Современное общество нуждается в активных, творческих людях, способных самостоятельно мыслить, принимать обоснованные решения и действовать. Формированию и развитию данных качеств личности в наибольшей степени способствует дополнительное образование, поскольку представляет ребенку большую свободу выбора направлений, где можно проявить свои способности и таланты. Воспитательные возможности дополнительного образования, которые, по сути своей, относятся к неформальному, способствуют самоопределению обучающихся, выбору своего будущего. К учреждениям дополнительного образования относятся спортивные школы, школы искусств, театральные студии, музыкальные школы, центры детского технического творчества и многие другие объединения. Отличительной особенностью этих учреждений является то, что все они работают по своим, достаточно гибким программам. В этой связи актуальность данной статьи, вынесенная в ее названии, объясняется тем, что современная система дополнительного образования предоставляет возможность обучающимся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и проектно-исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Здесь, однако, следует помнить о том, что дополнительное образование предполагает, прежде всего, выполнение дополнительной образовательной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний. Сегодня дополнительное образование выступает средством поддержки индивидуализации и самореализации обучающихся, расширяет их возможности, предоставляя большую свободу выбора действий. При этом каждый обучающийся с помощью педагогов дополнительного образования определяет необходимые для себя цели, стратегии индивидуального развития как средства социализации личности. В этой связи в данной статье автор рассматривает различные образовательные ресурсы дополнительного образования как необходимые условия развития ситуативной доминанты обучающихся.
дополнительное образование, гибкость образовательных программ, самоопределение обучающихся, социализация личности, ситуативная доминанта
Под ситуативной доминантой автор понимает актуализированное внутреннее состояние обучающегося, которое определяется посредством взаимоотношения и взаимодействия его с обстоятельствами внешнего окружающего мира (педагогами, одноклассниками, родителями в конкретной ситуации «здесь и сейчас»). В педагогической практике дополнительного образования ситуативная доминанта дает возможность уточнить цели, морально-нравственные ценности, содержание, формы и методы воспитательной работы с обучающимися. В этом и заключается ее значение как внутреннего регулятора поведения и действий обучающегося. Это обстоятельство дает нам возможность рассматривать ситуативную доминанту в качестве одного из средств и целей воспитания социально активного гражданина современного общества. Как следует из приведенного выше определения, доминирующее поведение обучающегося проявляется в результате разрешения определенных ситуаций, чаще всего – специально для этого созданных [3].
Следовательно, социально активная личность – это конкретный субъект межличностных и социальных отношений, осмысленной преобразующей деятельности, как правило – законопослушный, высокообразованный, духовно и физически здоровый гражданин, отличающийся высокой мотивацией к самореализации во многих сферах активной созидательной деятельности на благо личности, общества и государства [1]. По мнению автора, формированию и развитию указанных выше качеств личности в большей степени способствует дополнительное образование.
Основанием для такого вывода служит то, что современное дополнительное образование представляет собой достаточно гибкую, мобильную, разного уровня систему, основанную на индивидуальном подходе к обучаемому. Поэтому система дополнительного образования детей, благодаря своей персональной направленности на каждого обучающегося, может успешно решать задачу подготовки молодых граждан к жизни в современном информационном обществе. Кроме того, данная система образовательных учреждений / организаций способна быстро адаптироваться к происходящим в социуме изменениям, оперативно реагировать на разнообразные потребности детей, а главное, в отличие от достаточно жесткого регламентированного школьного образования, предлагает обучающимся свободу выбора разнообразных интенсивов, активностей, программ, курсов, направлений, уровней обучения и воспитания [4].
При этом в рамках дополнительного образования учащемуся представляется реальная возможность разработки своего индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Предоставление такой возможности означает включение обучающегося в систематические занятия по интересам, реализацию условий для достижений, успехов в соответствии со способностями и интересами. То есть, дополнительное образование расширяет границы социального пространства, в котором обучающиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые подчас остаются невостребованными в системе общего образования.
Кроме того, в пространстве дополнительного образования существенно возрастает степень свободы выбора обучающимися содержания, формы и времени занятий. Однако, как и любой другой вид детской деятельности, дополнительное образование должно быть занимательным и увлекательным, вызывать интерес у обучающихся, поскольку интерес и мотивация относятся к главным факторам организации познавательной деятельности [2].
В этой связи автор предлагает рассматривать возможности развития ситуативной доминанты обучающегося с точки зрения ресурсов дополнительного образования: нормативных, кадровых, научно-методических, материально-технических. Предлагаемая структура статьи позволяет более рельефно показать отличительные особенности отдельных условий дополнительного образования, положительно влияющих на обучающихся.
Нормативные (регуляторные) условия. Дополнительное образование – это реальная возможность обеспечения личностного роста обучающегося в условиях непрерывного образования, которое формирует единую систему знаний, конструирует более полную картину мира и способствует реализации его способностей и склонностей, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности.
Дополнительное образование – особая сфера неформального образования, официально указанная в Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этому нормативному документу, дополнительное образование реализуется вне рамок основных образовательных программ. Общее дополнительное образование ориентировано на всестороннее развитие личности, направлено на повышение культурного, духовно-нравственного, физического и интеллектуального уровня обучающегося, предоставления возможности выбора его будущей профессиональной ориентации [6].
При этом необходимо иметь в виду, что дополнительное образование детей все же представляет собой неотъемлемую часть общего образования, которая выходит за рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и проектов, как в специальных учреждениях дополнительного образования детей, так и в самих общеобразовательных организациях. При этом дополнительное образование нельзя рассматривать просто как своеобразную «надстройку» базового школьного образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально-экономических и учебно-технологических условий. Система дополнительного образования и сегодня по-прежнему остается важным фактором развития личности обучающегося с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, т.е. – ситуативной доминанты.
Проведя анализ исследований отечественных ученых по этому направлению, мы выделили основные педагогические принципы построения образовательного процесса в дополнительном образовании:
- принцип гуманизма – значение ценности человеческого достоинства, внимания к историческим событиям, их значимости для развития всех сфер современного общества;
- принцип детоцентризма – приоритет интересов ребенка, перевод его в равноправного субъекта образовательной деятельности;
- принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности воспитанника, единение человека и социокультурной среды, приспособление детей к современным условиям жизни;
- принцип природосообразности (естественного соответствия) – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды учебной деятельности;
- принцип дифференциации и индивидуализации образования – выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности, обеспечение развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами;
- принцип сотрудничества – признание важности совместной деятельности детей и взрослых [7, 8].
Таким образом, в сегодняшней ситуации перехода России к постиндустриальному цифровому обществу нарастают и вызовы к системе дополнительного непрерывного образования, к социализации, самопознанию, самоопределению и саморазвитию обучающихся, развитию ситуативной доминанты посредством расширения нормативно-правовых (регулятивных) возможностей дополнительного образования. Сегодня все более рельефно и отчетливо осознается необходимость общественного понимания и осознания миссии дополнительного образования, как открытого социального института, наиболее полно обеспечивающего право обучающихся на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.
Кадровые условия. Несмотря на важность всех других факторов, влияющих на развитие ситуативной доминанты обучающихся, все же главной фигурой в образовательном процессе дополнительного образования остается педагог-воспитатель. Как правило, педагогами в системе дополнительного образования работают настоящие профессионалы своего дела: мастера спорта, победители и лауреаты профессиональных конкурсов и просто талантливые люди. Требования к работе в системе дополнительного образования предполагают не только уверенное владение своим предметом и методикой его преподавания, но и умения видеть и анализировать современные, значительные изменения в системе образования, постоянное повышение своей квалификации, совершенствование практических навыков, адаптацию теоретических знаний к возникающим ситуациям, применения инновационных методов и технологий (например, организационно-деятельностных игр, геймификации обучения) для достижения поставленных целей и задач обучения. Сам смысл работы педагога дополнительного образования заключается в непрерывном творчестве, постоянном эксперименте, поиске стратегий профессионального и методического самосовершенствования. Имеющиеся ресурсы дополнительного образования дают основания для такого творчества, делают педагогический труд интересным, ярким и запоминающимся для обучающихся, предоставляют возможность и в ребенке развить творческую личность, воспитать в нем необходимые личностные, лидерские качества.
Другая, не менее важная задача педагогов дополнительного образования – реализация принципа воспитательной доминанты, поскольку именно в условиях свободного выбора способов деятельности можно рассчитывать на так называемое «безшовное», а, значит, и более результативное воспитание. Именно в процессе совместной творческой деятельности педагога и ребенка происходит постепенное развитие нравственных качеств взрослеющей личности. Поэтому очень важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные технические и инструментальные навыки, помнить все же о приоритетности воспитания.
Особое место в дополнительном образовании отводится для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников среднего и старшего возраста. Ведущая задача педагогов дополнительного образования в этом направлении – помочь подросткам сделать правильный жизненный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаще можно встретить различные курсы практической направленности (устройство и вождение автомобиля, автосервис, ремонт теле- и радиоаппаратуры, компьютерный дизайн, ИТ-технологии, искусственный интеллект, робототехника).
Для социальной адаптации учащихся важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они находятся в пространстве разновозрастного общения, обретающего в современных условиях особую ценность. Здесь обучающиеся могут проявить свою инициативу и активность, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в команде, учитывая собственный интерес. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет значимость педагогов дополнительного образования детей в реализации требований современной жизни. С этим положением тесно связана еще одна характерная роль системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере дети, которые обучаются в условиях общеобразовательной школы, имеют возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в своей общеобразовательной организации [5].
Например, будучи слабоуспевающим учеником по ряду школьных предметов, в технопарке или в ИТ-клубе школьник может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших «наставников» показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «неудачника» или «трудного ребенка». При этом не стоит забывать и эмоциональную окраску дополнительного образования детей. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у детей и подростков в процессе обращения к ярким явлениям и личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие современного школьника. Это могут быть выдающиеся спортсмены, конструкторы, дизайнеры, музыкальные исполнители, политики.
Таким образом, дополнительное образование детей, в первую очередь, требует от педагогов ориентации на создание единого образовательного пространства и развитие у обучающегося целостного восприятия мира; на согласование требований школы и общества, на создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.
Поэтому педагоги, задействованные в системе дополнительного образования, должны владеть психолого-педагогическими знаниями и понимать особенности возрастного развития школьников, быть профессионалами в своих областях деятельности, они способны помочь обучающимся найти себя в современной жизни, в перспективе стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Научно-методические условия. Научно-методические условия дополнительного образования включают в себя планы и программы, положения и методические рекомендации, практические разработки, дидактические материалы. В этой связи дополнительное образование детей, как открытый социальный институт, отличается целым рядом характеристик по сравнению с основным общим образованием:
1. Оперативное реагирование на изменение спроса в образовательных потребностях, удовлетворение запросов общества, родителей и детей.
2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования.
3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.
4. Неформальная реализация индивидуального подхода в обучении. В группах обычно по 10 – 12 учащихся. Это дает возможность изменять скорость, темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.
5. Деятельностный подход в обучении. Значительная часть содержания дополнительного образования детей носит практико-ориентированный характер: ребенок действует в ситуации исследования и поиска, получает знания, изучая объекты труда, природы, культурного наследия социума. Стратегической целью обучения при таком подходе является не только усвоение детьми конкретных знаний, не их простое накопление по принципу «открытой архитектуры», а развитие умений (ситуативной доминаты) привлекать эти знания для разрешения реальных жизненных ситуаций.
6. Организация психологического сопровождения в развитии личности обучающегося. Своевременная психологическая помощь в процессе социализации обеспечивает согласованность взаимоотношений родителей, ребенка и общества.
7. Возможность допрофессиональной и предпрофессиональной подготовки детей (в том числе – с ограниченными возможностями здоровья) способствует ранней профилизации обучающихся.
8. Свободный выбор обучающимся видов, форм, направлений и сфер деятельности означает его включение в систематические неформальные занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями, несмотря на уровень его успеваемости по обязательным учебным предметам в школе.
Иначе говоря, учреждение дополнительного образования детей представляет собой особое образовательное пространство, где происходит специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его социального и практического опыта. Оно является пространством творческого освоения новой информации, развития жизненных навыков, умений и способностей, на которые обычная школа не ориентирована.
Вышеперечисленные особенности системы дополнительного образования позволяют выявить и сформулировать ее основные функции. Среди них: образовательная (получение новых знаний и учебной информации); воспитательная (приобщение к культуре, становление нравственных ценностей и ориентиров, познание культурно-исторического кода родного Отечества); развивающая (развитие познавательной сферы, формирование мотивации и интереса); функция социализации (освоение социального опыта); функция самореализации (познание собственного «Я» – самость: самопознание, самоопределение и саморазвитие); креативная (раскрытие имеющихся творческих способностей); компенсационная (углубление и дополнение основного образования); профориентационная (предпрофессиональное самоопределение); рекреационная (организация досуга, занятости); интегрирующая (объединение всех указанных функций с целью обеспечения комплексного развития личности обучающегося).
В этой связи под значением и смыслом дефиниции «дополнительное образование» будет пониматься сильно мотивированное образование, ярко выраженное эго, которое обучающийся получает сверх основного образования, дающее ему возможность реализовать свою потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно, т.е. – обеспечить развитие своей ситуативной доминанты.
Таким образом, дополнительное образование детей отличается следующими научно-методическими признаками: оно не является обязательным, что выражается в добровольности посещения и свободе выбора детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ, исходя из индивидуальных особенностей; процесс воспитания и образования построен на учете способностей, интересов и потребностей детей, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации; здесь преобладает диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником; дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер образовательного процесса; разнообразие учреждений дополнительного образования детей по содержательной деятельности и организационной структуре.
Материально-технические условия. Как показывает практика, учреждения дополнительного образования материально хорошо оснащены. Причем, это не имитация настоящего оборудования (виртуальная, дополненная реальность), а вполне реальные вещи. В качестве примера остановимся на детском технопарке «Кванториум», открытым в рамках стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» – предшественницы федерального проекта «Успех каждого ребенка» (часть нацпроекта «Образование»), который сегодня помогает развивать сеть «Кванториумов» по всей стране.
В мир науки и технологий обучающиеся детского технопарка погружаются, едва переступив его порог. Они сразу же попадают в интерактивную зону своеобразного музея науки, где им наглядно демонстрируют, как работают законы физики и химии. Ближе к лабораториям стены покрыты черной графитовой краской, чтобы писать и рисовать схемы можно было прямо на них.
Занятия в «Кванториуме» нельзя назвать ни кружком по интересам, ни классическим внеурочным курсом, призванным подтянуть школьную программу или, напротив, научить решать сложные нестандартные олимпиадные задания. Главное в детском технопарке – не столько новые теоретические знания в той или иной области, сколько умение их применять. Основную часть времени обучающиеся заняты подготовкой, реализацией и защитой своих проектов. Причем каждый из них они разрабатывают, чтобы решать вполне конкретные практические задачи.
Всего в «Кванториуме» шесть направлений подготовки (или «квантумов», как их называют в детских технопарках). «Промдизайн-квантум» готовит юных проектировщиков изделий, «IT-квантум» – программистов и разработчиков, «Робо-квантум» – создателей механизмов, «Нано-квантум» – специалистов по новейшим материалам, «Космо-квантум» – космических инженеров. Ну а в «Хайтек-цехе» у представителей всех квантумов есть уникальная возможность воплотить все свои идеи в жизнь, привлекая 3D-принтеры, на которых обучающиеся печатают вполне востребованные продукты (экраны и шлемы для работы избирательных комиссий, оборудование для лабораторных работ), а также автоматизированные лазерные и фрезерные станки.
Другой проект «Сириус» Центра дополнительного образования одаренных школьников оснащен самым современным цифровым оборудованием для проведения проектно-исследовательской деятельности по физике, химии, биологии. Возможно, в них занимаются будущие инженеры и исследователи.
В Детском Космическом Центре им. В.П. Савиных (г. Киров) имеется планетарий, оборудованный по самому последнему слову техники, современные телескопы позволяют вести наблюдения за объектами и явлениями звездного неба (солнечные и лунные затмения, покрытия звезд Луной, наблюдения за движениями планет и их спутников).
Эти и другие примеры свидетельствуют о том, что материально-техническая база дополнительного образования постоянно совершенствуется. Однако современная образовательная действительность объективно требует иной инфраструктуры: сегодня нужны оснащенные новым оборудованием учебные (тренировочные) площадки, центры, клубы, спортивные залы (в том числе – под открытым небом), бассейны; медиацентры и библиотеки; цифровое оборудование, обеспечивающее выход в информационные сети и мн. др., необходимое для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого совершенствования, развития ситуативной доминанты.
При этом дополнительное образование детей все же рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны социальных партнеров, общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности обучающихся.
Следовательно, рассмотрев образовательные ресурсы системы дополнительного образования, мы можем сделать вывод о том, что их педагогически обоснованное привлечение в образовательной деятельности в полной мере способствует развитию ситуативной доминанты обучающихся.
1. Абишева, М.М. Роль дополнительного образования в формировании социально активной личности / М. М. Абишева. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). – Т. 0. – Уфа: Лето, 2014. – С. 143-145. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5528/ (дата обращения: 06.11.2022).
2. Дополнительное образование: материалы МО РФ о положении дел в образовании и перспективах на будущее //Вестник образования. – 2012. – № 6 – 7. С. 12.
3. Машарова Т.В. Реализация принципа ситуативной доминанты как условие социального самоопределения личности: моногр. / Т.В. Машарова. Киров: ООО Типография «Старая Вятка», 2015. 283 с.
4. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей. Учебник для академического бакалавриата / ред. Байбородова Л. В. М.: Юрайт, 2019. 364 с.
5. Рожков М.И., Макеева Т.В. Социальная педагогика. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 288 с.
6. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: № 273 от 29.12.2012. – М.: Проспект, 2013. – 160с.
7. Савенков А.И. Педагогика. Исследовательский подход в 2 ч. Часть 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 232 с.
8. Савенков А.И. Педагогика. Исследовательский подход. Учебник и практикум для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. М.: Юрайт, 2019. 188 с.