Севастополь, Республика Крым, Россия
сотрудник
Севастопольский государственный университет (кафедра «Иностранные языки», ст. преподаватель)
Севастополь, Россия
Цель – рассмотреть проблему духовно-нравственного воспитания в исторической ретроспективе и перспективе. Объект исследования – духовно-нравственное воспитание студентов. Предмет – этнокультура в системе духовно-нравственного воспитания. Задачи: изучить проблемы духовно-нравственного воспитания в исторической ретроспективе и перспективе; раскрыть значение понятий духовно-нравственное воспитание, этнокультура с учетом представлений о сути духовно-нравственного воспитания и самовоспитания; обозначить пути развития духовно-нравственного потенциала студентов. Методологическую основу исследования составили фундаментальные труды классиков педагогической науки. Анализ, опирающийся на проверенный исторической практикой научный потенциал, с одной стороны, способствует объективной оценке генезиса духовно-нравственного воспитания, осмыслению феномена в контексте динамики прошлого, настоящего и будущего. С другой стороны, позволяет выявить: 1) педагогические возможности этнокультуры, хранящей ценностные ориентиры и жизненные смыслы; 2) целесообразность ее включения в систему духовно-нравственного воспитания в социокультурных условиях. Научная новизна состоит в выявлении роли этнокультуры в системе духовно-нравственного воспитания молодежи, обусловленной конкретными культурно-историческими условиями страны с опорой на бесценный опыт жизни народа и находящей свое выражение в требованиях к отбору содержания духовно-нравственного воспитания. Теоретическая значимость состоит в том, что полученные результаты позволяют конкретизировать возможности использования образовательного и воспитательного потенциала внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании студентов. Практическая значимость заключается в определении педагогических условий развития духовно-нравственного потенциала студентов с учетом возможностей этнокультуры.
духовно-нравственное воспитание, этнокультурные традиции, национальная самобытность, аксиологический потенциал, принцип природосообразности, ответственность
1. Долженко О. В. Университет и образование: между прошлым и будущим. Педагогика и просвещение. 2013. № 1. С. 19–36. https://doi.org/10.7256/2306-434X.2013.01.3
2. Нижнёва Н. Н., Михайлова А. Г., Нижнева-Ксенофонтова Н. Н. Развитие аксиологического потенциала личности с целью актуализации межсубъектных отношений. Векторы развития контекстного образования, отв. ред. Э. П. Комарова. Воронеж: Научная книга, 2022. С. 257–271. EDN: JNPYMA
3. Метлик И. В. Ценностно-целевые ориентиры гражданского образования и духовно-нравственное воспитание в российской школе. Педагогика. 2020. № 6. С. 77–88. EDN: JBVGXA
4. Ушкин С. Г., Коваль Е. А., Жадунова Н. В. От теоретических конструкций к практическим убеждениям: как этические принципы реализуются в жизненных стратегиях молодежи. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 66–93. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1596
5. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. 655 с.
6. Епископ Зиновий (Корзинкин), Гатилова Н. Н., Меньшиков В. М. Духовно-нравственное воспитание: сущность и предмет. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1. С. 87–92. EDN: SQVMVB
7. Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. 368 с.
8. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 192 с. EDN: RYWBXR
9. Загвязинский В. И. Социально-педагогическое прогнозирование и проектирование региональных образовательных систем. Образовательная стратегия в начале XXI века и проектирование региональных образовательных систем: Всерос. науч.-практ. конф. (Тюмень, 27–28 мая 2003 г.) Тюмень: ТюмГУ, 2003. С. 3–8. EDN: VTHVZV
10. Тимофеева С. В., Игнатова В. В. Педагогика духовно-творческого развития. Красноярск: Красноярский ГАУ, 2008. 149 с. EDN: KTIOBP
11. Пискунов А. И., Вендровская Р. Б., Кларин В. М., Плохова М. Г., Блинов В. И., Петров В. М., Рогаленкова Л. В., Савина С. Л., Стецкая Т. С. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. 2-е изд., испр. и доп. М.: Сфера, 2001. 512 с.
12. Nasrollahi Z., Eskandari N., Adaryani M. R., Tasuji M. H. H. R. Spirituality and effective factors in education: a qualitative study. J. Educ. Health Promot, 2020, 9. https://doi.org/10.4103/jehp.jehp_430_19
13. Wilson K. Moral and spiritual education. Westminster Studies in Education, 1993, 16(1): 5–7. https://doi.org/10.1080/0140672930160102
14. Bower W. C. Moral and spiritual values in education. Lexington: University of Kentucky Press, 2014, 232.
15. Asadzandi M. Professors, spiritual characteristics for role-modeling education. Educ Strategy Med Sci, 2017, 10(1): 23–35.
16. Crawford M., Rossiter G. Teaching wisdom: religious education and the moral and spiritual development of young people. Journal of Christian Education, 1991, os-34(2): 47–63. https://doi.org/10.1177/002196579103400206
17. Gerone L. G. T. de, Bataglia P. U. R. Spirituality and morality in the practice of teachers. Revista Científica Multidisciplinar Núcleo do Conhecimento, 2020, ed. 9, vol. 1, 108–120.
18. Sharifnia A. M., Fernandez R., Green H., Alananzeh I. Spiritual intelligence and professional nursing practice: a systematic review and meta-analysis. International Journal of Nursing Studies Advances, 2022, 4. https://doi.org/10.1016/j.ijnsa.2022.100096
19. Русакова Т. Г. Искусство как фактор формирования и обогащения духовного опыта личности. Грани познания. 2014. № 2. С. 52–54. EDN: RXOFDR
20. Соловцова И. А. Требования к содержанию духовно-нравственного воспитания: гуманитарный подход. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 6. С. 727–733. https://doi.org/10.30853/ped200168
21. Doehring C. Using spiritual care to alleviate religious, spiritual, and moral struggles arising from acute health crises. Ethics, Medicine and Public Health, 2019, 9: 68–74.
22. Новиков Н. И. О воспитании и наставлении детей. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 145 с.
23. Валиева З. И. Отражение идей патриотического воспитания подрастающего поколения в российской педагогической мысли. Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2015. № 5. С. 44–48. EDN: UMNDOH
24. Богданович И. Ф. О воспитании юношества. М.: Тип. Платона Бекетова, 1807. 228 с.
25. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. С. 248–293.
26. Грицай Л. А. Понимание сути родительского воспитания детей в семье в педагогическом наследии западников и славянофилов (на примере трудов В. Г. Белинского и А. С. Хомякова). Вестник Томского государственного университета. 2014. № 378. С. 198–202. EDN: RZCIED
27. Богуславский М. В. Н. И. Пирогов: педагогические идеалы и жизненные реалии. Проблемы современного образования. 2010. № 6. С. 21–33. EDN: NTPINL
28. Брешковская К. Ю., Кувырталова М. А. Анализ взглядов Л. Н. Толстого на психолого-педагогические условия эффективной организации обучения. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2013. № 3. С. 66–88. EDN: RHMGWZ
29. Водовозов В. И. Предметы обучения в народной школе: методика обучения грамоте, арифметике и другим предметам. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Тип. В. А. Полетики и Ф. С. Сущинского, 1875. 277 с.
30. Розанов В. В. Сумерки просвещения. In: Розанов В. В. Эстетическое понимание истории. М.: Республика; СПб.: Росток, 2009. С. 622–815. EDN: QWVOXD
31. Майстренко А. И. Проблема нравственного воспитания в истории отечественной педагогики. Современное педагогическое образование. 2019. № 5. С. 28–33. EDN: NAUKQE
32. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 304 с.
33. Михайлова А. Г., Кокодей Т. А. Полиэтническая культура как основа профессионального и личностного успеха. Современные тенденции развития науки и мирового сообщества: I Междунар. науч.-практ. конф. (Анапа, 3 марта 2022 г.) Анапа: Иннова, 2022. С. 34–39. EDN: KUPUYD