Иркутск, Иркутская область, Россия
В статье обсуждается проблема становления универсальных регулятивных действий, обеспечивающих развитие такого свойства личности, как самостоятельность. Период младшего школьного возраста является наиболее сенситивным и, соответственно, оптимальным для их формирования. В качестве одного из педагогических инструментов организации учебной деятельности, способствующих успешному развитию у младших школьников универсальных регулятивных действий, авторами предложено использование маршрутной книги, которая позволяет учащимся более четко формулировать свои учебные цели и задачи; корректировать действия в процессе освоения предметного содержания; мыслить системно. Приводятся данные предварительного и констатирующего мониторинга по оценке уровня развития универсальных регулятивных учебных действий у обучающихся второго класса; описана методика применения маршрутной книги; на основе анализа достижений второклассников делаются выводы о ее эффективности.
младшие школьники; становление самостоятельности; регулятивные универсальные учебные действия; педагогические инструменты; маршрутная книга; методика использования
1. Голубчикова М.Г., Голубчиков Г.М., Федотова Е.Л. Формирование регулятивных универсальных учебных действий школьников – основа развития самостоятельности личности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2020. – Т. 14. – № 4. – С. 91–99.
2. Кузнецова О.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения: дис. ... канд. пед. наук (Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 08.10.2015). – Ярославль, 2015. – 282 с.
3. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии. – 1998. – № 5. – С. 49–59.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (обновлённый вариант) / утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс]. – URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb.pdf (дата обращения: 20.11.2022).
5. Шурманов В.С. Сущность и структура самостоятельности: философские, психологические и педагогические аспекты понимания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2016. – № 2 (70) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-samostoyatelnosti-filosofskie-psihologicheskie-i-pedagogicheskie-aspekty-ponimaniya (дата обращения: 20.11.2022).