К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В АСПЕКТЕ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящее время с большой скоростью развивается информационное общество, в действительности Интернетом на постоянной основе пользуется практически каждый человек. Глобальные темпы использования Интернета значительно возросли за последние несколько десятилетий. Хотя эта тенденция наблюдается во всех возрастных группах, наиболее выражена она среди несовершеннолетних. Расширение интерактивных онлайн-мероприятий, по-видимому, побуждает молодежь оставаться в Сети дольше, чем ожидалось. Известно, что чрезмерное использование Интернета увеличивает склонность к развитию деструктивного поведения в Интернете. Такое поведение с высоким риском может оказать пагубное влияние как на психологическое развитие подростков, так и на формирование их дальнейшего поведения. Нельзя забывать и тот момент, что при использовании Сети можно получить как необходимую и полезную информацию, так и «ложную». В большинстве случаев именно несовершеннолетние подвергаются воздействию негативной информации в силу своих возрастных, психологических особенностей. Кроме того, в Сети формируются группы с деструктивной направленностью, которые транслируют агрессию, жестокость, ненависть, призывы к суицидальному поведению, что в последствии может привести к формированию деструктивного поведения со стороны несовершеннолетних и росту совершения правонарушений и преступлений. В настоящее время, в связи с обостренной обстановкой в мире, намного чаще можно заметить распространение негативной информации в Интернете, а также «ложной» информации, которая может негативно сказаться на формирование мировоззрения несовершеннолетних, ценностных ориентаций и дальнейшего поведения. Конечно же, с одной стороны, использование Сети дает несовершеннолетнему возможность удовлетворить свои необходимые потребности, такие как общение, поиск информации, просмотр кинофильмов и полезных видеороликов и т.д. Но с другой стороны, в большей мере появляются определенных риски в использовании несовершеннолетними неконтролируемых коммуникаций, появляется доступ к негативному контенту. Подчеркнем, что основная профилактическая деятельность должна осуществляться со стороны правоохранительных органов. В связи с тем, что защита прав несовершеннолетних находится в компетенции подразделения по делам несовершеннолетних (далее ПДН), то в первую очередь профилактическая деятельность должна осуществляться инспекторами ПДН.

Ключевые слова:
сеть Интернет, безопасность, несовершеннолетний, профилактика, инспектор по делам несовершеннолетних
Текст

В настоящее время представители власти нашего государства обращают особое внимание вопросам защиты прав несовершеннолетних, в особенности их информационной безопасности. Значимость данного аспекта, кроме того, подтверждают действующие нормативно-правовые акты, а именно:

  •  Концепция информационной безопасности детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. N 2471-р, в соответствии с которой задача государства заключается в повышении медиаграмотности несовершеннолетних, пресечение информации, которая может нанести вред несовершеннолетнему.
  •  Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данный нормативно-правовой акт устанавливает, что безопасность несовершеннолетних в медиапространстве представляет собой такое состояние защищенности, в результате которого отсутствует какой-либо риск нанесения вреда здоровью и нравственному развитию несовершеннолетнего.
  •  Федеральный закон от 3 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", который в свою очередь устанавливает обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать необходимые меры по защите несовершеннолетних от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение [1].

В связи с чем, со стороны правоохранительных органов, а в частности инспекторов ПДН должна проводиться своевременная и комплексная профилактическая работа в вышеуказанной проблеме.

Отметим, что основные статусные полномочия инспектора ПДН определены в следующих нормативных правовых актах: Федеральные законы от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [7], от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [6], от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»; приказе МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» [4].

Важно подчеркнуть, что «сотрудники ПДН наделены полномочием по изучению материалов, размещаемых в СМИ, сообщений государственных органов, общественных объединений, обращений граждан, а также других материалов, содержащих информацию, необходимую для организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних» [8, С. 68].

«Сотрудники ПДН, также обязаны незамедлительно информировать территориальный орган Роскомнадзора о выявлении страниц сайтов ИТС Интернет, пропагандирующих суицид либо иные противоправные действия, представляющие опасность для жизни и здоровья несовершеннолетнего» [8, С. 68].

Анализ научной литературы показал, что безопасность несовершеннолетних в Сети является одним из актуальных вопросов в настоящее время. Так, доцент О.А. Шабаева, отмечает, что в последнее время очень остро встает вопрос об информационной безопасности детей [10, С. 20]. По мнению М.А. Ерофеевой «в условиях динамично развивающегося современного медиапространства, характеризующегося увеличением объема информации, когда подростки не могут адекватно реагировать на стремительный рост информационных потоков, важнейшее значение приобретает информационная безопасность подрастающего поколения» [2, С. 23]. Г.У. Солдатова и Е.И. Рассказова в своих научных трудах отмечают, что «интенсивность онлайн-угроз требует рассмотрения интернета как значимого потенциального источника стресса в информационном обществе» [5, С. 38].

В связи с чем считаем, что в современных реалиях инспектора ПДН должны уделять особое внимание медиабезопасности несовершеннолетних. По нашему мнению, одной из самых действенных мер, в аспекте медиабезопасности несовершеннолетних, можно отнести информационно-разъяснительную работа, направленную именно на повышение уровня осведомленности несовершеннолетних об Интернет-угрозах и мерах защиты от нее. При этом субъектами такой работы будут выступать инспектор ПДН, родители несовершеннолетних, образовательные учреждения. Подробнее остановимся на профилактической работе инспектора ПДН.

Проанализировав выше основные законодательные акты, регламентирующие деятельность инспекторов ПДН, их полномочия можно выделить следующие элементы профилактической работы, которые будут эффективными для решения вышеуказанной проблемы:

  1. На постоянной основе инспектор ПДН должен проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с безопасностью в сети Интернет. А именно, лекции; разработка буклетов, памяток в аспекте медиобезопасности несовершеннолетних; разъяснительные беседы, как с несовершеннолетними, так и их родителями.
  2. Просвещать несовершеннолетних в ситуации, в которых негативный контент сети навредил несовершеннолетним. В данном аспекте, самое главное, чтобы информацию инспектор ПДН преподносил корректно (не утрируя какие-то моменты), при этом озвучивал и административную, а также уголовную ответственность.
  3.  Осуществлять профилактическую работу с родителями несовершеннолетних по вопросам использования Сети несовершеннолетними. По нашему мнению, тут важно инспектору ПДН не только на словах преподносить информацию, но также и предоставлять наглядный материал, для визуального восприятия информации. К наглядному материалу мы может отнести: памятки по безопасности несовершеннолетних в медиапространстве, интерактивные презентации и т.д.
  4. Так же инспектор ПДН должен взаимодействовать с социальными педагогами образовательных учреждений, для получения информации, в результате которой инспектор ПДН будет более точно определять цели и задачи необходимые для профилактической работы в определенном образовательном учреждении.
  5. Предоставление в образовательные организации наглядных материалов (буклеты, памятки) для того, чтобы несовершеннолетние могли более подробно узнать про негативные сайты Интернета; административную и уголовную ответственность за нарушение правил пользования Сети; правила использования Сети и т.д.
  6. Обязательное предоставление информации, как несовершеннолетнем, так и их родителям, о существовании горячих линий, куда может обратиться каждый за помощью, в случае нарушения безопасности несовершеннолетнего в Сети. Например, "Горячая линия" центра безопасного интернета в России в случае интернет-угроз (сайт www.saferunet.ru , 8-800-250-00-15); «Горячая» линия «Наши дети в Интернете» (8-800-700-8-800); Консультационная линия по вопросам Интернет-угроз (8-800-200-24-00); «Дети ОНЛАЙН» (8-800-25-000-15). Самое главное, что обратиться за помощью в данные службы может каждый, при этом бесплатно и анонимно.

Выше нами было обозначено, что инспектору ПДН важно уметь разрабатывать наглядный материал, и именно интерактивные презентации, буклеты, памятки в аспекте медиабезопасности несовершеннолетних. Рассматривая вопрос об формировании умений и навыков по разработке интерактивных презентаций, для осуществления более эффективной профилактической работы, в рамках деятельности кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, с курсантами 4 курса, обучающимися по направлению подготовки 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» (будущие инспекторы ПДН), в рамках дисциплины «Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних в информационном пространстве», были организованы «Киберучения».

Практические занятия по «Киберучениям» рассчитаны на 8 академических часов, и состояли из двух модулей:

  1. Цифровые сервисы в профессиональной деятельности инспектора подразделения по делам несовершеннолетних.
  2. Алгоритм действий инспектора подразделения по делам несовершеннолетних по профилактике влияния негативного контента в сети Интернет на несовершеннолетних.

На практических занятиях по 1-му модулю у курсантов происходило формирование культуры цифровой коммуникации; приобретение навыков ведения цифрового профилактического контента; формирование навыков профессиональной деятельности в цифровой среде по профилактике вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы; обучение созданию профилактического цифрового контента. Что в дальнейшем способствовало более точному и эффективному проведению практических занятий по второму модулю.

Рассмотрим более подробно второй модуль. В рамках данного модуля нами были выделены следующие цели практического занятия:

Обучающая: знать цифровые инструменты (далее ЦИ), уметь применять ЦИ (CANVA и Google), владеть навыками использования ЦИ в своей профессиональной деятельности, для осуществления профилактической работы в будущей профессии.

Воспитательная: культура поведения в цифровой среде.

Развивающая: критическое мышление, творческие способности, память, воображение.

Были реализованы следующие задачи:

  • ознакомление курсантов с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность инспектора ПДН по профилактике вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы сети Интернет;
  • формирование навыков у курсантов по распознанию деструктивного воздействия на несовершеннолетних в сети Интернет;
  • формирование навыков распознания сайтов, транслирующих негативный контент;
  • формирование навыков по созданию интерактивных презентаций;
  • развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями.

На практическом занятии сначала преподносилась теоретическая часть, а именно были обозначены следующие моменты: обозначалась актуальность рассматриваемой темы; делался акцент на нормативно-правовые акты, согласно которым инспектор ПДН проводит профилактическую работу в данном аспекте; рассматривались основные понятия, социальные сети; выделялись элементы деструктивного влияния на несовершеннолетних в сети Интернет; интерпретировался процесс вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы и т.д.

Далее нами были обозначены практические примеры из служебной деятельности инспектора ПДН, с которыми курсанты могут столкнуться на практике. Обозначался алгоритм действий сотрудника ПДН. После чего курсантам давалось задание, а именно разработка интерактивной презентации для родителей (законных представителей) по профилактике вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы в цифровой среде.

В конце занятия, каждая группа презентовала свою работу по умению создавать интерактивные презентации в вышеуказанном аспекте.

После проведения практического занятия курсанты прошли опрос. Нами были получены следующие результаты (Рисунок 1).

 

 

Рисунок 1. Результаты опроса курсантов

 

Таким образом, медиабезопасность несовершеннолетних на сегодняшний день является одной из важнейших задач нашего государства. В силу своих возрастных особенностей несовершеннолетние подвержены в большей степени влияния негативной информации Сети. Изолировать несовершеннолетних от Интернета, к сожалению, невозможно. При этом осуществляя комплексную профилактическую работу инспекторами ПДН есть возможность максимальной нейтрализации деструктивного воздействия на несовершеннолетних в сети Интернет, а также в «ограждении» от негативного контента.

 

Список литературы

1. «Обеспечение безопасности детей в сети «Интернет» [Электронный ресурс] // ГУ МВД России по г. Москве URL: https://77.мвд.рф/PAMJATKI/обеспечение-безопасности-детей-в-сети-ин (дата обращения: 22.09.2022).

2. Ерофеева, М. А. Культура медиапотребления обучающихся: пути формирования в образовательном пространстве / М. А. Ерофеева, С. В. Шанин, О. В. Коповая // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 3(45). – С. 23.

3. Ерофеева, М. А. Мастер-класс как эффективная форма распространения личного опыта специалиста социальной сферы / М. А. Ерофеева // Социальная педагогика. – 2018. – № 4. – С. 73-79.

4. Приказ МВД России от 15.10.2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 11, 17.03.2014 г.

5. Солдатова, Г. У. Безопасность подростков в Интернете:риски, совладание и родительская медиация / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 3(15). – С. 38.

6. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 28.06.1999 г.

7. Федеральный закон от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» «Российская газета», № 25, 08.02.2011 г.

8. Хаметдинова, Г. Ф. Полномочия инспектора подразделения по делам несовершеннолетних в сфере обеспечения безопасности детей в информационном пространстве / Г. Ф. Хаметдинова // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2020. – № 3(40). – С. 68.

9. Харламова, Д. А. К вопросу о деструктивном влиянии сети Интернет на несовершеннолетних / Д. А. Харламова, М. А. Ерофеева // Современные исследования проблем семьи и детства: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 24 ноября 2021 года / Сост. А.А. Базулина. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2021. – С. 330-335.

10. Шабаева, О. А. Правовая политика нормативного регулирования общественных отношений в сфере информационного пространства / О. А. Шабаева // Сибирский юридический вестник. – 2019. – № 3(86). – С. 20.

Рецензии
1. К вопросу о необходимости профилактической работы инспектора по делам несовершеннолетних в аспекте медиабезопасности несовершеннолетних Авторы: Горач Николай Николаевич


Войти или Создать
* Забыли пароль?