ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена изучению эмоционального интеллекта сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики. Общеизвестный факт, что служба в органах внутренних дел носит специфичный характер. Сотрудникам органов внутренних дел крайне важно уметь работать с обществом, выстраивать доверительные взаимоотношения, быть гибким в различных ситуациях, для эффективного выполнения служебных задач и поддержания имиджа своей профессии. Эмоциональный интеллект является одним из необходимых качеств личности, особенно в деятельности милиции, поскольку предполагает умение личности воспринимать, распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию как собственные, так и других людей. Высокий уровень эмоционального интеллекта у сотрудников милиции также предполагает способности адаптироваться к различным ситуациям и находить общий язык с обществом. В исследовании принимали участие 78 сотрудников различных подразделений органов внутренних дел Кыргызской Республики.

Ключевые слова:
эмоциональный интеллект, сотрудники органов внутренних дел Кыргызской Республики, самомотивация, распознавание эмоций других, эмпатия, эмоциональная осведомленность, управление своими эмоция, служебная деятельность, коммуникабельность
Текст

Проблема: Впервые понятие «эмоциональный интеллект» ввели западные ученые-психологи Джон Майер и Питер Сэловей в 1995году. По их мнению эмоциональный интеллект выступает одним из видов социального интеллекта, служащие для понимания не только своих эмоций и чувств, но и чужих людей. Учеными впервые был сделан большой шаг и положено начало изучения всех составляющих эмоционального интеллекта.

В российской науке впервые эмоциональный интеллект изучали такие ученые как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия. По мнению выдающего ученого Л.С. Выготского эмоции людей изолируются от царства инстинктов и переносятся в новую сферу – психологическую, данное определение в последующем послужило основанием для выводов о том, что многие эмоции человека интеллектуально опосредованы. Ученый считал, что существует закономерная связь между интеллектуальными и эмоциональными процессами, то есть развитие различных эмоций идет в единстве с развитием мышления, и самое основная мысль ученого заключалась в том, что эмоции – это одна из важнейших составляющих мышления, поскольку именно эмоции человека непосредственно участвуют в регуляции мышления и его мотивации.

А.Р. Лурия также внес неоценимый вклад в развитие эмоционального интеллекта, его идея заключалась в том, что аффективные, когнитивные и нейрофизиологические процессы тесно взаимосвязаны между собой. На основе своих взглядов, ученый сформулировал положение о взаимосвязи психики и мозга, которое позже получило известное название: «Теория системной динамической локализации высших психических функций».

Ученый О.К. Тихомиров предложил аналог термина «эмоциональный интеллект» понятие «эмоционального мышления», автор считал все эмоции вовлечены в процесс решения различных задач, а точнее все эмоциональные явления такие как: чувства, эмоции, аффекты непосредственно связаны с мыслительной деятельностью. Ученый считал, что именно эмоции и эмоциональные состояния выполняют важнейшие эвристические, регулирующие функции в мышлении. Основополагающей позицией в идеях ученого можно выделить, что эмоциональные явления являются важным и необходимым условием эффективной интеллектуальной деятельности.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел является достаточно специфичной, необходимы такие качества личности как ответственность, пунктуальность, внимательность, исполнительность, стрессоустойчивость и др. К перечисленным качествам личности необходимо отнести одно из самых важных качеств, которое необходимо в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел – это коммуникабельность. Важно отметить, что деятельность сотрудников ОВД напрямую связана с взаимодействием с людьми (человек-человек), тем самым сотрудникам приходится работать с различными категориями граждан и большинство случаев являются стрессовыми как для сотрудника, так и для гражданина, поскольку зачастую взаимодействие происходит в условиях конфликта, то есть повышенного фона психоэмоционального напряжения. В связи с чем сотруднику в своей профессиональной деятельности необходимы умения выстраивания эффективных коммуникаций с различными категориями граждан, а также умения дифференцировать собственные эмоции и распознавать эмоции других людей. Важными компонентами в коммуникации с гражданами являются, способность управления собственными эмоциями и способность влиять на эмоциональное состояние других людей. Все вышеперечисленные эмоции являются основными составляющими эмоционального интеллекта. Высокий уровень эмоционального интеллекта является необходимым критерием эффективности профессиональной деятельности во всех аспектах, связанных с взаимодействием и межличностными коммуникациями [3; с 15].

Некоторые ученые в своих исследованиях относят эмоциональный интеллект к ресурсам психики, предполагающие устойчивость сотрудников органов внутренних дел к различным стрессорам, тем самым повышая их адаптацию к непредсказуемым служебным ситуациям.

Изучая эмоциональный интеллект сотрудников органов внутренних дел, некоторые ученые выдвинули идеи о тесном его взаимосвязи с копинг-стратегиями. Успешность выполнения служебных задач зависит от того насколько человек адекватно воспринимает себя в окружающем мире и объективно оценивает свои возможности, иными словами успешность использования конструктивных копинг-стратегий напрямую зависит от уровня сформированности у человека эмоционального интеллекта.

А.С. Осипова в своем исследовании рассматривала эмоциональный интеллект как фактор личностной надежности сотрудников органов внутренних дел. По мнению автора эмоциональный интеллект является важным факторам для продуктивного взаимодействия с сослуживцами и гражданским обществом , а также влияет на успешность выполнения служебных задач [9; с 56].

 

Описание исследования.

Исследование направлено на изучение эмоционального интеллекта сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики. В эмпирической части выборку составили 78 сотрудников различных подразделений, исследование проводилось анонимно.

Эмпирическая часть исследования построена и проведена следующими основными этапами:

1. Формирование выборки испытуемых.

2. Определение методики для диагностики эмоционального интеллекта.

3. Интерпретация результатов исследования.

Для определения эмоционального интеллекта мы использовали методику «Эмоциональный интеллект (EQ)» Н. Холла.

Методика эмоционального интеллекта состоит из пяти шкал и содержит 30 утверждений, из которых каждое утверждение предполагает ответ по
6-балльной шкале: от –3, что означает «полностью не согласен» до +3, что означает «полностью согласен», ниже представлены шкалы:

1) шкала эмоциональной осведомленности;

2) шкала управления своими эмоциями (эмоциональной неригидности, эмоциональной отходчивости);

3) шкала самомотивации (способность осознанно управлять собственным эмоциональным состоянием);

4) шкала эмпатии (умение сопереживать, сочувствовать);

5) шкала распознавания эмоций окружающих людей (способность влиять на эмоциональное состояние других людей) [2; с 78].

 

 

 

 

Таблица 1. Эмпирические значения критерия H-Крускалла-Уоллеса
по методике «ЭQ»

 

 

 

Респонденты

Эмоциональная осведомленность

Управление своими эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание

 эмоций других

Уровень значимости

Сотрудники органов внутренних дел Кыргызской Республики

 

9,7

 

7,8

 

9,9

 

9,2

 

10,0

 

0***

 

Примечание:

* – p<0,05 (различия статистически достоверны);

** – p<0,01 (различия статистически достоверны);

*** – p<0,001 (различия статистически достоверны).

 

По результатам проведенного анализа, следует отметить о доминирующих шкалах эмоционального интеллекта: распознавание эмоций других = 10,0; самомотивация  = 9,9. Выявленные значения свидетельствуют о том, что для сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики наиболее характерно распознавание эмоций других, что означает умение человека воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Высокий уровень самомотивации свидетельствует об умении управлять своим поведением за счет управления эмоциями.

На основе эмпирического анализа также выявлены наименьшие значения эмоционального интеллекта кыргызских сотрудников милиции, наименьшие показатели по шкале: управление своими эмоциями = 7,8. Невысокие значения по данной шкале свидетельствуют о слабых способностях чувствовать свои эмоции, давать им характеристику, переживать их и отпускать после этого.

Далее наглядно представлены результаты эмпирического анализа.

 

 

Вывод. Таким образом, проанализировав эмпирические данные, сформулирован следующий вывод: в целом у сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики высокие показатели эмоционального интеллекта, что носит позитивный характер, поскольку служба связана с ежедневным взаимодействием с обществом, где необходимо проявлять коммуникативную гибкость, адаптивность к различным ситуациям и самое важное умение контролировать свои эмоции несмотря на различные провокационные ситуации. На уровень эмоционального интеллекта могут влиять как индивидуально-психологические особенности личности сотрудника милиции, так и этнопсихологические особенности личности.

Список литературы

1. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / Вопросы психологии. – 2012. – №5. – С. 57-65.

2. Вайсбах X., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998.

3. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века. С. 157–159.

4. Выготский Л. С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. 1958. №3.

5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Пер. С англ. Исаева А. -М.: АСТ, 2008. – 215 с.

6. Долготович И.В. Эмоциональный интеллект: методологический аспект проблемы Актуальные проблемы гуманитарных и естественных. № 6. 2009. – С. 43-54.

7. Карпов А.В., Петровская А.С. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика. Ярославль: ЯрГУ, 2008. – 185 с.

8. Мальцева Т.В. Внутриличностные конфликты и пути их преодоления: учебное пособие Руза - 2012. - 56 с.

9. Осипова А.С. Эмоциональный интеллект как фактор личностной надежности сотрудников органов внутренних дел - выпускников образовательных организаций МВД России. –2017. – 219 с.

Рецензии
1. Эмоциональный интеллект в деятельности сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики Авторы: Терегулова Оксана Азатовна


Войти или Создать
* Забыли пароль?