Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия
В статье отражен фрагмент экспериментальной программы формирования ответственного отцовства у современных родителей. Основывается на анализе исследований Дж. Боулби, А. Фрейд, Э. Фромма, К Хорни, Э. Эриксона, Б.Г. Анньева, Л.С. Выготского, В.В. Дубановой, И.В. Дубровиной, Е.П. Ильина, М.И. Лисиной, А.А. Реана, А.С. Спиваковской и многих других ученых, понимая под родительством сложное комплексное образование, включающее в себя совокупность ценностных ориентаций родителя, его установок, ожиданий, чувств и позиций в отношении детей, родительскую ответственность, а также стиль воспитания детей и взаимодействия с ними. Именно общение родителей (в нашем случае – отцов) со своими детьми мы рассматриваем как важнейшее условие проявления ответственного родительства. Проведенное нами исследование показало, что для большинства отцов наших воспитанников типичным является минимальное включение в процесс воспитания своих детей и неэффективное с ними взаимодействие. Сделанный вывод побудил нас к выделению в качестве одной из базовых тем нашей развивающей про-граммы темы «Общение в жизни ребенка», ориентированной не только на формирование у пап системы знаний в области роли общения в полноценном развитии детей дошкольного возраста, но и системы умений и навыков эффективного взаимодействия со своими детьми, что, как мы считаем, не только позволит оптимизировать отношения в системе «отец – ребенок», но и сделает их родительство более осознанным и ответственным.
общение, эффективное общение, общение в системе «родитель – ребенок»
1. Авдеева Н.Н. Потребность в общении: врожденная или приобретенная? [Текст] / Н.Н. Авдеева // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2018. — № 35.
2. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 290 с.
3. Антонова Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Т.В. Антонова. — М., 1983. — 217 с.
4. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. — 2016. — № 6.
5. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения [Текст] / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова; под общ. ред. Г.В. Бороздиной. — М.: Юрайт, 2017. — 463 с.
6. Волкова А.И. Психология общения: педагогическое общение [Текст] / А.И. Волкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. —445 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Юрайт, 2016. — 302 с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Большая книга общения с ребёнком [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: АСТ, 2017. — 496 с.
9. Гуревич П.С. Духовность и современный спор цивилизаций [Текст] / П.С. Гуревич, Л.П. Буева, И.В. Егорова // Вестник аналитики. — 2014. — № 4. — С. 104–109.
10. Кан-Калик В.А. Грамматика общения [Текст] / В.А. Кан-Ка-лик. — Грозный: Чеч.-Инг. книж. изд-во, 1988. — 109 с.
11. Конева Е.В. Психология общения [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Конева, Е.В. Драпак. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2016. — 204 с.
12. Крюков Р.В. Общение как ценность и круговорот идей и ве-щей [Текст] / Крюков Р.В. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2016. — № 9. — С. 109–111.
13. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи [Текст]: учеб. пособие-практикум / А.Г. Лидерс; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ун-т. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ун-та; Воронеж: МОДЭК, 2015. — 546 с.
14. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. — СПб. [и др.]: Питер, 2009. — 318 с.
15. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2009. — Т. 2. — № 2. — С. 101–110.
16. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания [Текст] / А.В. Мудрик. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
17. Подготовка ребёнка к школе [Текст]: пособие для воспитателей, педагогов и родителей / К.В. Бардин. — М.: Мозаика-Синтез: Сфера, 2003. — 96 с.
18. Силаева О.А. Модель безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде [Текст] / О.А. Силаева // Вестник Мининского университета. — 2021. — Т. 9. — № 4. — С. 12.
19. Соковин В.М. О природе человеческого общения [Текст]: (Опыт филос. анализа) / В.М. Соковин // М-во нар. образования КиргССР. Кирг. женский пед. ин-т им. В.В. Маяковского. — [Фрунзе]: Мектеп, 1973. — 116 с.
20. Феномен осознанного родительства: теоретический и практический аспекты [Текст]: учебно-методические мате-риалы / авт.-сост. И.А Комарова, О.В. Пойда. — Могилев: Изд-во МГУ им. А.А. Кулешова, 2014. — 108 с.
21. Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве [Текст] / Марк Туллий Цицерон; пер. с латин. Ф.А. Петровского [и др.]; под ред. М.Л. Гаспарова. — М.: Наука, 1972. — 471 с