М. М Бахтин и Г. Г. Шпет играют важную роль в истории гуманитарных наук в России. Их философские взгляды соответствуют времени их жизни и в целом отражают тенденции развития гуманитаристики первой половины XX века. Авторы статьи демонстрирует тесную связь и определенную преемственность философских взглядов и принципиальных позиций в теоретических концепциях Г.Г. Шпета и М. М. Бахтина. Это касается не только общих научных истоков и общих преференций в современных им научных исследованиях, но, прежде всего концептуального схождения в ряде принципиальных вопросов, объединяющих обоих ученых рамками герменевтики, и конкретнее – герменевтической модели коммуникации. Это касается общих взглядов на методологию гуманитарного знания, методологию познания, интерсубъективности понимания, интереса к динамике развития, со-бытию и поступку, отношения к слову как к знаку, к контекстуализации как условию обретения смысла, отношения к речи как к поступку, её принадлежности автору, в целом – интереса к практике социального взаимодействия людей и др. Теории Г.Г. Шпета и М.М. Бахтина, каждая по-своему, ценны, многогранны и до конца не исчерпаны с точки зрения научного потенциала, проекции и влияния на современную гуманитарную науку. Авторы настаивают на необходимости рассматривать герменевтическую составляющую творчества М.М. Бахтина и Г.Г. Шпета в тандеме, используя методологию сравнительно-сопоставительного анализа. Особый акцент делается на том, что М.М. Бахтин развил и использовал в своих трудах принципы герменевтики Г.Г. Шпета, в частности, его герменевтическую модель коммуникации, расширив её культурологической составляющей и распространив «на все знаковые явления интеллектуальной жизни». Большой научный интерес представляет комплексное (сравнительное) исследование всех научных трудов М. М. Бахтина и Г.Г. Шпета как совокупный феномен истории русской (советской) философии, в том числе, во взаимосвязи с коммуникативистикой. Такое исследование, по мнению авторов, чрезвычайно востребовано и могло бы дать полезные результаты именно сейчас. Узловые концепты теорий Г.Г. Шпета и М.М. Бахтина – личность, уникальность, идентичность, индивидуальность, слово, ценность, поступок, ответственность, понимание, диалог – становятся более чем актуальными научными категориями и целевыми установками динамики развития мира и общества с позиции всех форм и аспектов переживаемой нами глобализации, в условиях проявления радикального национализма и популизма, с учетом современных тенденций международных отношений и социального взаимодействия.
М.М. Бахтин, Г.Г. Шпет, гуманитаристика, герменевтика, герменевтическая модель коммуникации, теория коммуникации
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. — М.: Искусство, 1979. — 424 с. — (Из истории сов. эстетики и теории искусства).
2. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литература, 1986. – 545 с.
3. Бахтин М. М., 1961 год. Заметки / Собрание сочинений в 7-ми томах, Том 5, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, 1996 г. - С.329-374.
4. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари, 2000. Т. 2. С. 7–175, 428–543..
5. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. — СПб.: Азбука, 2000. — 336 с.
6. Бонецкая, Н. К. Жизнь и философская идея Михаила Бахтина // Вопросы философии. – 1996. – №10. – С. 94–112.
7. Бонецкая, Н.К. М.М. Бахтин и традиции русской философии // Вопросы философии. – 1993. – №1. – С. 83–93.
8. Гоготишвили Л. А. Комментарии к работам. //Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. , Т.5. М.,1996. – 732 с.
9. Гурьянов А.С. Диалог М. Бахтина в коммуникативном, культурологическом и экзистенциальном измерениях // Вестник Казанского государственного энергетического университета №2 (9). Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2011. С. 106–114.
10. Дворкин И.С. Место идей Германа Когена в философии Диалога // Кантовский сборник. 2020.Т.39, № 4. С. 62-94.
11. Зеньковский В. История русской философии. – М.: Академический Проект, Раритет, 2001. – 880 с.
12. Зинченко В. П. Мои учителя и Заслуженные собеседники / Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. Под ред. Т. Г. Щедриной. – М.: РОССПЭН, 2011. С. 281–582.
13. Иванов В. В. Значение работ М. М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // Труды по знаковым системам. Вып. VI. Тарту. 1973. – С.5-44.
14. Колесова И. С. Учение о соборности А. С. Хомякова // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. С.176-184.
15. Кучинский Г.М. М. М. Бахтин и феноменологический метод исследования личности // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 1. – М. – С. 151–163.
16. Николаев Н. И. М. М. Бахтин, Невельская школа философии и культурная история 1920-х годов // Бахтинский сборник. – М., 2004. – Вып. 5. – С.210-280.
17. Писарчик Л.Ю. Проблема специфики «Наук о духе» в методологии гуманитарного познания В. Дильтея // ВЕСТНИК ОГУ №1 (137)/ январь`2012. С.56–66.
18. Писарчик Т. П. Разработка методологии гуманитарного познания и проблема диалога в концепции М. М. Бахтина // ВЕСТНИК ОГУ №7 (143)/июль`2012. С.46 –54.
19. Плотников Н. С. Искусство и действительность. Гегель, Шпет и русская эстетика // Вестник Томского государственного университета. философия. Социология. Политология. 2015. № 4(32). С.71-84.
20. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. 2-е издание. – М.: СмартБук. – 651 с.
21. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – 410 с.
22. Савруцкая Е. П. Проблема коммуникации в немецкой философии ХХ века (Ю. Хабермас, Н. Луман, К. Апель) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, Серия «Социология. Психология. Философия», 2010, 3. С. 364–368.
23. Чубаров И. Шпет Г.Г. Явление и смысл / Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.Поляков. – М., 2014, с. 813 - 814.
24. Шпет Г. Г.История как предмет логики /В сб. «Историко-философский ежегодник 88». - М.: Наука, 1988. – 384 с.
25. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. – СПб.: Издательский дом «П.Э.Т.» при участии издательства «Алетейя», 1996. – 156 с.
26. Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на темы Гумбольта. – М.: УРСС Эдиториал, 2006. – 216 с.
27. Шпет Г. Г. Герменевтика и ее проблемы. – Электронный ресурс https://vk.com/doc165260858_619468887?hash=NHuffszidzIZ7ZHkHwzKZpZAnVzy6J8i8qfrdpliz (Дата обращения – 10.09.2022)
28. Т.Г. Юрченко. Интерпретация или понимание: О бахтинистике начала XXI века / Современная наука о литературе: Основные тенденции и проблемы: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. литературоведения; Ответственный редактор - Цурганова Е.А. – М., 2018. С.119 -141.
29. Dilthey W. The Understanding of Other Persons and their Life-expressions. /In Theories of History. Edited by Patrick Gardiner. Translation by J. Knehl. Glencoe, IL: Free Press, 1959, 213-25. From GS, VII, 205-20. [See Descriptive Psychology and Historical Understanding]