Решение проблем является жизненно-детерминированным механизмом развития социума. Главным потенциалом развития современного российского предприятия является формирование культуры выявления и решения проблем. Важность понимания проблемы как фундаментального источника позитивных изменений способствует переходу от статичных механистических моделей управления к динамическим адаптивным моделям, в которых главную роль играет человек. В статье приведены современные механизмы и методы решения проблем в России и в мире. Выявлены дилеммы, с которыми сталкивается руководитель при выборе инструментария решения проблем.
решение проблем, бережливое производство, лин-культура, развитие производственных систем, развитие персонала
Источником любой проблемы являются изменения. Изменения происходят вокруг нас постоянно, как вне, так и внутри компании (предприятия, организации). Часто они происходят без нашего желания и без нашего контроля над такими процессами. Если изменения перестают происходить в некоторой системе, это означает, что она перестает быть динамичной в конкретной окружающей среде и становится статичной. Для живого человека это означает либо деградацию (в социально-культурном аспекте), либо смерть (в физическом отношении). Для организации отсутствие изменений означает застой и распад, а в лучшем случае — поглощение другой, более динамичной компанией. Более того, для успешно развивающейся организации смысл отношения к проблемам может быть определен так: «Если нет проблем — это уже проблема!»
1. Фидельман Г.Н. , Дедиков С.В., Адлер Ю.П. Альтернативный менеджмент: путь к глобальной конкурентоспособности. 2-е изд. М.: Альпина Паблишерз, 2010.
2. Выступление Д. Майера на лин-форуме. URL: http://www.leanforum.ru/content/files/library/RLF%20VI/7_Mayer_18_noyabrya.pdf
3. Deming Е. Out of the Crisis. Cambridge: Cambridge University Press, 2006.
4. Докукина К. «Интеллектуальный стриптиз» Ицхака Адизеса // Конкурент. 2010. 4 ноября. URL: http://www.vsp.ru/social/2010/11/04/506362.
5. Имаи М. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
6. Кондратьев Э.В. Теория и практика развития управленческого персонала предприятия: монография. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2011.
7. Оно Т. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006.
8. Тойота Ката. Лидерство, менеджмент и развитие сотрудников для достижения выдающихся результатов. СПб.: Питер Пресс, 2014.