотранспортное предприятие. № 8, – 2009, С. 19-23.
12. Лукьянов, В. В. Безопасность дорожного движения / В. В. Лукьянов. – М. : Транспорт, 2003. – 260 с.
13. Павлов, С. В. Геоинформационные технологии в проектировании и создании корпоративных информационных систем : межвузовский научный сборник / С. В. Павлов и др. ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Уфимский гос. авиационный технический ун-т. – Уфа : Уфимский гос. авиационный технический ун-т, 2009. – 176 с.
14. Elsheikh R. F. A. GIS based Traffic Accident Analysis System // International Journal of Advanced Engineering Research and Science. – Т. 3. – № 12.
15. Hirasawa M., Asano M. Development of traffic accident analysis system using GIS. – Civil Engineering Research Institute, 2001.
16. Eliseev M. E. et al. Virtual Reality and Navigation subsystems of the Interactive System for Road Safety Improving // IOP Conference Series : Materials Science and Engineering. – IOP Publishing, 2018. – Т. 386. – № 1. – С. 012027.
17. Николаева, О. М., Радченко, Л. К. Использование дорожного графа в навигационных приложениях на примере компании here Technologies // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2019. № 2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-dorozhnogo-grafa-v-navig-atsionnyh prilozheniyah-na-primere-kompanii-here-technologies (дата обращения : 20.09.2022).
18. Кравченко, А. А. Роль телематических систем в определении характеристик транспортного потока / А. М. Лукьянов, А. Е. Боровской, Н. В. Смоляков, Е. И. Яковлева // в сборнике : ГЛОНАСС – Регионам Материалы 4-ой Всероссийской научно-практической конференции, под общей редакцией А. Н. Новикова. – 2014. С. 15-19.
19. Romi Satria. GIS Tools for Analyzing Accidents and Road Design : A Review / Romi Satria, María Castro. Transportation Research Procedia 18 ( 2016 ) 242-247.
20. Kevin Austin, Miles Tight & Howard Kirby. The use of geographical information systems to enhance road safety analysis. Pages 249-266.
21. Monib Shahzad. Review of road accident analysis using gis technique. Pp. 472-481.
22. Novikov, I. A. Research of influence of time of reaction of driver on the calculation of the capacity of the highway / A. G. Shevtsova, I. A. Novikov, A. E. Borovskoy // Transport problems – 2015. – Vol. 10, Is. 3. Pp/ 53-59.