аспирант
Статья посвящена пропедевтике формирования у первоклассников познавательных универсальных учебных действий. Охарактеризованы особенности логических операций и информационных действий, которые осваиваются детьми в процессе работы с разнообразным математическим материалом. Он рассматривается как наиболее релевантный для достижения поставленной цели. Приводятся примеры заданий, которые педагог может использовать на уроках математики в первом классе, адаптирую степень их сложности в соответствии с уровнем готовности учеников.
учебная деятельность младшего школьника; курс математики для первого класса; развитие познавательных универсальных учебных действий на математическом материале; логические действия; информационные действия; использование практико-ориентированных заданий
1. Всё о младшем школьнике: книга для родителей о том, как воспитывать и обучать детей / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2005. –167 с.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
3. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. – Ереван: Луйс, 2018. – 145 с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2018. –184 с.
5. Рыдзе О.А. Развитие самостоятельности ученика на уроке математики // Начальная школа. – 2016. – № 11. – С. 41–48.
6. Рыдзе О.А. Учебно-познавательная самостоятельность младшего школьника: научно-методическое сопровождение процесса формирования. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 143 с.
7. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Изд-во Института стратегии развития образования РАО, 2016. – 224 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт: начального общего образования (обновлённый вариант) / утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс]. – URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb.pdf (дата обращения: 23.07.2022).
9. Эльконин Д.Б. Детская психология / 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 383 с.