ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ РКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящий момент образовательная парадигма претерпевает значительные изменения, в большей степени становятся актуальными вопросы, связанные с внедрением онлайн-технологий, оптимизацией процесса дистанционного обучения. Несмотря на тот факт, что всем участникам учебного процесса предоставляется огромное количество современных форм, методик, технологий для решения методических и образовательных задач, наиболее востребованным является смешанное обучение. В связи с этим, актуальным является вопрос методики формирования коммуникативной компетенции обучающихся в формате смешанного обучения РКИ как основной траектории при построении учебного процесса. Кроме того, не всегда является понятным, какую именно модель смешанного обучения необходимо использовать для эффективного обучения русскому языку как иностранному в соответствии с конкретными условиями и дидактическими целями. По этой причине целью данной статьи является разработка контрольного списка критериев, который поможет преподавателю выбрать подходящую модель смешанного обучения РКИ.

Ключевые слова:
коммуникативная компетенция, русский язык как иностранный, смешанное обучение, модели смешанного обучения, ротация, онлайн-среда, проектирование учебного процесса
Список литературы

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. – 2-е изд., стереотип. – М.: Русский язык. Курсы, 2019. – 496 с.

2. Андреева Н.В. Модели смешанного обучения, позволяющие управлять качеством результатов // Тенденции развития образования – 2015. Сб. материалов конференции, Москва, 2015. – С. 217-218.

3. Баранникова Н. А., Павличева Е. Н., Рублева Е. В. Инновационные методы и технологии преподавания русского языка как иностранного и неродного в дистанционном формате // Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному. — Издательство МГОУ Москва, 2017. – С. 145–149.

4. Белова, Н.В., Рублева, Е.В. Урок-экскурсия в Третьяковскую галерею как пример «смешанного обучения» в практике преподавания русского языка как иностранного // Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика, № 2, 2015. – С. 111–117.

5. Волкова М.А. Достижение целостности образовательного процесса через его моделирование и взаимодействие блоков [Текст] / М.А. Волкова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. – 2022. - T. 11. – № 1. – C. 59-63.

6. Лебедева М. Ю. Смешанное обучение РКИ: ограничения, модели реализации и перспективы // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 5 (66). С. 59–65.

7. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. Дисс. … д-ра пед. Наук / Капустин Юрий Иванович. – М., 2005. – 43 с.

8. Костикова Л.П. Педагогическая коммуникация в условиях цифровой трансформации образовательного пространства вуза [Текст] / Л.П. Костикова, О.С. Федотова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникати- вистика. – 2022. – Т. 11. – № 2. – С. 53-59.

9. Накузиева, Г. З. Смешанное обучение русскому языку как иностранному / Г. З. Накузиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56884/ (дата обращения: 27.07.2021).

10. Мохова М.Н. Активные методы в смешанном обучении в системе дополнительного педагогического образования. Дис. ... канд. пед. наук. — М., 2005. – 155 с.

11. Хромов С.С., Гуляева Н.А., Апальков В.Г., Никонова Н.К. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного на начальном этапе (уровень А1, А2) //Открытое образование. 2015. №2. – С.75 – 81.

12. Bersin Josh. The blended learning book: best practices, proven methodologies, and lessons learned. — San Francisco, Pfeifier, 2004. – 351 р.

13. Bloom Benjamin S. The 2 sigma problem: The search for methods of instruction as effective as one-to-one tutoring — Educational Researcher. Vol. 13. № 6. (Jun, 1984), pp. 4 -16.

14. Bonk C.J. & Graham C.R. Handbook of blended learning: Global Perspectives, local designs. – San Francisco, CA: Pfeiffer Publishing, 2005. – 624 p.

15. Graham C. Blended Learning Systems: Definition, Current Trends, and Future Directions. In Bonk C.J., Graham C.R. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. San Francisco: Pfeiffer, 2006, pp. 3 - 26.

16. Ross, B., & Gage, K. Global perspectives on blended learning: Insight from WebCT and our customers in higher education. In C. J. Bonk, & C. R. Graham (Eds.), San Francisco: Pfeiffer, 2006, pp. 155–168.

17. Shatma P., Barrett B. Blended Learning: Using Technology in and Beyond the Language Classroom. Oxford: Macmillan, 2007. – 160 р.

Войти или Создать
* Забыли пароль?