УДК 004.94 Компьютерное моделирование
Цель: Разработка новой технологии автоматизированного решения задач проектирования железных дорог в информационно-цифровой среде. Методы: Применены методология структурного системного анализа, теория систем, принцип декомпозиции. Результаты: По результатам анализа структуры и функциональных возможностей широко используемых современных систем автоматизированного проектирования железных и автомобильных дорог определена последовательность процедур существующей технологии автоматизированного проектирования дорог. Предложена функциональная модель системы автоматизированного проектирования железных дорог в информационно-цифровой среде на основе применения технологий информационного моделирования, интеллектуального анализа данных и математических методов оптимизации. Практическая значимость: Предлагаемая функциональная модель является основой для разработки системы автоматизированного проектирования, которая позволит реализовать новую технологию автоматизированного проектирования железных дорог, сократить трудозатраты и сроки разработки проектных решений, повысить их качество и эффективность.
Автоматизированное проектирование, железная дорога, информационное моделирование, информационная модель, информационно-цифровая среда, цифровая модель местности, структурный системный анализ, функциональное моделирование
1. Бучкин В. А. Базовый функционал САПР железных дорог / В. А. Бучкин, Е. П. Ленченкова, Е. А. Рыжик // Транспорт Урала. — 2013. — № 2(37). — С. 59–63.
2. Бучкин В. А. Сравнительный анализ программных комплексов / В. А. Бучкин, Е. А. Рыжик, Е. П. Ленченкова // Мир транспорта. — 2013. — № 11(2). — С. 112–121.
3. Струченков В. И. Методы оптимизации трасс в САПР линейных сооружений / В. И. Струченков. — М.: СолонПресс, 2014. — 272 с.
4. Струченков В. И. Компьютерные технологии в проектировании трасс линейных сооружений / В. И. Струченков // Российский технологический журнал. — 2017. — Т. 5. — № 1(15). — С. 29–41.
5. Anisimov V. The Functional Models of System of the Automated Design of the Railroads on the Basis of Use of Three-dimensional Terrain Models / V. Anisimov, K. Malykh, A. Anisimov et al. // Procedia Engineering. — 2016. — Vol. 165. — Pp. 1873–1879. — DOI: 10.1016/j.proeng.2016.11.936.
6. Пеньков А. А. Программный комплекс Bentley / А. А. Пеньков // CADmaster. — 2009. — № 4(49). — С. 56–58.
7. Мохсизадех Г. Программные разработки Bentley обеспечивают реализацию проекта первой в Дании высокоскоростной железной дороги / Г. Мохсизадех // CADmaster. — 2018. — № 2(88). — С. 51–53.
8. Пархолуп С. Система проектирования транспортных магистралей Trimble Quantm / С. Пархолуп // CADmaster. — 2013. — № 1(68). — С. 76–77.
9. CARD/1. — URL: http://card-1.ru/produkty/zhd_pryektirovanye/ (дата обращения: 15.10.2022).
10. Топоматик Robur — Железные дороги. — URL: https://new.topomatic.ru/products/ rail/ (дата обращения: 15.11.2022).
11. Применение комплекса КРЕДО в дорожно-транспортном строительстве. — URL: https://credo-dialogue.ru/tekhnologii/transport.html/ (дата обращения: 18.11.2022).
12. Анисимов Вл. А. Принципы создания информационной системы проектирования изменения облика и мощности региональной сети железных дорог / Вл. А. Анисимов // Информационные технологии. — М.: Новые технологии, 2004. — № 11. — С. 36–42.
13. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. — Вторая редакция, исправленная и дополненная. — Утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477.
14. Biancardo S. A. Procedural Modeling-Based BIM Approach for Railway Design / S. A. Biancardo, M. Intignano, N. Viscione et al. // Journal of Advanced Transportation. — 2021. — 17 p. — URL: https://doi.org/10.1155/2021/8839362.
15. Полосин Ю. К. Методы оптимального проектирования трассы железных дорог / Ю. К. Полосин. — Л., 1965. — 171 с.
16. Понарин А. С. Математические модели в трассировании железных дорог: автореф. дис. … д-ра техн. наук / А. С. Понарин. — М., 1995. — 48 с.
17. Анисимов В. А. Трассирование на участках напряженных ходов с применением математических методов / В. А. Анисимов // Труды МИИТ. — 1980. — Вып. 668. — С. 135–157.
18. Анисимов В. А. Численные методы выбора положения трассы на участке напряженного хода / В. А. Анисимов // Труды МИИТ. — 1982. — Вып. 715. — С. 98–107.
19. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс. — М.: Мир, 1986. — 326 с.
20. Струченков В. И. Основы теории и методы оптимизации трасс железных дорог и других линейных объектов: дис. … д-ра техн. наук / В. И Струченков. — М.: ВНИИ трансп. стр-ва, 1985. — 405 с.
21. Струченков В. И. Математические рекомендации по совершенствованию математического обеспечения автоматизированного проектирования плана и профиля трассы новых железных дорог и вторых путей. — М.: ВНИИТС, 1985. — 117 с.
22. Струченков В. И. Методы оптимизации. Основы теории, задачи, обучающие компьютерные программы: учебное пособие / В. И. Струченков. — М.: Экзамен, 2005. — 256 с.
23. Struchenkov V. I. Nonlinear Programming Algorithm for CAD Systems of Line Structure Routing / V. I. Struchenkov // World Journal of Computer Application & Technology. — 2014. — Vol. 2(5). — Pp.114–120. — DOI: 10.13189/wjcat.2014.020503.
24. Struchenkov V. I. Models and methods of nonlinear programming in the CAD system of railways routing / V. I. Struchenkov // Recent Patents on Computer Science. — 2015. — Vol. 8(2). — Pp. 159–166. — DOI: 10.2174/2213275908666150309232307.
25. Струченков В. И. О методологии компьютерного проектирования трасс линейных сооружений / В. И. Струченков // САПР и графика. — 2013. — № 7(201). — Pp. 26–30.