СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ-НЕФИЛОЛОГОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена явлению иноязычной диалогической речевой деятельности. Большое место в работе занимает понятие «диалогическое общение». Приводятся различные определения диалога. На основе обобщения работ отечественной психолингвистической школы в статье изложены особенности коммуникативной интеракции. Особое внимание уделяется описанию ключевых функций диалогического речевого общения. В статье представлены основные виды диалога, среди которых авторы выделяют базисные, имеющие важное практическое значение для овладения студентами профессионально-ориентированным общением на иностранном языке. В работе приводится анализ основополагающих характеристик диалогического дискурса. Дается определение понятию «умение»; теоретические основы диалога как формы общения, описываются группы умений необходимые для осуществления устно-речевого общения, а также анализируются их наиболее значимые черты. Рассматриваются вопросы выявления оснований деления умений иноязычной диалогической речевой деятельности, разработки и теоретического обоснования их типологии. Раскрывается трехфазная структура речевых действий. Определен элементный состав упражнения как фундаментальной единицы обучения иноязычному диалогическому общению. На основе анализа существующих типологий коммуникативных заданий в отечественной и зарубежной лингводидактике дается характеристика каждого типа и предлагается система упражнений, направленных на формирование и развитие коммуникативных навыков и умений в процессе изучения иностранных языков.

Ключевые слова:
диалогическая коммуникация, обучение диалогической речи, формирование умений и навыков говорения на иностранном языке, неязыковой вуз, типы упражнений
Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н., Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.:ИКАР, 2010. 448 с.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., Искусство, 1986, 444 с.

3. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994, 720 с.

4. Валюсинская З.В. Вопросы изучения диалога в работах советских лингвистов//Синтаксис текста. М.,1979. С.299-314.

5. Галанова О.А. Обучение стратегиям научной дискуссии на иностранном языке в неязыковом вузе: автореф. дис. … канд.пед.наук. Екатеринбург, 2003. 24 с.

6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. иностр. яз. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2007. 336 с.

7. Желянина Л.С., Вайсбурд М.Л., Калинина С.В. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1982. 280 с.

8. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001. 432 с.

9. Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. М., Русский язык. 1981. 136 с.

10. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика: учеб.-метод. пособие/ Г.А. Китайгородская – 2-е изд., М. : Высшая школa: Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской», 2009. 277 с.

11. Кожин А.Н. Функциональные типы русской речи. М.: Высшая школа, 1982. 223 с.

12. Левитан К.М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 272 с.

13. Михайлов Л.М. Коммуникативная грамматика немецкого языка. М.: Высшая школа, 1994. 256 с.

14. Мудрик В.А. Общение в процессе воспитания: учеб.пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.

15. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: учеб. пособ. СПб.:Изд-во В.А. Михайлова, 1999. 301 с.

16. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение. 1991. 223 с.

17. Скалкин В.А. Обучение диалогической речи: пособие для учителей. Киев: Рядянська Школа, 1989. 158 с.

18. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 241 с.

19. Фролова Т.П. Комплекс упражнений в обучении иноязычной диалогической речевой деятельности на основе профессионально-ориентированной информации// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2016.Т. 22. С. 191-196

20. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. 223 с.

21. Щерба Л.В. Восточно-лужицкое наречие. Петроград, 1915. Т.1. 194 с.

22. Яноушек Я. Проблема общения в условиях совместной деятельности// Вопросы психологии. 1982. № 6. С. 57-65.

23. William Littlewood. Communicative Language Teaching: an Introduction Cambridge: Cambridge University Press, 1981.Print. 110 p.

24. Richards Communicative Language Teaching Today. Cambridge University Press, 2006, 47 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?