Статья посвящена сравнительному исследованию особенностей компетенции саморегуляции у мальчиков и девочек с различным типом поведения: нормативным и девиантным. Для выявления сформированности компетенции саморегуляции применялся опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой, позволяющий оценить особенности планирования, моделирования, программирования и оценки результатов, проявляющихся в деятельности и поведении. В исследовании участвовали мальчики и девочки с девиантным поведением, состоящие на патронатном контроле в Городском центре «Подросток» г. Ижевска, и мальчики и девочки с нормативным поведением, обучающиеся в общеобразовательных школах. Для статистической обработки данных применялись: критерий Манна - Уитни (U) и ранговый критерий Вилкоксона для связанных выборок, а также коэффициент корреляции Пирсона с последующим построением корреляционных плеяд. Было обнаружено, что как у девочек, так и у мальчиков с нормативным поведением значения регуляторных показателей по всем шкалам находятся на уровне выше среднего и высоком уровне. У девиантов обеих групп большинство показателей компетенции саморегуляции находятся на уровне ниже среднего, а показатель шкалы «Общий уровень саморегуляции» - на низком уровне. Единственным показателем, достигающим высокого уровня у девиантов, является самостоятельность у мальчиков. Полученные в корреляционном исследовании результаты демонстрируют, что во всех группах ядром корреляционных плеяд является общий уровень саморегуляции, имеющий наибольшее количество значимых связей; показатель «Самостоятельность» проявляет определенную автономность - он не имеет связей с ядром и образует только отрицательные корреляционные связи с другими регуляторными шкалами. Имеются различия в общем рисунке плеяд: у девиантных подростков обоего пола корреляционные связи не образуют единой плеяды, а у нормативных подростков все показатели компетенции саморегуляции связаны между собой. В результате проведенного исследования наше предположение о существовании гендерных различий в развитии компетенции саморегуляции и ее отдельных компонентов у подростков не получило однозначного подтверждения. Существование выявленных отличий в большей степени детерминировано нормативностью (девиантностью) подростков, нежели их гендерной принадлежностью.
компетенция саморегуляции, уровни развития показателей, подростки, нормативное поведение, девиантное поведение
1. Бондарева Е. В., Стеценко Н. В. Метод корреляционных плеяд в практике педагогических исследований // Математическая физика и компьютерное моделирование. 2018. Т. 21, № 2. С. 52-58
2. Гапонова С. А., Деветьярова И. Н. Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности // Человек: преступление и наказание. 2020. Т. 28(1-4), № 3. С. 462-473
3. Горьковая И. А., Микляева А. В. Система социальных контактов подростков с устойчивым противоправным поведением в контексте доминирующей направленности личности в общении // Прикладная юридическая психология. 2021. № 3. С. 12-21
4. Ерофеева Н. Ю. Основные категории гендерной педагогики // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. № 2. С. 85-102
5. Ильин Е. П. Психология воли. СПб. : Питер, 2009. 368 с
6. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н. Диагностика саморегуляции человека. М. : Когито-Центр, 2015. 304 с
7. Моросанова В. И., Фомина Т. Г., Цыганов И. Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей. М. : Нестор-История, 2017. 380 с
8. Пушкарева Т. Г., Трифонова Ю. А. Содержание, структура социальной компетентности и ее диагностика // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 11. URL : https:// human.snauka.ru/2012/11/1903 (дата обращения: 02.06.2022)
9. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. М. : HIPPO, 2005. 384 с
10. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности : в 2 т. М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2005. Т. 1. 568 с
11. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2006. 768 с