В статье рассматриваются представления В.Ф. Пановой (1905-1973), известной советской писательницы, знатока детской психологии, о взрослении или психическом развитии в дошкольном детстве в условиях познания ребенком окружающего мира и взаимодействия с ним. Решающее влияние на эмоциональные переживания, размышления и поведение мальчика оказывает совокупность трех составляющих этого мира: природа, животные, маленький городок и улица проживания, предметы; группа ребят; а главным образом близкие взрослые с их моральными нормами и правилами. Взросление обусловливает не сама по себе цепь жизненных событий. Его ведущими факторами выступают, с одной стороны, умственная и практическая деятельность дошкольника, направленная на понимание, вхождение, установление связей с каждой из составляющих мира и, с другой, общение со взрослым, стоящим на гуманистической, личностно-ориентированной, гендерной позиции в отличие от авторитарной, формально-педагогической. В процессе взросления у ребенка формируются такие важнейшие психологические приобретения: во-первых, произвольность поведения и деятельности, познавательных и эмоциональных процессов; во-вторых, интеллектуальная деятельность в сфере размышлений о трех составляющих окружающего мира, осознания своего места во взаимоотношениях с каждой из них, но, прежде всего, с близкими в соответствии с главной нравственной нормой – справедливостью. Переход к новой ступени психического развития связан с завершением лучезарного детства и встречей ребенка с трагическими тайнами человеческого бытия – разлука, печаль и др.
взросление, личностно-ориентированное и авторитарное воспитание, наглядно-образное мышление, общение с природой, товарищами, взрослыми, произвольность поведения и деятельности
1. Богуславская З.Б. Сережа // Богуславская З.Б. Вера Панова. Очерк творчества. М.: Гос. изд-во Художественной литературы. 1963. С. 103-120.
2. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж. 1996. 197 с.
3. Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика. 1986. С. 260-275.
4. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика. 1986. С. 66-77.
5. Нинов А.А. Дети вступают в жизнь // Нинов А.А. Вера Панова. Очерк творчества. Л.: Лениздат. 1964. С. 164-180.
6. Панова В. Сережа. Несколько историй из жизни очень маленького мальчика // Собрание сочинений: В 5 т. Л.: «Художественная литература». Ленинградское отделение. Т. 3 Повести и рассказы. 1988. С. 188-275.
7. Панова В. Ясный берег. Повесть // Собрание сочинений: В 5 т. Л.: «Художественная литература». Ленинградское отделение. Т. 3 Повести и рассказы. 1988. С. 6-187.
8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.Л: Государственное учебно-педагогическое издательство. 1932. 412 с.
9. Плоткин Л.А. Сережа, Коростелев и другие // Плоткин Л.А. Творчество Веры Пановой. Л.-М.: Советский писатель. 1962. С.109-133.
10. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: КРОНУС. 2016. 280 с.
11. Тевекелян Д.В. Поведут наш караван. Кое-что о корневой системе // Тевекелян Д.В. Вера Панова. М.: Советская Россия, 1980. С. 114-124.
12. Урунтаева Г.А. Детская психология. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М. 2020. 384 с.
13. Чуковский К. От двух до пяти // Собр. соч. в 6 т. М.: Изд-во «Художественная литература». 1965. Т. 1. С. 335-724.
14. Эльконин Д.Б. Детская психология. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 384 с.