аспирант
, Россия
, Россия
УДК 639.2/.3 Рыбное хозяйство
ББК 472 Рыбное хозяйство
Проведен анализ наиболее распространенных вопросов хозяйствующих субъектов в связи с практикой применения пользователями требований приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. № 782 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания рыб и иных водных животных в искусственно созданной среде обитания в целях их разведения, выращивания, реализации и акклиматизации». Даны пояснения по используемой в Приказе терминологии и уточнения по трактовке отдельных требований. Рассмотрены различия требований для прудовой, пастбищной и индустриальной аквакультуры. Особое внимание уделено пояснениям к требованиям о порядке размещения производственных технологических участков, а также ряду новых требований по проведению карантинных и иных профилактических мероприятий при содержании объектов аквакультуры на рыбоводных хозяйствах.
ветеринарные правила; объекты аквакультуры; содержание объектов аквакультуры; производственные участки; карантин, профилактические мероприятия
С 1 сентября 2021 года вступил в силу Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. № 782 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания рыб и иных водных животных в искусственно созданной среде обитания в целях их разведения, выращивания, реализации и акклиматизации» [5] (далее – Правила). До этой даты рыбоводные хозяйства на территории Российской Федерации руководствовались «Ветеринарно-санитарными правилами для рыбоводных хозяйств» [7]. С момента принятия первых в истории СССР ветеринарных правил для рыбоводных хозяйств минули десятилетия. Сегодня аквакультура России развивается как многоукладная отрасль. Ежегодно растёт количество хозяйств, постепенно увеличивается количество видов рыб и других объектов аквакультуры. Современная экономика настоятельно требовала модернизации подходов к регулированию вопросов содержания объектов аквакультуры, с позиций обеспечения ветеринарной безопасности. Это же требование было предусмотрено обновленным Законом о Ветеринарии [3]. Разработка проекта Правил была поручена Департаменту ветеринарии Минсельхоза России. К разработке были привлечены специалисты отраслевых ассоциаций, научных учреждений, хозяйствующие субъекты.
В новых Правилах необходимо было учесть современные технологии содержания объектов аквакультуры, которые используются сегодня в Российской Федерации. Помимо этого, авторам проекта следовало представить требования Правил таким образом, чтобы они позволили хозяйствующим субъектам, не пренебрегая необходимыми мерами, обеспечить ветеринарную безопасность предприятий, а контролирующие структуры, при выполнении своих функций, не создавали излишней нагрузки на бизнес.
В поисках решения этих задач разработчики внесли в Правила ряд понятий для обозначения производственных объектов рыбоводной инфраструктуры, новых требований к содержанию объектов аквакультуры, карантину и проведению профилактических мероприятий, с которыми пользователям раньше не приходилось встречаться в нормативной базе в области аквакультуры.
В течение первого года правоприменительной практики разработчики получили немало писем от ассоциаций предприятий аквакультуры с вопросами по содержанию и применению Правил. В своих письмах пользователи указывают на то, что некоторые требования Правил вызывают в ряде случаев, неоднозначные толкования и затруднения в их применении.
Для того, чтобы как можно более широкий круг пользователей получил ответы на свои вопросы, авторы настоящей статьи подготовили обзор писем, поступивших в профильное ведомство и научные организации с вопросами, касающимися Правил.
Большинство вопросов пользователей относятся к главе II Правил – «Требования к содержанию рыб и иных водных животных».
Специалисты и руководители предприятий аквакультуры просят разъяснить, существует ли необходимость проведения идентификации живой рыбы в товарном рыбоводстве и на основании каких нормативных актов утверждены требования об идентификации и маркировке объектов аквакультуры в Правилах.
В этой связи следует отметить, что организация работы по маркировке и учёту продуктивных животных на государственном уровне проводится согласно генеральной стратегии Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций (ФАО) [10] по обеспечению безопасности продуктов питания. С помощью специальной маркировки странами-участницами формируется общая система контроля производства и перемещения (прослеживаемости) продуктовых товаров, в соответствии с принципом – «от поля до прилавка». Маркировка позволяет обеспечить отслеживание условий выращивания объектов аквакультуры и их дальнейшее движение в торговой сети на пути к потребителю.
В целях реализации данной стратегии, в Российской Федерации принят ряд нормативных актов. Так, приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2016 г. № 161 утвержден «Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету» [6], в который пунктом 14 включены рыбы и иные водные животные, содержание которых осуществляется в целях получения продукции аквакультуры и искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов.
Федеральным законом от 28.06.2022 г. № 221 ФЗ «О внесении изменений в Закон о ветеринарии» [4] внесены изменения в статью 2.5 Закона о ветеринарии [9] в части разработки Министерством сельского хозяйства Российской Федерации ветеринарных правил маркирования и учета животных.
В соответствии с изменениями, каждому сельскохозяйственному животному (или группе животных, в том числе и объектам аквакультуры), будет присвоен уникальный буквенно-цифровой идентификационный номер в виде бирки (таблички) или электронного чипа. Учет животных будет осуществляться уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации или аттестованными специалистами на безвозмездной основе. Указанные нововведения позволят обеспечить ветеринарную безопасность, а также контролируемое перемещение животных и продуктов животноводства по принципу «от поля до прилавка», система учета даст возможность собственникам получать гарантированные компенсации при чрезвычайных ситуациях и вспышках заболеваний.
Из всего перечисленного следует, что порядок учёта и маркировки объектов аквакультуры регламентирован рядом нормативных актов Российской Федерации, выполнение требований которых необходимо для защиты интересов, как самих производителей, так и потребителей продукции аквакультуры.
Многие пользователи просят разъяснить такие новые для рыбоводов понятия, как «обособленные» и «необособленные» производственные участки.
В этой связи следует отметить, что производственный комплекс хозяйства могут составлять производственные участки одного типа или участки различного назначения, в зависимости от видов продукции и целей производства. В данном случае термин «обособить» означает – выделить из общего, создав особое от других положение.
Пунктом 7 Правил определено, что обособленными производственными участками на территории рыбоводного хозяйства являются:
- участки, предназначенные для содержания производителей и ремонтного молодняка;
- участки инкубации икры;
- участки, на которых проводятся мероприятия по карантину рыб, иных водных животных (карантинные участки);
- участки для сбора и хранения биологических отходов.
Цель обособления вышеперечисленных участков одна – предотвращение распространения патогенов. Оно достигается за счет разрыва возможных путей передачи патогенов между производственными участками с использованием дезинфекционных барьеров, ограничений перемещения различных групп выращиваемых объектов и персонала, порядка расположения участков для выращивания разновозрастных групп относительно друг друга, использования специальных технологических приемов. При этом общая задача на различных участках решается по-разному.
В случае с участками для содержания производителей и ремонтных групп молоди, а также с участками инкубации икры стоит задача не допустить попадание патогенов в особо уязвимые производственные зоны хозяйства.
Напротив, обособление карантинных участков и участков для сбора и хранения биологических отходов направлено на предотвращение распространения патогенов из производственных зон повышенной опасности, коими они являются, на остальную территорию рыбоводного хозяйства. В соответствии с этими задачами, в Правилах установлены различные требования к размещению обособленных участков на территории хозяйства, к организации систем водоснабжения и утилизации использованной воды на этих участках, мерам и способам дезинфекции транспорта, инвентаря, наличию ёмкостей для профилактических обработок и т.п.
Понятие – «необособленные производственные участки» обозначает участки, по территории которых возможно перемещение сотрудников, посетителей, транспортных средств, различных грузов и т.д., без применения особых мер дезинфекции, как это установлено для обособленных производственных участков. Важно отметить, что к необособленным производственным участкам относятся также участки для содержания молоди (посадочного материала), взрослых рыб и иных объектов аквакультуры, которых выращивают для получения товарной продукции.
Помимо вопросов по поводу новых терминов, специалисты задают много вопросов по практическому применению требований II-й главы Правил.
Рыбоводов интересует, можно ли относить к садковым хозяйствам, расположенным на озерах, реках и на других водных объектах требования пункта 11 Правил о необходимости оборудования обособленных производственных участков системой независимого водоснабжения?
Требования пункта 11 Правил относятся только к тем хозяйствам, которые содержат рыб в различных объектах рыбоводной инфраструктуры, расположенных на суше (пруды, бассейны, рыбоводные каналы и т.д.). В этом случае каждый объект рыбоводной инфраструктуры может быть осушен или наполнен водой в автономном режиме, не оказывая влияния на другие пруды, бассейны и каналы. Именно такой тип водоснабжения объектов рыбоводной инфраструктуры называется независимым.
Применение независимого водоснабжения, в условиях наземной инфраструктуры, позволяет оптимизировать проведение технологических операций по пересадке рыб при их содержании и выращивании. Помимо этого, использование независимого водоснабжения делает возможным проведение профилактических и карантинных мероприятий непосредственно на производственных участках, что позволяет успешно проводить мероприятия по профилактике и ликвидации болезней с минимальными финансовыми и трудовыми затратами.
Также вызывает вопросы требование пункта 13 Правил о размещении карантинных участков на территории рыбоводного хозяйства.
В частности, спрашивают, как можно выполнить требования этого пункта в случае выращивания рыбы в садках, расположенных на озерах или водохранилищах?
Следует отметить что, согласно требованиям пункта 13 Правил, карантинный участок должен располагаться в конце системы водоснабжения хозяйства таким образом, чтобы стоки из него не могли попасть в систему водоснабжения хозяйства или в водоём, имеющий рыбохозяйственное значение. Поэтому требования пункта 13 Правил обращены к карантинным участкам рыбоводных хозяйств, инфраструктура которых расположена на суше.
Помимо этого, Правилами предусмотрена возможность проведения карантина не только на наземных специализированных (карантинных) участках, но и на иных производственных участках, в частности – на участках для выращивания товарной рыбы. В том числе и на тех, которые расположены на акватории водоёмов, то есть на рыбоводных участках.
Условия карантинирования объектов аквакультуры по второму варианту изложены в пункте 40 Правил. Главным условием для осуществления данного вида карантинирования является комплектование участка посадочным материалом по принципу – «всё свободно-всё занято». Согласно Правилам, участок, на котором будет проводиться процедура карантинирования, возможно комплектовать особями, принадлежащими только к одному биологическому виду и к одной возрастной группе. После окончания процедуры карантинирования такой участок, предназначенный для получения товарной продукции, перестаёт считаться «обособленным» и становится «необособленным производственным участком».
Много вопросов и замечаний поступает по поводу требований пункта 16 Правил, которые предписывают, как проводить работы по выпуску объектов аквакультуры в водный объект и их изъятию из водного объекта в пределах береговой полосы.
В своих обращениях, пользователи аргументировано указывают, что в зимнее время в северных регионах Российской Федерации эти требования просто невыполнимы, так как из-за ледового покрова невозможно буксировать садки к берегу для проведения манипуляций с рыбой.
Суть данных требований состоит в том, что рыбоводным организациям разрешается проведение работ в пределах береговой полосы, в том числе – с использованием технических и транспортных средств. При осуществлении работ необходимо соблюдать требования по дезинфекции инвентаря и транспортных средств. При этом Правила не содержат требования проводить изъятие рыбы исключительно в пределах береговой полосы. Обращаем внимание рыбоводов, что пунктом 50 Правил предусмотрено изъятие объектов аквакультуры непосредственно из садка, по месту его расположения, без требования обязательной буксировки садков к берегу.
Такое же ограниченное действие имеет и требование пункта 34 Правил: «…садки, другие технические средства для содержания рыб в возрасте до 2 лет включительно, размещаются выше по течению, чем садки, другие технические средства, предназначенные для содержания рыб в возрасте от 2 лет и старше …».
Рыбоводы просят уточнить, как выполнить данные требования, если садки расположены на озере или водохранилище, в которых течение отсутствует?
Ключевым условием для выполнения требования пункта 34 Правил является наличие в водном объекте ярко выраженного однонаправленного течения. Данное требование нацелено то, чтобы воспрепятствовать распространению патогенной микрофлоры с помощью течения воды. Если в водном объекте отсутствует однонаправленное, чётко выраженное течение, требование пункта 34 Правил не применимо.
Теперь перейдём к вопросам о карантинировании объектов аквакультуры.
Многие рыбоводы считают, что требование пункта 40 Правил о проведении карантинных мероприятий на производственных участках относятся только к прудовым хозяйствам, но это не верно. Требования пункта 40 Правил распространяются, как на прудовые хозяйства, так и на хозяйства индустриальной аквакультуры, осуществляющие содержание рыб в прудах, бассейнах, садках и других технических средствах. В том числе расположенных и на акватории водных объектов.
При этом непременно должен соблюдаться основной принцип комплектования производственного участка объектами аквакультуры – «всё свободно-всё занято», как уже упомянуто выше.
Отдельно следует сказать о сроках проведения карантинных мероприятий на производственных участках.
В пункте 38 Правил указано, что период карантинирования должен быть не менее 30 суток.
Вместе с тем, в главе 17 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 [1], подробно указано, как нужно считать длительность периода карантинирования.
Согласно Решению Комиссии, к ввозу на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) перемещению между государствами-членами допускаются добытые в природных водоемах живые рыбы, а также рыбы и иные водные животные, происходящие из хозяйств аквакультуры. Все ввозимые рыбы и иные водные животные должны находиться в карантине продолжительностью не менее 30 суток при температуре выше 12°C в условиях карантинного предприятия (участка).
Участок, на котором рыбы и иные водные животные проходят карантин, должен быть зарегистрирован в государственной ветеринарной службе. Карантин проводится под наблюдением ветеринарного врача. В период карантинирования врач проводит визуальный осмотр репрезентативной выборки объектов аквакультуры и их клинические исследования на наличие заболеваний, в соответствии с перечнем специфических болезней и чувствительных к ним видов.
В тех случаях, когда комплектование рыбоводного участка посадочным материалом проходит в несколько этапов, срок начала карантинного периода на обособленном производственном участке устанавливается на дату ввоза первой партии. Окончание карантинирования производится спустя 30 дней после даты размещения последней партии молоди на данном участке, если температура воды в этот период была 12°С и выше. Если температура воды ниже 12°С, то срок карантинирования увеличивается на соответствующее число градусодней. После окончания карантинирования, обособленный производственный участок садкового хозяйства становится участком выращивания товарной продукции аквакультуры и считается необособленным производственным участком.
Многие рыбоводы просят прокомментировать те случаи размещения объектов аквакультуры указанные в Правилах, когда проведение процедуры карантинирования не является обязательным.
Если в рыбоводном хозяйстве комплектование нагульных участков проводится посадочным материалом, ввозимым с территории собственных обособленных производственных участков, то, согласно требованиям пункта 42 Правил, карантинирование не проводится.
Однако перед перевозкой, пересадкой с обособленного производственного участка на другие производственные участки объекты аквакультуры должны быть осмотрены ветеринарным специалистом и признаны клинически здоровыми без выявленных отклонений.
Также пользователи спрашивают, что означает понятие «участки реализации продукции аквакультуры».
Участки реализации продукции аквакультуры, подразумевают водные объекты – отдельно расположенные пруды, бассейны, садки, а также объекты инфраструктуры, оборудованные для любительского и спортивного рыболовства, предназначенные для содержания объектов аквакультуры, прошедших процедуру ветеринарно-санитарной экспертизы в целях их реализации потребителям,
Далее рассмотрим вопросы специалистов-рыбоводов к главе IV-й Правил – «Требования к проведению обязательных профилактических мероприятий и проведению диагностических исследований рыб и других водных животных».
Пользователей интересует, кто из ветеринарных специалистов уполномочен проводить ежегодные осмотры объектов аквакультуры с отбором проб и проведением лабораторных анализов и какие виды исследований при этом осуществляются.
В соответствии с пунктом 43 Правил, осмотр объектов аквакультуры является частью Плана противоэпизоотических мероприятий. Во всех субъектах Российской Федерации ветеринарные специалисты, согласно своим полномочиям, ведут работу по осмотру хозяйств аквакультуры, фиксируют случаи возникновения болезней, проводят мероприятия по их профилактике и ликвидации. На основании данных, полученных в ходе указанных работ, они составляют План противоэпизоотических мероприятий для рыбоводных хозяйств, как для каждого хозяйства в отдельности, так и для каждого района и для всего субъекта в целом. Исполнение указанного плана обеспечивают ветеринарные специалисты на территории региона. Во время осмотра рыбоводных хозяйств ветеринарные специалисты должны проводить исследования, направленные на выявление инфекционных, инвазионных, незаразных болезней и отравлений рыб, в соответствии с главой II Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 г. № 27 [2].
Относительно того, сколько раз могут проводиться проверки ветеринарной безопасности рыбоводных хозяйств в течение года, следует обратиться к пункту 44 Правил.
В соответствии с требованиями данного пункта, осмотр с проведением лабораторных (ихтиопатологических) исследований рыб и иных водных животных, содержащихся на обособленных производственных участках, проводится не реже 4-х раз в год, а на необособленных – не реже двух раз в год.
Исследования могут проводиться ветеринарными специалистами как в ихтиопатологических лабораториях, расположенных на обособленных производственных участках, так и в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации.
В случае если, при проведении осмотра или исследований, ветеринарными специалистами будут диагностированы заразные болезни, дальнейшие ветеринарные мероприятия осуществляются в соответствии с Ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, утверждаемых Минсельхозом России, в соответствие со статьей 2.2 Закона «О ветеринарии»[8].
Важным новшеством является утверждение Правилами в практике российской аквакультуры новой процедуры. Речь идет о соблюдении режима «парования» на рыбоводных участках после изъятия выращенной рыбы из садков (требования пункта 50 Правил).
Многие рыбоводы, трактуют данное требование таким образом, что считают изъятием любую операцию, в ходе которой рыбу достают из воды.
На этот случай, следует особо отметить, что данные требования не касаются таких ординарных технологических операций, как сортировка, пересадка рыб и иных.
Термин «изъятие», используемый в пункте 50 Правил, означает полное извлечение рыбы из садка, в целях её дальнейшей реализации в качестве продукции аквакультуры. После того как произошло полное изъятие рыбы, необходимо провести дезинфекцию садков. Далее в течение 60 суток садок и участок акватории, на котором он расположен, должны пройти, так называемую, процедуру парования. В течение этого периода акватория, на которой были установлены садки, должна быть свободна от объектов аквакультуры. Данный технологический перерыв позволяет обеспечить разрыв последовательных стадий размножения и развития болезнетворных организмов, которые накопились в садке и в водоёме в процессе выращивания объектов аквакультуры. К моменту истечения 60 суток садок может быть подготовлен к посадке в него рыбы, а по истечении периода парования этот садок, или садковый комплекс могут быть вновь укомплектованы посадочным материалом.
В заключение нашего обзора, следует сказать, что, безусловно, в дальнейшем, с развитием аквакультуры и правоприменительной практики, в настоящие Правила будут вноситься различные изменения и дополнения. Однако уже сегодня в них заложена основа для обеспечения сохранности объектов аквакультуры на предприятиях с самым разным потенциалом – от маленьких прудов до больших индустриальных хозяйств.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Вклад в работу авторов: В.Д. Константинов – идея работы, подготовка введения, заключения, подготовка статьи, окончательная проверка статьи; Ю.Г. Боев – сбор и анализ данных, подготовка и анализ базы данных.
The authors declare that there is no conflict of interest.
Contribution to the work of the authors: V.D. Konstantinov – the idea of the work, preparation of the introduction, conclusion, preparation of the article, final verification of the article; Yu.G. Boev – data collection and analysis, preparation and analysis of the database.
1. Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317.
2. Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 г. № 27.
3. Федеральный Закон Российской Федерации N 4979-1 "О ветеринарии" утверждён 14.05.1993 г. Российская газета, 18.06.1993.
4. Федеральный закон № 221-ФЗ «О внесении изменений в Закон о ветеринарии» утверждён 28.06.2022 г. // Российская газета. – 30.06.2022.
5. «Ветеринарные правила содержания рыб и иных водных животных в искусственно созданной среде обитания в целях их разведения, выращивания, реализации и акклиматизации" утверждены приказом № 782 Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23.12.2020 г. // Российская газета – 17.05.2021.
6. «Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету» утверждён приказом № 161 Минсельхоза России 22 апреля 2016 г. Российская газета, 01.06.2016.
7. «Ветеринарно-санитарные правила для рыбоводных хозяйств». Сборник инструкций по борьбе с болезнями рыб. – М.: Отдел маркетинга АМБ-агро, 1998. – С-5-15.
8. Статья 2.2 Закона о ветеринарии «Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных».
9. Статья 2.5 Закона о ветеринарии «Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных».
10. Доклад ФАО «Будущее продовольствия и сельского хозяйства - Тенденции и вызовы» 2017 г.