сотрудник
Россия
Одним из главных условий успешной реализации принятой Стратегии пространственного развития в Российской Федерации служит устойчивое развитие ее регионов. Исследование проводили с целью изучения уровня устойчивого развития регионов Приволжского федерального округа (ПФО), занимающего 6,1 % территории России, на основании разработанной авторами модели. Предложенные для оценки показатели устойчивого развития (экономические, социальные, научно-инновационные, экологические) позволяют объективно и комплексно оценить проводимую региональную политику, определить уровень устойчивого развития и дать соответствующие ориентиры для дальнейших управленческих решений руководству округа. По итогам 2020 г. регионы ранжированы по уровню их устойчивого развития на пять групп. Республика Татарстан заняла устойчивое лидирующее положение. В группу, близкую к устойчивому развитию, вошли Башкирия, Самарская и Нижегородская области, а также Пермский край. Признаками неустойчивого социально-экономического развития обладает Саратовская область. Оренбургская, Пензенская, Кировская, Ульяновская области и Республика Удмуртия вошли в группу, имеющую неустойчивое предкризисное экономическое состояние. Чувашия, Мордовия и Марий Эл по уровню устойчивого развития отнесены к группе, обладающей признаками социально-экономического кризиса. Регионам ПФО, независимо от полученного ранга, предложено ежегодно проводить оценку уровня устойчивого развития и формировать стратегию развития с учетом опыта регионов лидеров. Результаты проведенного исследования могут являться основой при составлении прогноза социально-экономического развития регионов ПФО и показателей их устойчивости на перспективу.
регион, устойчивое развитие, концепция, показатели устойчивого развития, стратегия социально-экономического развития, ПФО, оценка.
Введение. Устойчивое развитие – сложное и многогранное понятие, которое долгое время находится во внимании общетеоретических, методологических и прикладных изысканий многих ученых. Работы российских исследователей в последние годы направлены на изучение устойчивого развития с учетом особенностей различных климатических зон.
Так, рассматривая развитие горных регионов Южной Сибири, авторы отмечают необходимость использования индивидуального подхода к разработке региональных моделей устойчивого развития, имеющих разный уровень и учитывающих особенности социально-экономического развития [1]. Кластерные технологии были предложены к использованию сельским территориям при разработке и реализации их стратегии развития [2].
При изучении развития регионов Арктической зоны России особое внимание уделяется вопросам обеспечения национальной безопасности. В частности, представлены три трехфакторные модели зависимости результирующего показателя, которым является валовой региональный продукт, от переменных, отражающих экономические результаты деятельности региона в некоторых отраслях и сферах деятельности [3]. Для регионов этой зоны к определяющим и требующим решения в приоритетном порядке относят вопрос охраны окружающей среды и уникальной арктической природы [4].
Существуют исследования, посвященные проблемам устойчивого развития российских регионов и выделенных в их географических границах территорий, в том числе со статусом особых экономических зон. Это отвечает национальным интересам в области стратегии пространственного развития экономики и обеспечения устойчивого развития территорий [5]. Кроме того, вызывают интерес работы, посвященные концепции устойчивого развития и реальным вызовам цивилизации [6], а также рейтинговой оценке регионов степной зоны по индикаторам целей устойчивого развития [7].
В исследованиях зарубежных авторов раскрываются вопросы оценки устойчивого развития Республики Казахстан [8], двойственной связи между устойчивым развитием и изменением климата в России, Египте и других стран [9], развития циркулярного сельского хозяйства в некоторых странах западных Балкан [10].
Все это свидетельствуют об интересе ученых к проблемам устойчивого развития. Колебания геополитической ситуации и глобальная нестабильность мировой экономики делает вопросы устойчивого развития весьма актуальными.
Концепцию устойчивого развития в России, как и во всем мире, рассматривают с точки зрения достижения таких целей, как ликвидация нищеты, повышение уровня благосостояния и здоровья населения, очищение и использование глобальных запасов водных ресурсов, санитарно-эпидемиологическое благополучие, уменьшение социального неравенства населения страны и др. (рис.1) [11,12].
Рис. 1 – Этапы возникновения и развития концепции устойчивого развития в мире и в России.
Особое внимание в концепции устойчивого развития отведено экологической сфере, так как исследования глобальных проблем во всем мире было начато именно с изучения экологических проблем. На сегодняшний день к основным действующим нормативно-правовым актам в России относят не только Стратегию экологической безопасности РФ до 2025 г., но и Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030 г., Стратегию развития лесного комплекса до 2030 г. и другие документы.
Согласно концепции, переход нашей страны к устойчивому развитию в целом возможен лишь при обеспечении развития всех ее регионов.
Цель исследования – оценка уровня устойчивого развития регионов Приволжского федерального округа на основании использования экономических, социальных, научно-инновационных и экологических показателей.
Условия, материалы и методы. Исследование проводили на основании информации Федеральной службы государственной статистики РФ, используя системный подход, сравнение, метод систематизации и обобщения данных, а также метод линейной нормализации. Информационной базой для исследования служили законодательные и нормативно-правовые акты, публикации отечественных и зарубежных специалистов в области устойчивого развития субъектов РФ, материалы научно-практических конференций и научных журналов.
Объект исследования – Приволжский федеральный округ (ПФО), обладающий диверсифицированной структурой экономики, в которой представлены добывающая промышленность, машиностроение и нефтехимия, агропромышленный комплекс, биотехнологии и фармацевтика, строительство и промышленность строительных материалов, транспорт и энергетика. Эти сферы экономики базируются на значительном научно-техническом и образовательном потенциале таких регионов как Татарстан, Башкортостан, Нижегородская, Самарская и Саратовская области [13].
Предложен следующий алгоритм расчета показателя устойчивого развития региона:
выбор переменных, характеризующих устойчивое развитие региона;
нормализация переменных, так как они имеют различные единицы измерения;
на основании полученных нормализованных значений расчёт индексов, равных среднеарифметическому значению каждой выбранной группы экономических, социальных, научно-инновационных и экологических показателей;
расчет показателя устойчивого развития региона (I) по следующей формуле:
, (1)
где
I1, I2, I3, I4 – индексы, полученные на основе группировки соответственно экономических, социальных, научно-инновационных и экологических показателей.
Суть метода линейной нормализации состоит в приведении переменных в безразмерный формат данных [14]:
, (2)
где Xik – нормализованная переменная; xik – переменная из выборки; xmin – наименьшая переменная из выборки; xmax – наибольшая переменная из выборки.
Полученные значения показателей устойчивого развития регионов ранжируются по методике Ферару Г.С. и Орловой А.В. (табл. 1) [15].
Таблица 1 – Ранжирование регионов по значению показателя устойчивого развития региона
Пороговые значения |
Интерпретация уровня развития |
1,00…0,85 |
высокий уровень развития |
0,85…0,70 |
устойчивое развитие |
0,70…0,50 |
развитие, близкое к устойчивому состоянию |
0,50…0,25 |
развитие с некоторыми элементами неустойчивости |
0,25…0,10 |
неустойчивое, предкризисное состояние |
0,10…0 |
социально-экономический кризис |
Результаты и обсуждение. Устойчивое развитие любого региона предполагает сбалансированную динамику роста всех показателей (рис. 2).
Экономические факторы характеризуют уровень развития экономики региона. Практика показывает, что на них существенное влияние оказывает налогообложение [16].
Социальные показатели отражают важнейшие области жизнедеятельности общества, связанные с благосостоянием населения и социальным равенством.
Научно-инновационные критерии свидетельствуют о развитии научной деятельности региона и его инновационной привлекательности.
Экологические параметры дают информацию о состоянии открытых водоемов, суши, атмосферы, других природных ресурсов, а также отходов производства и потребления. В зависимости от ситуации в регионе состав экологических показателей при необходимости может быть расширен или скорректирован.
Рис. 2 – Основные показатели устойчивого развития.
Республика Татарстан по данным 2020 г. занимает лидирующее положение по таким экономическим показателям как валовой региональный продукт (2633,9 млрд руб.), инвестиции в основной капитал, производство продукции сельского хозяйства, основные фонды и объем отгруженных товаров собственного производства (табл. 2) [17]. На втором месте – Республика Башкортостан, на третьем – Самарская область, самые слабые позиции у Марий Эл и Чувашии.
Татарстан лидирует и по социальным показателям, за исключением численности населения, которого больше в Башкортостане (табл. 3) [17]. Например, в Республике Татарстан отмечены максимальные среднедушевые доходы населения и ежемесячные потребительские расходы, которые составляют 35635 и 28399 руб. соответственно. Наихудшие результаты по величине этих показателей в Республике Мордовия.
Республика Татарстан сохраняет за собой первое место и по большинству научно-инновационных показателей, конкуренцию ей составляет Нижегородская область (табл. 4) [17]. Башкирия находится на третьей позиции в этом перечне.
Согласно данным статистики, максимальный объем загрязняющих веществ в атмосферный воздух отмечено в Республике Башкортостан (441 тыс. т), наименьшее (25 тыс. т) – в Чувашии (табл. 5) [17]. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты максимален в Самарской области – 358 млн м3, наименьшие сбросы отмечены в Мордовии – 5,2 млн м3. Это объясняется в основном уровнем развития промышленных производств. Расходы на охрану окружающей среды отражают возможности борьбы с отрицательными последствиями влияния антропогенных факторов. Наилучшая ситуация отмечена в республике Татарстан, где на эти цели затрачено 30566 млн руб. Меньше всего таких средств выделяется в Мордовии – 2347 млн руб., что можно объяснить лучшей экологической обстановкой в регионе.
Результаты ранжирования регионов по величине показателя устойчивого развития (I) демонстрируют, что лучшие позиции занимает Республика Татарстан (табл. 6, рис. 3). Она входит в группу с устойчивым социально-экономическим развитием среди регионов ПФО. Башкирия, Нижегородская и Самарская области, Пермский край, немного уступая лидеру, входят в группу регионов с более слабыми позициями. Саратовская область показывает признаки неустойчивости. Предкризисное социально-экономическое развитие отмечено в Оренбургской, Пензенской, Кировской и Ульяновской областях, а также Удмуртской республике. Самыми слабыми регионами Приволжского федерального округа с кризисным социально-экономическим состоянием – признаны республики Марий Эл, Мордовия и Чувашия.
Для повышения эффективности управления регионом в каждом субъекте РФ разрабатывают стратегию социально-экономического развития (ССЭР). Увязанные между собой интересы населения, бизнеса и органов власти должны стать приоритетными направлениями, которые сформируют основные цели и задачи развития территорий, а также выделяют проблемы, на решение которых необходимо будет направить управленческие усилия. Результаты проведенного исследования могут лечь в основу прогноза социально-экономического развития регионов ПФО и показателей их устойчивости на перспективу. Регионам ПФО, независимо от полученного ранга, целесообразно ежегодно проводить оценку уровня устойчивого развития и формировать его стратегию с учетом опыта регионов лидеров.
Таблица 2 – Показатели экономического развития регионов Приволжского федерального округа за 2020 г.
Таблица 3 – Социальные показатели регионов Приволжского федерального округа за 2020 г.
Таблица 4 – Научно-инновационные показатели регионов Приволжского федерального округа за 2020 г.
Таблица 5 – Экологические показатели регионов Приволжского федерального округа за 2020 г.
Таблица 6 – Показатель устойчивого развития регионов ПФО
|
Рис. 3 – Интерпретация уровня устойчивого развития регионов ПФО.
Выводы. На основании предложенной системы показателей (экономических, социальных, научно-инновационных и экологических) была проведена оценка устойчивости развития регионов Приволжского федерального округа. Сформировано пять групп регионов с различным уровнем устойчивого развития: устойчивое; близкое к устойчивому; с некоторыми признаками неустойчивости; неустойчивое и кризисное. Республика Татарстан занимает устойчивое социально-экономическое положение на основании лидирующих позиций по экономическим, социальным и научно-инновационным показателям (первое место), уступая лишь Башкортостану по экологическим показателям. К регионам, с близким к устойчивому развитию отнесены Республика Башкортостан, Нижегородская и Самарская области, Пермский край. В группу с некоторыми признаками неустойчивости вошла Саратовская область. К группе с неустойчивым уровнем развития отнесены Оренбургская, Пензенская Кировская и Ульяновская области, Удмуртская Республика. В группу с социально-экономическим кризисом вошли Чувашская Республика, Республики Мордовия и Марий Эл.
Регионам ПФО, независимо от уровня развития, предложено ежегодно проводить его оценку и формировать стратегию развития с учетом опыта регионов лидеров. Результаты проведенного исследования могут стать основой прогноза социально-экономического развития регионов ПФО и показателей их устойчивости на перспективу.
1. Красноярова Б.А., Биче-оол Т.Н., Суразакова С.П. Модели устойчивого социально-экономического развития горных регионов Южной Сибири // Устойчивое развитие горных территорий. 2022. Т.14. №1(51). С. 27–35.
2. Стовба Е.В. Кластерный подход к проектированию стратегии устойчивого развития сельских территорий региона // АПК: экономика, управление. 2020. №1. С. 47–55.
3. Математический инструментарий выбора стратегий устойчивого экономического развития регионов Арктической зоны Российской Федерации / Л.Н. Бабкина, Т.П. Скуфьина, В.В. Левитес и др. // Уголь. 2022. №6 (1155). С. 35–40.
4. Жудро И.С., Редникова Т.В. Арктика: устойчивое развитие региона и обеспечение национальной безопасности // Государство и право. 2022. №3. С. 127–137.
5. Евстафьева А.Х. Особые экономические зоны как драйвер развития пространственной и региональной экономики России: теория и организация: Монография. Казань: Казанск. гос. архитект.-строит. ун-т, 2022. 240 с.
6. Арутюнов В.С. Концепция устойчивого развития и реальные вызовы цивилизации // Вестник Российской академии наук. 2021. Т. 91. №3. С. 205–214.
7. Дифференциация регионов степной зоны России по индикаторам устойчивого развития / Т.В. Лебедева, А.А. Чибилёв (мл.), Д.С. Мелешкин и др. // Географический вестник. 2022. № 3(62). С.74–91.
8. Kabdulsharipova A. M., Suyeubayeva S. N. Analisis of indicators of economic content of sustainable development of the republic of Kazakhstan and its regions // Modern economics: problems and solutions. 2016. No. 3(75). P.78–95.
9. Moatassem B.M., Stepanova E.V. Climate change and sustainable development: overview of economic impacts // Paradigms of management, economics and law. 2022. No. 1(5). P. 60–66.
10. Vasa L., Angeloska A., Trendov N. M. Comparative analysis of circular agriculture development in selected western Balkan countries based on sustainable performance indicators // Economic Annals-XXI. 2017. Vol. 168. No. 11–12. P. 44–47.
11. Цуркан Н.В., Шведов Д.В. Концепция устойчивого развития на современном этапе развития общества // Актуальные тенденции и инновации в развитии Российской науки: сб. науч. ст. М.: Перо, 2019. Часть IV. С.165–170.
12. Леонова К.С. Формирование и реализация концепции устойчивого развития в Российской Федерации // Россия и современный мир. 2022. №1(114). С. 225–241.
13. Электронная база судебных актов, судебных решений и нормативных документов. Раздел «Законодательство». URL: https://sudact.ru/law/prognoz-dolgosrochnogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiia-rossiiskoi-federatsii-na/prognoz/13/13.2/privolzhskii-federalnyi-okrug (дата обращения: 10.09.2022).
14. Шагиахметова Э.И., Боровских О.Н., Низамова А.Ш. Управление строительным проектом на основании формирования многофакторной модели эффективности // Вестник экономики, права и социологии. 2020. №3. С. 51–55.
15. Development of agriculture based on geographic information technologies / D. A. Mustashkina, M. M. Khannanov, M. N. Kalimullin, N. V. Karpova // E3S Web of Conferences : International Conference “Ensuring Food Security in the Context of the COVID-19 Pandemic” (EFSC2021), Doushanbe, Republic of Tadjikistan, 29–31 марта 2021 года. – Doushanbe, Republic of Tadjikistan: EDP Sciences, 2021. – EDN JVSRDC.
16. Ферару Г.С., Орлова А.В. Методика оценки уровня устойчивого социально-экономического развития регионов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1.С. 292–299.
17. Гильфанов Р.М., Евстафьева А.Х. Налогообложение субъектов малого предпринимательства в рамках специальных налоговых режимов (на примере Республики Татарстан) // Вестник Казанского ГАУ. 2018. Т. 13. №3(50). С. 108–115.
18. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Стат. сб. / Росстат. М., 2021. 1112 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2021.pdf (дата обращения: 10.09.2022).
19. Исхаков, А. Т. Факторный анализ развития молочного скотоводства регионов России / А. Т. Исхаков, Ф. Ф. Гатина // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2022. – Т. 17. – № 2(66). – С. 137-144. – DOI 10.12737/2073-0462-2022-137-144. – EDN NXYQPM.