Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 311.311 международная
В статье рассматриваются особенности анализа развития особой экономической зоны с точки зрения теории и практики. Обусловлены основные значимые аспекты теории и практики. Выделены показатели характеризующие эффективность развития как экономических субъектов в частности, так и особой экономической зоны в целом. Сконцентрировано внимание на ресурсном обеспечении Арктики и ее инвестиционной привлекательности. Дано авторское определение понятия особая экономическая зона.
анализ, развитие, особая экономическая зона, практика использования, ресурсное обеспечение, теоретические аспекты
В настоящее время освоение Арктики обусловлено экономическими, социальными и политическими аспектами развития нашей страны. Несмотря на высокий уровень рисков природного, социально-экономического и экологического значения в Арктике присутствуют конкретные условия финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие высокий уровень инвестиционной привлекательности региона.
«Инвестиционная привлекательность Арктики обуславливается сосредоточением огромного количества полезных ископаемых. В сравнении с мировыми запасами в Арктике залегает большая часть кобальта, третья часть запасов платиноидов и никеля, более 90 % алмазов, золота, олова и т.д.» [1].
«В Арктике сосредоточены колоссальные биологические ресурсы, имеющие общемировое значение» [2]. В этой связи пристальное внимание отводится анализу развития Арктики как особой экономической зоны.
Посредством анализа предоставляется достоверная, адекватная и оперативная информация, используемая при принятии бизнес решений, стратегии развития, взаимодействия с контрагентами и инвесторами и т.д. Анализ позволяет получить данные по экономическому субъекту в частности об уровне платежеспособности, деловой активности, конкурентных преимуществах, эффективности деятельности через комплексную систему экономических показателей. Основные показатели, используемые в комплексном анализе финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, представлены на рисунке 1. По результатам анализа формируется мнение об уровне финансового состояния экономического субъекта.
Рисунок 1 – Показатели уровня финансового состояния экономического субъекта
Для перехода к вопросам анализа развития особой экономической зоны Арктики (далее ОЭЗА) необходимо обратить внимание на понятийный аппарат данного понятия. Так, М.А. Фурщик и А.В. Шутова отмечают, что «в пределах четко определенной территории экономические зоны обеспечивают режим регулирования для предприятий и инвесторов, отличный от того, который обычно применяется в более широкой национальной или субнациональной экономике, где они созданы» [3].
Ю.А. Сидоренко пишет «под ОЭЗ следует понимать часть национальной территории, имеющую расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей» [4]
С нашей точки зрения, особая экономическая зона – это механизм по формированию устойчивой экономики посредством обеспечения необходимыми ресурсами для эффективного выполнения своих функций и задач, имеющих практическую значимость, выраженную в льготном налогово-таможенном регулировании для предпринимателей, участвующих в решении задач экологичного социально-экономического развития отдельных регионов или отраслей, а также государства в целом.
Анализ развития ОЭЗА проводится в совокупности с показателями, определяющими уровень финансового состояния и показателями, устанавливающими уровень развития через показатели, характеризующие эффективность: экономическую, социальную, финансовую. Экономическая эффективность определяется как соотношение результатов производства с уровнем затрат.
Социальная эффективность определяется как соотношение показателя выработки к среднегодовой заработной плате одного работника.
Финансовая эффективность определяется как соотношение прибыли до налогообложения к общим затратам.
где:
ССОС – среднегодовая стоимость оборотных средств;
ССОФ – среднегодовая стоимость основных производственных средств;
Кн – нормативный коэффициент, равный 0,12.
Традиционно в практике анализа ориентирами эффективности развития экономических субъектов выступают следующие условия: превышение уровня финансового результата над значением конкурентов; увеличение темпов роста собственных финансовых средств на поддержку и развитие деятельности; удовлетворение требований глобальных и ключевых стейкхолдеров.
ОЭЗА в своем развитии должны отвечать основным критериям эффективности, контролируемым со стороны государства. «Для оценки эффективности применяются абсолютные и относительные количественные показатели, расчетные показатели, а также критерии оценки эффективности» [5]. Основные показатели анализа эффективности развития ОЭЗА представим на рисунке 2.
Рисунок 2 – Расчетные показатели эффективности развития ОЭЗА
(составлено автором на материалах [5])
Перечень абсолютных и относительных показателей эффективности развития ОЭЗА схематично представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Перечень абсолютных и относительных показателей оценки эффективности развития ОЭЗА
(составлено автором на материалах [5])
Практикой анализа при определении уровня развития ОЭЗА используется сводный показатель эффективности (Еоэз), ориентированный на основные критерии (рисунок 4).
Рисунок 4 – Критерии оценки эффективности развития ОЭЗА
(составлено автором на материалах [5])
Оценку эффективности ежегодно осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации, используя итоги функционирования ОЭЗА за календарный год, предшествующий текущему году, в отношении особых экономических зон, созданных до 1 июля года оценки.
В заключении необходимо отметить, что теория и практика анализа развития ОЭЗА с учетом волатильности социально-экономического развития регионов страны, обусловленная неравномерным расположением природных богатств, развитием инфраструктуры, отличительными климатическими условиями и менталитетом населения региона находится в плоскости глубокой дискуссии. Научное обоснование изменений теоретико-практической направленности методики анализа развития ОЭЗА требует апробации новых методов в условиях реального времени, что оставляет данный вопрос открытым для изучения.
1. Ларичкин Ф.Д., Фадеев А.М., Череповицын А.Е., Шишикин А.И. Экологический менеджмент при освоении морских месторождений углеводородов в Арктике // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2001. Т. 1(38). С. 12–133.
2. Балыкин П.А. Водные биоресурсы арктических морей и перспективы их использования // Национальная (всероссийская) научно практическая конференция «Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, промысловое и техническое использование». 2020. С. 77–81.
3. Фурщик, М. А., Шутова, А. В., и др. Особые экономические зоны : опыт и перспективы. – М. : ИД «Медиа Инфо Групп», 2014.
4. Сидоренко Ю. Особые экономические зоны в России: результаты и перспективы / Ю. Сидоренко, А. Клепиков // Пробл. теории и практики управл. - 2012. - No 4. - С.8-13.
5. Постановление Правительства РФ от 07.07.2016 N 643 (ред. от 24.06.2020) «О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон» (вместе с «Правилами оценки эффективности функционирования особых экономических зон»).
6. Суглобов А.Е., Медведев А.А. Основные категории и понятия в оценке экономической безопасности инновационного производства в особой экономической зоне // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 5. С. 264-268.
7. Древинг С.Р. Социально-экономические аспекты экономической безопасности и кластеризация экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. Т. 5. № 10 (43). С. 66-74.