Новокузнецк, Россия
Новокузнецк, Россия
сотрудник
Новокузнецк, Россия
Кемерово, Россия
Цель – теоретическое обоснование и описание педагогических условий использования краеведения как средства формирования умений самостоятельного поиска информации младшими школьниками. Выявлена психолого-педагогическая сущность развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности; уточнены критерии и показатели оценки сформированности умений самостоятельного поиска информации; проведено теоретическое обоснование методики использования краеведческого образования в аспекте формирования активности и самостоятельности младших школьников при поиске информации. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, проведенного на базе начальных классов СОШ № 60 г. Новокузнецк, послужил обоснованием необходимости проведения формирующего этапа, в процессе которого были организованы методы и приемы использования научно-популярной, научно-художественной и справочной краеведческой литературы в урочной и внеурочной деятельности младших школьников. С целью оценки проведенной формирующей работы предлагается анализ результатов контрольного этапа эксперимента, даются его количественная и качественная характеристики. Материалы статьи могут быть использованы учителями начальных классов при организации краеведческого образования младших школьников, при формировании у них умений самостоятельно выполнять урочные и внеурочные виды деятельности, а также аспирантами при выполнении педагогических исследований.
начальная школа, младший школьный возраст, самостоятельность, самостоятельный поиск информации, краеведческое образование, краеведческая литература, Кемеровская область – Кузбасс
1. Абрамова Т. В. Педагогическая система формирования познавательной самостоятельности у школьников как средство актуализации знаний: на материале предметов естественно-математического цикла: дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2003. 195 с. EDN: NMHVWJ
2. Мокшина Н. Г., Деревянко М. С. Формирование самостоятельности у младшего школьника в учебно-воспитательном процессе школы. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 253–256. EDN: XSHVAL
3. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. 240 с.
4. Стародумова Е. А. Развитие учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста. Молодой ученый. 2020. № 52. С. 447–449. EDN: XDINOI
5. Старцева Г. А. Проблема активности и самостоятельности личности младшего школьника: теоретические аспекты. Педагогика и современность. 2013. № 6. С. 19–21. EDN: RQQLYP
6. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999. 288 с.
7. Колесников К. А, Санникова Н. Г. Формы педагогического взаимодействия учителя с младшими школьниками при формировании учебной самостоятельности. Педагогика. Общество. Право. 2013. № 1. С. 27–36. EDN: PWRGIB
8. Байбородова Л. В. Краеведческая деятельность как средство воспитания гражданской идентичности сельских школьников. Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 1. С. 123–133. EDN: YTNFQH
9. Мартыненко Ю. А. Пути формирования гражданственности школьников-подростков во внеурочной работе на примерах изучения истории родного края и социально значимой деятельности. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 4. С. 82–85. EDN: PZXMLN
10. Разливинских И. Н., Милованова Л. А. Организация краеведческой работы в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 1. С. 75–78. https://doi.org/10.52772/25420291_2021_1_75
11. Череватенко Т. В., Милованова Л. А. Инновационные технологии преподавания краеведческого материала во внеурочной деятельности в начальной школе. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 96–101. EDN: YTEBML
12. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983. 160 с.