ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СИТУАТИВНОЙ ДОМИНАНТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современное общество нуждается в активных, творческих людях, способных самостоятельно мыслить, принимать обоснованные решения и действовать. Формированию и развитию данных качеств личности в наибольшей степени способствует дополнительное образование, поскольку представляет ребенку большую свободу выбора направлений, где можно проявить свои способности и таланты. Воспитательные возможности дополнительного образования, которые, по сути своей, относятся к неформальному, способствуют самоопределению обучающихся, выбору своего будущего. К учреждениям дополнительного образования относятся спортивные школы, школы искусств, театральные студии, музыкальные школы, центры детского технического творчества и многие другие объединения. Отличительной особенностью этих учреждений является то, что все они работают по своим, достаточно гибким программам. В этой связи актуальность данной статьи, вынесенная в ее названии, объясняется тем, что современная система дополнительного образования предоставляет возможность обучающимся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и проектно-исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Здесь, однако, следует помнить о том, что дополнительное образование предполагает, прежде всего, выполнение дополнительной образовательной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний. Сегодня дополнительное образование выступает средством поддержки индивидуализации и самореализации обучающихся, расширяет их возможности, предоставляя большую свободу выбора действий. При этом каждый обучающийся с помощью педагогов дополнительного образования определяет необходимые для себя цели, стратегии индивидуального развития как средства социализации личности. В этой связи в данной статье автор рассматривает различные образовательные ресурсы дополнительного образования как необходимые условия развития ситуативной доминанты обучающихся.

Ключевые слова:
дополнительное образование, гибкость образовательных программ, самоопределение обучающихся, социализация личности, ситуативная доминанта
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Под ситуативной доминантой автор понимает актуализированное внутреннее состояние обучающегося, которое определяется посредством взаимоотношения и взаимодействия его с обстоятельствами внешнего окружающего мира (педагогами, одноклассниками, родителями в конкретной ситуации «здесь и сейчас»). В педагогической практике дополнительного образования ситуативная доминанта дает возможность уточнить цели, морально-нравственные ценности, содержание, формы и методы воспитательной работы с обучающимися. В этом и заключается ее значение как внутреннего регулятора поведения и действий обучающегося. Это обстоятельство дает нам возможность рассматривать ситуативную доминанту в качестве одного из средств и целей воспитания социально активного гражданина современного общества. Как следует из приведенного выше определения, доминирующее поведение обучающегося проявляется в результате разрешения определенных ситуаций, чаще всего – специально для этого созданных [3].

Следовательно, социально активная личность – это конкретный субъект межличностных и социальных отношений, осмысленной преобразующей деятельности, как правило – законопослушный, высокообразованный, духовно и физически здоровый гражданин, отличающийся высокой мотивацией к самореализации во многих сферах активной созидательной деятельности на благо личности, общества и государства [1]. По мнению автора, формированию и развитию указанных выше качеств личности в большей степени способствует дополнительное образование.

Основанием для такого вывода служит то, что современное дополнительное образование представляет собой достаточно гибкую, мобильную, разного уровня систему, основанную на индивидуальном подходе к обучаемому. Поэтому система дополнительного образования детей, благодаря своей персональной направленности на каждого обучающегося, может успешно решать задачу подготовки молодых граждан к жизни в современном информационном обществе. Кроме того, данная система образовательных учреждений / организаций способна быстро адаптироваться к происходящим в социуме изменениям, оперативно реагировать на разнообразные потребности детей, а главное, в отличие от достаточно жесткого регламентированного школьного образования, предлагает обучающимся свободу выбора разнообразных интенсивов, активностей, программ, курсов, направлений, уровней обучения и воспитания [4]. 

При этом в рамках дополнительного образования учащемуся представляется реальная возможность разработки своего индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Предоставление такой возможности означает включение обучающегося в систематические занятия по интересам, реализацию условий для достижений, успехов в соответствии со способностями и интересами. То есть, дополнительное образование расширяет границы социального пространства, в котором обучающиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые подчас остаются невостребованными в системе общего образования.

Кроме того, в пространстве дополнительного образования существенно возрастает степень свободы выбора обучающимися содержания, формы и времени занятий. Однако, как и любой другой вид детской деятельности, дополнительное образование должно быть занимательным и увлекательным, вызывать интерес у обучающихся, поскольку интерес и мотивация относятся к главным факторам организации познавательной деятельности [2].

В этой связи автор предлагает рассматривать возможности развития ситуативной доминанты обучающегося с точки зрения ресурсов дополнительного образования: нормативных, кадровых, научно-методических, материально-технических. Предлагаемая структура статьи позволяет более рельефно показать отличительные особенности отдельных условий дополнительного образования, положительно влияющих на обучающихся. 

Нормативные (регуляторные) условия. Дополнительное образование – это реальная возможность обеспечения личностного роста обучающегося в условиях непрерывного образования, которое формирует единую систему знаний, конструирует более полную картину мира и способствует реализации его способностей и склонностей, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности.

Дополнительное образование – особая сфера неформального образования, официально указанная в Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этому нормативному документу, дополнительное образование реализуется вне рамок основных образовательных программ. Общее дополнительное образование ориентировано на всестороннее развитие личности, направлено на повышение культурного, духовно-нравственного, физического и интеллектуального уровня обучающегося, предоставления возможности выбора его будущей профессиональной ориентации [6].

При этом необходимо иметь в виду, что дополнительное образование детей все же представляет собой неотъемлемую часть общего образования, которая выходит за рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и проектов, как в специальных учреждениях дополнительного образования детей, так и в самих общеобразовательных организациях. При этом дополнительное образование нельзя рассматривать просто как своеобразную «надстройку» базового школьного образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально-экономических и учебно-технологических условий. Система дополнительного образования и сегодня по-прежнему остается важным фактором развития личности обучающегося с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, т.е. – ситуативной доминанты.

Проведя анализ исследований отечественных ученых по этому направлению, мы выделили основные педагогические принципы построения образовательного процесса в дополнительном образовании:

  • принцип гуманизма – значение ценности человеческого достоинства, внимания к историческим событиям, их значимости для развития всех сфер современного общества;
  • принцип детоцентризма – приоритет интересов ребенка, перевод его в равноправного субъекта образовательной деятельности;
  • принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности воспитанника, единение человека и социокультурной среды, приспособление детей к современным условиям жизни;
  • принцип природосообразности (естественного соответствия) – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды учебной деятельности;
  • принцип дифференциации и индивидуализации образования – выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности, обеспечение развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами;
  • принцип сотрудничества – признание важности совместной деятельности детей и взрослых [7, 8].

Таким образом, в сегодняшней ситуации перехода России к постиндустриальному цифровому обществу нарастают и вызовы к системе дополнительного непрерывного образования, к социализации, самопознанию, самоопределению и саморазвитию обучающихся, развитию ситуативной доминанты посредством расширения нормативно-правовых (регулятивных) возможностей дополнительного образования. Сегодня все более рельефно и отчетливо осознается необходимость общественного понимания и осознания миссии дополнительного образования, как открытого социального института, наиболее полно обеспечивающего право обучающихся на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.

Кадровые условия. Несмотря на важность всех других факторов, влияющих на развитие ситуативной доминанты обучающихся, все же главной фигурой в образовательном процессе дополнительного образования остается педагог-воспитатель. Как правило, педагогами в системе дополнительного образования работают настоящие профессионалы своего дела: мастера спорта, победители и лауреаты профессиональных конкурсов и просто талантливые люди. Требования к работе в системе дополнительного образования предполагают не только уверенное владение своим предметом и методикой его преподавания, но и умения видеть и анализировать современные, значительные изменения в системе образования, постоянное повышение своей квалификации, совершенствование практических навыков, адаптацию теоретических знаний к возникающим ситуациям, применения инновационных методов и технологий (например, организационно-деятельностных игр, геймификации обучения) для достижения поставленных целей и задач обучения. Сам смысл работы педагога дополнительного образования заключается в непрерывном творчестве, постоянном эксперименте, поиске стратегий профессионального и методического самосовершенствования. Имеющиеся ресурсы дополнительного образования дают основания для такого творчества, делают педагогический труд интересным, ярким и запоминающимся для обучающихся, предоставляют возможность и в ребенке развить творческую личность, воспитать в нем необходимые личностные, лидерские качества.

Другая, не менее важная задача педагогов дополнительного образования – реализация принципа воспитательной доминанты, поскольку именно в условиях свободного выбора способов деятельности можно рассчитывать на так называемое «безшовное», а, значит, и более результативное воспитание. Именно в процессе совместной творческой деятельности педагога и ребенка происходит постепенное развитие нравственных качеств взрослеющей личности. Поэтому очень важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные технические и инструментальные навыки, помнить все же о приоритетности воспитания.

Особое место в дополнительном образовании отводится для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников среднего и старшего возраста. Ведущая задача педагогов дополнительного образования в этом направлении – помочь подросткам сделать правильный жизненный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаще можно встретить различные курсы практической направленности (устройство и вождение автомобиля, автосервис, ремонт теле- и радиоаппаратуры, компьютерный дизайн, ИТ-технологии, искусственный интеллект, робототехника). 

Для социальной адаптации учащихся важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они находятся в пространстве разновозрастного общения, обретающего в современных условиях особую ценность. Здесь обучающиеся могут проявить свою инициативу и активность, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в команде, учитывая собственный интерес. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет значимость педагогов дополнительного образования детей в реализации требований современной жизни. С этим положением тесно связана еще одна характерная роль системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере дети, которые обучаются в условиях общеобразовательной школы, имеют возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в своей общеобразовательной организации [5].

Например, будучи слабоуспевающим учеником по ряду школьных предметов, в технопарке или в ИТ-клубе школьник может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших «наставников» показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «неудачника» или «трудного ребенка». При этом не стоит забывать и эмоциональную окраску дополнительного образования детей. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у детей и подростков в процессе обращения к ярким явлениям и личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие современного школьника. Это могут быть выдающиеся спортсмены, конструкторы, дизайнеры, музыкальные исполнители, политики.

Таким образом, дополнительное образование детей, в первую очередь, требует от педагогов ориентации на создание единого образовательного пространства и развитие у обучающегося целостного восприятия мира; на согласование требований школы и общества, на создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

Поэтому педагоги, задействованные в системе дополнительного образования, должны владеть психолого-педагогическими знаниями и понимать особенности возрастного развития школьников, быть профессионалами в своих областях деятельности, они способны помочь обучающимся найти себя в современной жизни, в перспективе стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Научно-методические условия. Научно-методические условия дополнительного образования включают в себя планы и программы, положения и методические рекомендации, практические разработки, дидактические материалы. В этой связи дополнительное образование детей, как открытый социальный институт, отличается целым рядом характеристик по сравнению с основным общим образованием:

1. Оперативное реагирование на изменение спроса в образовательных потребностях, удовлетворение запросов общества, родителей и детей.

2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. 

3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.

4. Неформальная реализация индивидуального подхода в обучении. В группах обычно по 10 – 12 учащихся. Это дает возможность изменять скорость, темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.

5. Деятельностный подход в обучении. Значительная часть содержания дополнительного образования детей носит практико-ориентированный характер: ребенок действует в ситуации исследования и поиска, получает знания, изучая объекты труда, природы, культурного наследия социума. Стратегической целью обучения при таком подходе является не только усвоение детьми конкретных знаний, не их простое накопление по принципу «открытой архитектуры», а развитие умений (ситуативной доминаты) привлекать эти знания для разрешения реальных жизненных ситуаций.

6. Организация психологического сопровождения в развитии личности обучающегося. Своевременная психологическая помощь в процессе социализации обеспечивает согласованность взаимоотношений родителей, ребенка и общества.

7. Возможность допрофессиональной и предпрофессиональной подготовки детей (в том числе – с ограниченными возможностями здоровья) способствует ранней профилизации обучающихся.

8. Свободный выбор обучающимся видов, форм, направлений и сфер деятельности означает его включение в систематические неформальные занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями, несмотря на уровень его успеваемости по обязательным учебным предметам в школе.

Иначе говоря, учреждение дополнительного образования детей представляет собой особое образовательное пространство, где происходит специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его социального и практического опыта. Оно является пространством творческого освоения новой информации, развития жизненных навыков, умений и способностей, на которые обычная школа не ориентирована.

Вышеперечисленные особенности системы дополнительного образования позволяют выявить и сформулировать ее основные функции. Среди них: образовательная (получение новых знаний и учебной информации); воспитательная (приобщение к культуре, становление нравственных ценностей и ориентиров, познание культурно-исторического кода родного Отечества); развивающая (развитие познавательной сферы, формирование мотивации и интереса); функция социализации (освоение социального опыта); функция самореализации (познание собственного «Я» – самость: самопознание, самоопределение и саморазвитие); креативная (раскрытие имеющихся творческих способностей); компенсационная (углубление и дополнение основного образования); профориентационная (предпрофессиональное самоопределение); рекреационная (организация досуга, занятости); интегрирующая (объединение всех указанных функций с целью обеспечения комплексного развития личности обучающегося). 

В этой связи под значением и смыслом дефиниции «дополнительное образование» будет пониматься сильно мотивированное образование, ярко выраженное эго, которое обучающийся получает сверх основного образования, дающее ему возможность реализовать свою потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно, т.е. – обеспечить развитие своей ситуативной доминанты.

Таким образом, дополнительное образование детей отличается следующими научно-методическими признаками: оно не является обязательным, что выражается в добровольности посещения и свободе выбора детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ, исходя из индивидуальных особенностей; процесс воспитания и образования построен на учете способностей, интересов и потребностей детей, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации; здесь преобладает диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником; дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер образовательного процесса; разнообразие учреждений дополнительного образования детей по содержательной деятельности и организационной структуре.

Материально-технические условия. Как показывает практика, учреждения дополнительного образования материально хорошо оснащены. Причем, это не имитация настоящего оборудования (виртуальная, дополненная реальность), а вполне реальные вещи. В качестве примера остановимся на детском технопарке «Кванториум», открытым в рамках стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» – предшественницы федерального проекта «‎Успех каждого ребенка» ‎ (часть нацпроекта «‎Образование»), который сегодня помогает развивать сеть «‎‎Кванториумов» по всей стране.

В мир науки и технологий обучающиеся детского технопарка погружаются, едва переступив его порог. Они сразу же попадают в интерактивную зону своеобразного музея науки, где им наглядно демонстрируют, как работают законы физики и химии. Ближе к лабораториям стены покрыты черной графитовой краской, чтобы писать и рисовать схемы можно было прямо на них.

Занятия в «Кванториуме» нельзя назвать ни кружком по интересам, ни классическим внеурочным курсом, призванным подтянуть школьную программу или, напротив, научить решать сложные нестандартные олимпиадные задания. Главное в детском технопарке – не столько новые теоретические знания в той или иной области, сколько умение их применять. Основную часть времени обучающиеся заняты подготовкой, реализацией и защитой своих проектов. Причем каждый из них они разрабатывают, чтобы решать вполне конкретные практические задачи.

Всего в «Кванториуме» шесть направлений подготовки (или «квантумов», как их называют в детских технопарках). «Промдизайн-квантум» готовит юных проектировщиков изделий, «IT-квантум» – программистов и разработчиков, «Робо-квантум» – создателей механизмов, «Нано-квантум» – специалистов по новейшим материалам, «Космо-квантум» – космических инженеров. Ну а в «Хайтек-цехе» у представителей всех квантумов есть уникальная возможность воплотить все свои идеи в жизнь, привлекая 3D-принтеры, на которых обучающиеся печатают вполне востребованные продукты (экраны и шлемы для работы избирательных комиссий, оборудование для лабораторных работ), а также автоматизированные лазерные и фрезерные станки.

Другой проект «Сириус» Центра дополнительного образования одаренных школьников оснащен самым современным цифровым оборудованием для проведения проектно-исследовательской деятельности по физике, химии, биологии. Возможно, в них занимаются будущие инженеры и исследователи.

В Детском Космическом Центре им. В.П. Савиных (г. Киров) имеется планетарий, оборудованный по самому последнему слову техники, современные телескопы позволяют вести наблюдения за объектами и явлениями звездного неба (солнечные и лунные затмения, покрытия звезд Луной, наблюдения за движениями планет и их спутников).

Эти и другие примеры свидетельствуют о том, что материально-техническая база дополнительного образования постоянно совершенствуется. Однако современная образовательная действительность объективно требует иной инфраструктуры: сегодня нужны оснащенные новым оборудованием учебные (тренировочные) площадки, центры, клубы, спортивные залы (в том числе – под открытым небом), бассейны; медиацентры и библиотеки; цифровое оборудование, обеспечивающее выход в информационные сети и мн. др., необходимое для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого совершенствования, развития ситуативной доминанты.

При этом дополнительное образование детей все же рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны социальных партнеров, общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности обучающихся. 

Следовательно, рассмотрев образовательные ресурсы системы дополнительного образования, мы можем сделать вывод о том, что их педагогически обоснованное привлечение в образовательной деятельности в полной мере способствует развитию ситуативной доминанты обучающихся.

Список литературы

1. Абишева, М.М. Роль дополнительного образования в формировании социально активной личности / М. М. Абишева. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). – Т. 0. – Уфа: Лето, 2014. – С. 143-145. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5528/ (дата обращения: 06.11.2022).

2. Дополнительное образование: материалы МО РФ о положении дел в образовании и перспективах на будущее //Вестник образования. – 2012. – № 6 – 7. С. 12.

3. Машарова Т.В. Реализация принципа ситуативной доминанты как условие социального самоопределения личности: моногр. / Т.В. Машарова. Киров: ООО Типография «Старая Вятка», 2015. 283 с.

4. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей. Учебник для академического бакалавриата / ред. Байбородова Л. В. М.: Юрайт, 2019. 364 с.

5. Рожков М.И., Макеева Т.В. Социальная педагогика. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 288 с.

6. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: № 273 от 29.12.2012. – М.: Проспект, 2013. – 160с.

7. Савенков А.И. Педагогика. Исследовательский подход в 2 ч. Часть 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 232 с.

8. Савенков А.И. Педагогика. Исследовательский подход. Учебник и практикум для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. М.: Юрайт, 2019. 188 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?