Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются вопросы стратегии развития общего образования в России в условиях информационного общества, вызовов глобализации. Обсуждаются способы реакции на эти вызовы в системе общего образования. Сопоставляются модели общего образования (академическая, компетентностная). Сформулированы подходы к модернизации системы общего образования.
общее образование, стратегия развития общего образования, вызовы глобализации и способы реакции на эти вызовы в системе образования, академическая и компетентностная модели содержания общего образования.
Актуальные проблемы российской школы в условиях информационного общества
Актуальной проблемой российской школы, педагогического сообщества в целом является определение перспективной стратегии развития системы общего среднего образования и практики реализации этой стратегии в современных быстроменяющихся условиях информационного века.
В ХХI в. главным вопросом, который предстоит решать всем педагогам, является вопрос — как сделать образование личностно значимым, помогающим подростку самоопределиться в жизни, успешно решать жизненные проблемы, не потерять свою индивидуальность в насыщенных информационных потоках?
Система общего среднего образования в информационном обществе объективно должна претерпеть существенные изменения. Какие же изменения можно прогнозировать в ближайшей и более отдаленной перспективе?
Считаем неизбежным определенную коррекцию образовательной модели. Ключевой компонент модели — ценности и цели образования, как показывает мировой опыт, претерпевают изменения. Приоритетной ценностью и целью общего образования в современном мире становится формирование готовности и способности учиться, работать с информацией, решать жизненные проблемы с помощью приобретенных знаний, сформированных умений, навыков. Эта модель образования в мировой практике получила название компетентностной (от слова компетентность), а готовности и способности решать проблемы с опорой на приобретенные знания и сформированные умения — ключевые компетенции.
1. Федеральный портал «История России». URL: http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/istoriko-kulturnyi-standart
2. Сергоманов П.А., Лученков А.В., Васильева Н.П., Логинова Н.Ф. Возрастно-ориентированная старшая школа: К реализации новых образовательных стандартов. М.: ЛЕНАНД, 2014.
3. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011.